Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа
.Сущность предложения. Объем и структура предложения Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
8. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
Необходимость государственного регулирования возникает не только в связи с несовершенством отдельных рынков (неединственность равновесия, его нестабильность, неполный учет затрат и результатов), но и в связи с необходимостью решения макроэкономических задач (борьба с инфляцией, обеспечение полной занятости, совмещение принципов экономической эффективности и социальной справедливости и ряд других). Такое регулирование может иметь целью стабилизацию равновесия или его сдвиг, приближение к равновесию или, наоборот, отклонение от него. Оно может осуществляться путем прямого контроля за уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций), некоторыми другими методами.
Прежде всего рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых потоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог с оборота, существовавший в бывшем СССР, и частично заменивший акциз, введенный в России с 1992 г.
Непосредственными плательщиками в государственный бюджет таких налогов являются обычно продавцы: Ставки потоварного налога устанавливаются либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме (в рублях) с каждой единицы товара.
Рассмотрим рисунок 8. допустим, что правительство ввело налог на данный товар в сумме Т руб. на каждую единицу этого товара. Предположим сначала, что налог вносится в госбюджет продавцами. Сначала, до введения налога, линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. равновесная цена составляла P1, равновесный объем продаж – Q1.
Введение налога вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1, если его цена составит Р1; теперь же они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена-брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем Р1. в этом случае производители получат цену-нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2S2.
Рисунок 8 – Воздействие
на рыночное равновесие потоварного
налога при уплате его продавцами
Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, Р+, Р-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена Р+, которую платит покупатель, окажется выше первоначальной Р1. Цена Р-, которую фактически получает продавец (без налога), окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р+АВР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени ложится на покупателей.
Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на Т.
Действительно, если ранее покупатели согласны были приобрести количества товара Q1 при цене Р1, то теперь они согласятся приобрести то же количество товара, если только его цена без налога будет на Т руб. ниже. Тогда покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене.
Нетрудно убедиться, что новый объем продаж Q2, цены Р+ и Р- будут точно такими же, что и в случае, когда налог вносится в бюджет продавцами. Таким образом, не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога: продавец или покупатель. Результат будет один и тот же. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема рынка, повышение цены, фактически уплачиваемой покупателями, и понижение цены, фактически получаемой продавцами.
Степень воздействия потоварного налога на объем продаж зависит от наклонов линий спроса и предложения. Линия спроса и предложения имеют пологий наклон: введение потоварного налога, уплачиваемого продавцами, вызывает резкое сокращение равновесного объема рынка. Предположим, что речь идет в данном случае о красных автомобилях. Для большинства покупателей цвет автомобиля не имеет большого значения. Повышение цен только на красные автомобили вызывает переключение спроса покупателей с красных автомобилей на автомобили другого цвета. Поэтому линия спроса на красные автомобили имеет довольно пологий характер. Пологой должна быть и линия предложения, поскольку производители при понижении цен (без налога) на красные автомобили без особого труда могут сократить их производство и увеличить выпуск автомобилей другого цвета. Введение налога только на красные автомобили может привести к полному исчезновению их с рынка.
Линия спроса и предложения имеют крутые наклоны. Допустим, что речь идет о сельскохозяйственных тракторах.
Введение потоварного налога такого же размера, что и в первом случае, вызывает гораздо меньшее сокращение равновесного объема рынка. Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Очевидно, что объем
Спроса на электролампочки мало зависит от их цены. Поэтому линия спроса имеет очень крутой наклон. Линия же предложения, во всяком случае в длительном периоде, имеет весьма пологий наклон. Большая часть налогового бремени возлагается на покупателей и меньшая часть – на производителей. Можно сделать вывод, что чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей и тем меньшая часть налога ложится на производителей.
Рассмотрим теперь возможность изъятия государством с помощью потоварного налога так называемого «незаработанного дохода», который может возникнуть у предприятий в результате благоприятной рыночной конъюнктуры. На рисунке 9 D1D1 – первоначальное положение линии спроса, IS1, SS1, LS1 - линии предложения в мгновенном, коротком и длительном периодах. Первоначальное равновесие характеризуется равновесны объемом рынка Q1 и равновесной ценой Р1.
Рисунок 9 – Изъятие
государством с помощью потоварного
налога
»незаработанного дохода»
Предположим, что неожиданно спрос на товар резко возрос, линия спроса заняла положение D2D2. цена в мгновенном периоде возрастет до уровня Р2, а затем по мере увеличения производства данного товара будет снижаться. В длительном периоде цена опустится до уровня Р3, объем продаж возрастет до Q3.
Обратим внимание на то, что сразу после увеличения спроса прибыль предприятий, выпускающих данный товар, резко возрастает. Прирост прибыли в расчете на единицу продукции составляет Р2-Р1. именно это увеличение прибыльности и стимулирует расширение производства данного товара.
Но правительство под
давлением общественного мнения
может отнестись к этой дополнительной
прибыли как к «незаслуженному»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения данной работы было установлено, что объем предложения - это количество товара, которое продавцы хотят реализовать за некоторый период на данном рынке. Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства (физический капитал), доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов.
Выявлено, что на уровень предложения влияют следующие факторы: издержки производства, которые в свою очередь зависят от наличия производственных мощностей и природных ресурсов, от наличия квалифицированной рабочей силы, природно-климатических условий и т.д.; уровень налогов и дотаций; перспективы развития отрасли; технологические возможности производителя.
Шкала предложения отражает
зависимость между объемом
Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.
Эластичность предложения по цене, или эластичность предложения, представляет собой процентное увеличение объема предложения, отнесенное к процентному увеличению цены. Эластичность предложения больше или равна нулю; она равна нулю, когда кривая предложения вертикальна, и бесконечна, когда кривая предложения горизонтальна.
Эластичность предложения, как правило, выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном. Это означает, что сдвиг кривой предложения приводит к большому изменению цены и малому изменению количества (объема предложения) в краткосрочном периоде и к меньшему изменению цены и большему изменению количества в долгосрочном периоде.
Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первой необходимости.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -3
1. Предложение товара. Закон предложения - - - - - - - - - - - - - - - - 5
2. Детерминанты предложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 8
3. Взаимодействие
спроса и предложения.
равновесие - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - - 12
4. Ценовая эластичность предложения - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 16
5. Совокупное предложение
и факторы,
на него влияющие - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - 20
6. Влияние государства и монополий на рынок - - - - - - - - - - - - 23
7. Закон спроса
и предложения как фундамент
рыночной
экономики - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - - 29
8. Государственное регулирование рынка - - - - - - - - - - - - - - - - 32
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 37
Список использованных источников - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 39
Министерство образования РФ
Саратовский государственный технический университет
Институт бизнеса и делового администрирования
Кафедра: ММЛ
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»