Предложение.Совокупность предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Описание

.Сущность предложения. Объем и структура предложения Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение — это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.

Работа состоит из  1 файл

Сущность предложения.docx

— 192.34 Кб (Скачать документ)

 

Если страна имеет много  внутренних ресурсов, высокую производительность, достаточно низкие налоги, то все это  уменьшает издержки на единицу продукции  и сдвигает кривую AS в положение AS1(см. рисунок 6), то есть вправо. Вышеуказанные факторы с обратным знаком приводят к противоположным результатам: кривая AS сдвигается в положение AS2.

  1. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА И МОНОПОЛИЙ НА РЫНОК

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с  помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь  на предметы первой необходимости.

Налоги, которые платит производитель, заставляют его повышать цены на продаваемые  товары, в результате цена на товар  возрастает, что приводит к понижению  спроса на него. По данной причине равновесная  цена превысит ту, которая была без  налога. Га графике это изображается путем поднятия точки пересечения кривой предложения и спроса, поскольку сдвигается вверх кривая предложения (см. рисунок 7). Значительную долю налога производитель стремится переложить на покупателя, хотя сам тоже несет потери. Но налоги необходимы государству для финансирования бюджета и реализации социальных программ. Вмешательство государства в рыночный механизм является неизбежным, ибо без этого невозможно защитить, например, интересы малообеспеченных слоев населения.

Р1

Р2

Ц

Е

Н

А

 

Количество товара

Р исунок 7 – Кривая предложения

Следует также учитывать, что рынок не может решить все  те проблемы, которые возникают в  обществе. Среди них выделим три  основные, которые по отношению к  рынку выступают как внешние  проблемы.

Во-первых, следует различать  частные и общие затраты, социальные затраты и результаты деятельности людей. Если первые из них регулируются государством. Чтобы понять это различие, приведем пример частного предприятия, которое процветает на рынке, но в то же время загрязняет окружающую среду и тем самым наносит ущерб здоровью людей. Каким образом рынок может воздействовать на такого предпринимателя? Очевидно, что никак, тогда как государство может наложить на него крупной налог за нарушение экологии и заставить принять необходимые меры для усовершенствования технологии производства. Указанное административное вмешательство отвечает интересам общества и поэтому подобный налог, который в экономической литературе называют налогом Пигу, способствует улучшению качества жизни людей, их среды обитания. Таким образом государство достигает регулирования частных и общих интересов, препятствует стремлению получить сверхприбыль за счет ухудшения среды обитания, чрезмерного истощения сырьевых и других природных ресурсов.

Во-вторых, механизм рыночных отношений позволяет людям удовлетворять  запросы, которые можно выразить с помощью денег. Рынок, естественно, реагирует только на такой денежный спрос и поэтому оставляет  в стороне запросы людей, носящие  коллективный характер, а следовательно, одинаково важные для всех граждан государства (оборона страны, сохранение общественного порядка, государственное управление и т.п.).

Общественные, коллективные потребности охватывают различные  по объему группы людей, начиная, например, от муниципалитета и кончая населением страны. В самом деле, если заботы о водопроводе, местных дорогах  выражают общие интересы граждан  некоторого района или муниципалитета, а более общие интересы по налаживанию  и управлению хозяйственной жизнью и национальной культуры касаются всех граждан той ил иной республики, то интересы обороны страны, правопорядка, внешней политики одинаково важны  для всех граждан государства.

Такого рода общественные интересы в западной экономической  литературе называют даже общественным товаром (по некоторой аналогии с  обычным товаром), который удовлетворяет  потребность не индивидуальную, частную, а коллективную, общественную. В  условиях свободной рыночной экономики  представление таких общественных товаров становится функцией государства  и затраты на них ложатся на государственный, республиканский  и местные бюджеты. В этих целях  осуществляется налоговая политика, которая должна быть в равной степени  обременительной и для миллионера и для людей со скромным доходом. Иными словами, такая политика должна учитывать доходы людей и соответственно этому распределять налог. В западной литературе часто пишут, что налогообложение  должно опираться на критерий Викселля, то 6есть чтобы его тяжесть в равной мере ощущалась людьми с разными доходами. Размер налога определяется по шкале, на которой большему доходу соответствует и больший налог, то есть налогообложение является прогрессивным по отношению к доходу.

В-третьих, государство выполняет  функцию обеспечения необходимым  количеством денег, которые служат средством обмена и должны быть ограждены  от подделок. Но это, хотя и важная, но чисто техническая сторона деятельности государства.

Что касается установления в законодательном порядке максимальных или фиксированных цен, то в странах  с рыночной экономикой к ним прибегают  вследствие возникновения особых трудностей, например, во время войны, в период спада и депрессий, когда сокращается  выпуск продукции, в частности, товаров  народного потребления. Так, даже в  Соединенных Штатах в период второй мировой войны была установлена  максимальная цена на предметы первой необходимости, не говоря уже о карточной  системе в других воевавших странах. Да и сейчас на квартирную плату  и некоторые коммунальные услуги существуют максимальные, а иногда и фиксированные цены.

Как влияет установление максимальных цен на спрос и предложение? Очевидно, что в этом случае ограничение  цены приведет к нарушению нормального  механизма формирования рыночной цены. Если закон запрещает продавать  товар по цене максимальной, то в  результате сократится его предложение, но спрос при этом не только не уменьшается, но даже возрастает, что неминуемо  приведет к очередям, спекуляции и  в конечном итоге – к возникновению  черного рынка. Вспомним, хотя бы, к  чему привело ограничение цен  на мясо у нас, на колхозных рынках. Никакие запреты не помогли возникновению  черного рынка. А когда фиксированная  цена устанавливается в государственной  торговле, то при недостатке предложения  сразу возникает спекуляция, не говоря уже об очередях. А ведь наше хозяйство  нельзя назвать рыночным. В рыночном хозяйстве всякие ограничения цен  приводят к тому, что спрос и  предложение не уравновешивают друг друга: между ними возникает разрыв вследствие недостатка предложения. В  таком случае остается единственный выход: ввести рационирование продуктов  или карточную систему их распределения, причем число карточек должно соответствовать  количеству имеющихся запасов продуктов.

Главными функциями государства  в условиях рыночной экономике являются регулирование отношений между  частными и общественными интересами и защита общих интересов граждан в форме создания соответствующих общественных институтов или общественных товаров. Обе функции осуществляются главным образом путем налогообложения, а иногда административными решениями или необходимыми юридическими законами.

С помощью налогов и  законов регулируется также деятельность монополий и олигополий на рынке (в переводе с греческого термин «монополия» означает единственный продавец, «олигополия» - несколько  продавцов). Если рынок будет завоеван одним или несколькими крупными продавцами, то есть монополистом или  олигополистом, то это значительно подорвет свободу конкуренции между многочисленными мелкими и средними продавцами. Ведь крупные продавцы, сговорившись между собой, могут установить неоправданно высокие цены, пользуясь тем, что они располагают подавляющим количеством товара. Ясно, что это важно, для покупателей, которые вынуждено станут покупать крайне необходимый товар по высоким, монопольным ценам.

При свободной конкуренции  покупатель имеет свободу выбора, покупая товар того же рода по более  низкой цене, что в конце концов приведет к равновесию цен. Монополисты  или олигополисты не заинтересованы ни в увеличении количества, ни в увеличении количества, ни в улучшении качества товара, ибо они знают, что покупатель все равно возьмет их товар. Все это приведет к дезорганизации рынка, задержит конкуренцию и тем самым технический прогресс на производстве. Таким образом, становится очевидным, что монополии представляют собой зло, против которого необходимо вести борьбу.

Государство и здесь выступает  в качестве защитника свободной  конкуренции. В этих целях оно  может использовать как чисто  экономические, так и административные и юридические меры.

К экономическим относятся меры налогообложения монополистов, в результате чего заметно уменьшаются их сверхдоходы, получаемые за счет установления на рынке чрезмерно высоких, монопольных цен. Когда такие методы оказываются недейственными, то прибегают к запретам юридического характера. В истории Соединенных Штатов Америки наиболее заметным примером антимонопольного закона, на который часто ссылаются, является принятый почти сто лет назад антитрестовский закон Шермана, согласно которому запрещались всякие тайные сделки по монополизации торговли. Они могут быть направлены не только на повышение, но и на снижение цен, чтобы вытеснить с рынка неугодных монополиям или олигополиям частных продавцов. Конечно, все эти меры не превращают рынок в место, где осуществляется свободная конкуренция в строгом смысле слова. Такого рода рынок, как мы отмечали, практически нигде не существует, но стремление сохранить конкуренцию, основать ценообразование на спросе и предложении товаров и услуг составляет важнейший принцип рыночной экономики.

Рузавин Г. И. в «Курсе рыночной экономики» пишет, что “представляются весьма необоснованными попытки некоторых наших политиков, публицистов и народных депутатов заявлять в прессе и с парламентских трибун о возможности создания совершенно нерегулируемого рынка в нашей стране. Регулирование, по их мнению, возможно лишь в процессе перехода к настоящему рынку, а не тогда, когда рынок уже существует. В основе таких представлений лежит чисто умозрительное понятие о рынке, то есть в сущности идеализация, а не реальная хозяйственная жизнь со всеми ее сложностями и переплетениями разных экономических и иных структур.”/5, c.62/

7. ЗАКОН СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ

РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Спрос и предложения являются подлинными регуляторами рыночных отношений. Если иногда, в силу каких-либо особых обстоятельств, и возникает необходимость  вмешательства иного характера, то в конечном итоге оно может  привести к расстройству рыночного механизма. Равновесие, а значит стабильность цен, устанавливается только со временем, да и в этом случае возможны колебания вокруг средних величин. Поэтому закон спроса и предложения имеет статистический характер.

Нередко спрашивают, почему в этом законе учитываются только две переменные величины? Ведь на спрос  влияют разные факторы и обстоятельства, вплоть до моды, а предложение существенно  зависит от издержек производства. Не следует ли поэтому наряду с  издержками учитывать предложение  как другой фактор? Подобного рода заявления на первый взгляд кажутся  обоснованными, но если бы мы попытались включить различные факторы, влияющие на спрос и предложение, то получили бы весьма сложную и запутанную картину, в которой трудно выделить главное. Все дело, однако, в том, что категории  спроса и предложения включают все  известные и даже неизвестные  нам факторы. Мы можем их анализировать, оценивать их влияние, но это уже  дело дальнейшего исследования. Что  касается спроса и предложения, то они  могут быть зафиксированы точным образом с помощью денежной меры. Все субъективные желания, склонности и ожидания в процессе спроса получают точную меру, тем самым объективизируются и приобретают характер экономических отношений между покупателем и продавцом. Однако это не означает, что все не поддающиеся выражению в деньгах, не имеет значения для человека и общества в целом. То, что невыразимо в деньгах и не имеет цены, не имеет отношения и к закону спроса и предложения.

Другой вопрос касается влияния  таких факторов, как издержки, которые безусловно выразимы в деньгах и имеют прямое отношение к предложению товаров. Фактически они всегда подразумеваются при назначении цены, поэтому автоматически учитываются в категории предложения. Тем не менее спрос зависит не только от издержек и предложения вообще.

Как и всякий общественный закон, закон спроса и предложения  проходит через сознание людей, по крайней  мере его требования всегда ощущаются на рынке. Но это отнюдь не превращает его в некое субъективное желание и предписание, что становится очевидным, если попытаться действовать против требований закона, скажем, при установившемся равновесии цен продавать товар выше или ниже стабильной рыночной цены. В первом случае продавец останется со своим товаром, во втором – разорится. Таким образом, люди могут не знать закона, но жизнь заставляет их выполнять его требования. Задача теории – открыть этот закон, выявить все его требования, с тем, чтобы помочь разумно, целенаправленно руководить экономикой, в частности рыночной.

В нашей литературе много  писалось о стихии ранка, его разрушительном характере, возникновении конфликтов между спросом и предложением, ведущих к спадам производства, его  депрессии и к кризисам. Спрашивается, могут ли люди при соответствующих  условиях оказывать воздействие  на закон, использовать его в своих  интересах? В ответ часто говорят, что законы действуют с железной необходимостью, из чего делается вывод  о бессилии людей и фатальном  исходе событий.

Но характер проявления закона спроса и предложения можно изменить, воздействую на его факторы, например, уменьшив предложение и подняв цены на монопольном рынке, что, как мы видели, приведет к расстройству рынка  и отрицательно скажется на благосостоянии покупателей. Наоборот, обеспечив свободу  конкуренции, можно обеспечить достижение равновесной цены. Именно в этой роли и выступает государства, вводя  налоги и принимая специальные юридические  законы, препятствующие или, по крайней  мере, заметно сдерживающие конкуренцию  на рынке.

Таким образом, хотя люди не могут непосредственно отменить, ликвидировать или запретить  закон спроса и предложения, они  могут влиять на характер его проявления. Однако как бы ни менялся этот характер, сам закон остается незыблемым. Он является фундаментальным законом, который определяет и координирует экономические отношения между  продавцом и покупателем на рынке.

Рассматривая вопрос о  спросе и предложении, “мы абстрагировались, не принимали во внимание изменения  других факторов, влияющих на цены на рынке. Мы предполагали, частности, что на спрос не влияет изменение цен  на другие товары. На самом деле такое предположение является упрощением, идеализацией действительного положения дел на рынке, где цены на другие товары не остаются постоянными, а это не может не оказывать воздействия на покупаемый нами товар, например, при заметном повышении цен на кофе люди предпочитают обходиться более дешевым чаем.”/5, c.64/. Не принималось в расчет также изменения доходов населения, что существенно влияет на спрос товаров.

Информация о работе Предложение.Совокупность предложения