Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:41, курсовая работа
Конституция большинства стран мира закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.
Значение предпринимательства в современной рыночной экономике трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5
1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10
2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах
2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15
2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18
3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике
3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики ………………………………………………………………….…………………24
3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………..……….32
Приложение……………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет экономики и управления
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине « Экономическая теория »
Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики
ОГУ 230700.62.5012.381 ОО
Руководитель работы: к.э.н. _____________А.В. Гривко «____»______________2012 г. Исполнитель: Студент группы 11 ПИ(б) Мен _____________Л.А. Зибров «____»______________2012 г. |
Оренбург 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
предпринимательской
1.1 Ретроспективный анализ
роли предпринимательства с
1.2 Сущность и функции
предпринимательства как
2. Предпринимательская
2.1 Особенности
2.2 Роль предпринимательства
в экономике развивающихся
3. Особенности становления
предпринимательской
3.1 Оценка роли
3.2 Проблемы предпринимательства
в современной российской
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………..……….
Приложение……………………………………………………
Введение.
Конституция большинства
стран мира закрепляет право каждого
гражданина свободно использовать свои
способности и имущество для
предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической
Значение предпринимательства в современной рыночной экономике трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.
Предпринимательство становятся
неотъемлемым звеном в структуре
общественного
Актуальность темы исследования
Необходимость переоценки роли предпринимательства с учетом структурных сдвигов в отраслях массового производства и смены ориентации в потребительских требованиях, предъявляемых к современному товару, изменения в уровне развития современной техники и технологии.
Степень изученности
С одной стороны наукой
накоплен огромный опыт по таким проблемам
как предпринимательство и
Цель исследования
Анализ предпринимательства
как элемента рыночной экономики. В
этой связи в работе определена экономическая
сущность предпринимательства, показано
системное представление о
Данную цель можно достичь
путем решения ряда задач, к числу
которых можно отнести
- Изучение и анализ общетеоретических основ предпринимательства, как экономической категории;
- Рассмотрение взаимоотношений предпринимательства и государства в аспекте его государственного регулирования;
- Освещение проблем и перспектив развития предпринимательства в России.
Объект исследования
Предпринимательство как метод хозяйствования в рыночной экономике.
Предмет исследования
Формы предпринимательства в рыночной экономике.
Задачи работы
Рассмотреть сущность и формы
предпринимательства, учесть их особенности
в условиях рыночной экономики, сделать
анализ материала, сделать выводы по
проблемам связанным с
Методы
В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.
1. Теоретические
основы предпринимательской
1.1 Ретроспективный
анализ роли
Предпринимательство - неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит в глубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
В докапиталистическую эпоху
место предпринимателя в
Негативное отношение
к предпринимателю усугубили
также писания Ветхого Завета
и учение Иисуса Христа о богатстве.
Однако при оценке их надо иметь
в виду, что под богатством в
Библии понималось бесплодное расточительство.
Такой взгляд не соответствует современному
пониманию богатства как
Враждебное отношение
многих средневековых философов
и богословов к предпринимательству
было обусловлено тем, что в тот
период господствующей формой производства
все еще оставалось натуральное
хозяйство и
Ричард Кантильон первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений.
Около 1800 года крупный французский экономист Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью".
Даже основатели классической политической экономии не видели особого смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Рикардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.
Взгляды классиков явились
одним из отправных пунктов марксистской
концепции предпринимательства. К.
Маркс видел в предпринимателе
лишь капиталиста, который вкладывает
свой капитал в собственное
Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название - предпринимательство.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:
- Умение организовать и управлять производством;
- Инициативная, новаторская деятельность;
- Рисковая деятельность;
Наиболее полное современное
определение
"Предпринимательство
- это новаторская инициативная
деятельность субъектов
Таким образом, основными
чертами предпринимательства
- Инициативная деятельность.
- Новаторская деятельность.
- Деятельность по организации и управлению производством.
- Рисковая деятельность.
- Получение
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
- Создание нового, еще
не знакомого потребителю
- Введение нового, еще
не применявшегося в данной
отрасли промышленности
- Завоевание нового рынка
сбыта или более широкое
- Использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
- Введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.[2]
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя - слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье "Природа фирмы" он подчеркивал, что предприниматель - это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен .[3]
Предпринимательство является основой бизнеса, т.к. предприниматель – это человек, который, оценив выгодность дела, берет на себя риск и ответственность, связанные с организацией нового предприятия или разработкой новой идеи (продукции) или услуг, предлагаемых обществу (потребителям).
Предпринимательство предполагает создание собственного дела, а это всегда связано с риском и преодолением сопротивления, возникающего при рождении всего нового.
Для успешного развития предпринимательства необходимы определенные условия и факторы активизации, к которым можно отнести:
- Личные интересы и выгоду;
- Надежность защитного механизма;
- Существование ниши на
рынке или вероятность
- Наличие предпринимательской ренты или возможностей роста прибыли;
Информация о работе Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики