Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание

Конституция большинства стран мира закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.
Значение предпринимательства в современной рыночной экономике трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5
1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10

2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах
2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15
2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18

3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике
3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики ………………………………………………………………….…………………24
3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………..……….32
Приложение……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)

Законодательные основы предпринимательской  деятельности установил Гражданский  кодекс Российской Федерации, Его вторая часть, вступившая в силу 1марта 1996 г., устанавливает механизм зашиты экономических  прав предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеров  по ним (обязательное право), правила  сдачи в аренду и доверительное  управление любым имуществом (без  последующего перехода в собственность), гарантии возврата банковских вкладов  путем их обязательного страхования  и т.д.

Аналогичные правовые акты на основе модельного кодекса, одобренного  Межпарламентской ассамблеей СНГ, принимаются  в других странах ближнего зарубежья. Можно считать, что на этом завершается  первоначальный этап развития предпринимательства  в современной России (1987-1995 гг.) и  начинается его цивилизованный период.

За несколько лет Россия прошла путь, на который странам  Запада потребовались многие десятилетия.

3.2 Проблемы предпринимательства  в современной российской экономике  и пути их решения.

В современной России сделаны  шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Однако, если рассматривать  потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики  пока явно недостаточна. Так, на 1000 россиян  приходится в среднем лишь МП, тогда  как в странах - членах Европейского Союза - не менее 30.

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

1. Отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  и материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства.

1. Пробелы в действующем  законодательстве, особенно налоговом.

3. Нехватка ресурсов, прежде  всего финансовых.

4. Сложность доступа к  деловой информации - сведения о  продукте, конкуренте и т.п.

5. Неурегулированными остаются  вопросы, связанные с защитой  прав работников, занятых в малом  бизнесе

6. Отсутствие положительного  имиджа отечественного предпринимателя.

7. Нестабильность экономической  ситуации в стране.

8. Недобросовестность крупного  бизнеса.

9. Доступ к кредитным  ресурсам и высокая ставка  кредитования (22%).

10. Правовая неграмотность  самих предпринимателей.

11. Отсутствие явного развития  производства.

12. Высокая планка единого  социального налога (26%).

13. Недостаточность кадрового  потенциала.

14. Длительное оформление  документации, особенно на землю.

Это, прежде всего, - проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также  проблему слишком высоких налоговых  ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и  несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия  на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».[8]

Причины возникновения проблем

Возрождение предпринимательской  деятельности в России связано с  целым рядом трудностей и противоречий.

Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная  база предпринимательства. Бизнес в  России зарождается и развивается  в условиях имущественной неразберихи  и непременно высоких налоговых  ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.

Во-вторых, свободе хозяйственной  деятельности, договоров и объединений  противостоит монопольная организация  хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку  экономические структуры России десятилетиями создавались как  монополии.

В-третьих, товарно-денежный обмен в России сильно затруднен  несовершенством финансово-кредитных  отношений, а так же высокими темпами  инфляции.

Кризис в России, как  айсберг для корабля в океане, оказался не просчитанным. Смена правительств одного за другим только подтвердила  несостоятельность их в борьбе за устойчивое развитие экономики страны. Основными признаками этого явились  политический кризис государственной  системы в предперестрочный период. Длительное подавление инициативы во всех слоях общества привело к полному отказу от нее во всех отношениях.

Предпринимательский дух  должен пронизать, прежде всего, всю  организационно - экономическую систему  регионов и всех его экономических  субъектов. Для этого все руководители региональных администраций должны обучиться предпринимательству.

Малое и среднее предпринимательство.

За 2004—2007 годы доля малых  предприятий в ВВП России повысилась с 12,5 до 13,4 %. По данным на 1 января 2009 года вклад продукции, производимой малыми предприятиями, в совокупный объём  ВВП России составлял 21 %, что на 4 % больше по сравнению с данными  на 1 января 2008 года.

По данным на 2007 год число  малых предприятий в России составляло 1,14 млн, что на 29 % больше, чем в 2000 году. По данным на 1 января 2009 года в  России действовали 1,37 млн малых  предприятий, что на 20 % больше по сравнению  с данными на 1 января 2008 года.

За 2009 год число субъектов  малого и среднего предпринимательства  в России увеличилось на 143,6 тыс.

По данным на 1 января 2009 года средняя совокупная численность  работников, занятых на малых предприятиях России, составляла 11,4 млн человек, что на 12 % больше по сравнению с  данными на 1 января 2008 года.

В 2008 году объём государственной  поддержки малого предпринимательства  в России составил 3,5 млрд рублей, в 2009 году — почти 50 млрд рублей.

Основой задачей экономической  политики России является поддержка  инновационной предпринимательской  деятельности.

В 2007 году доля промышленных предприятий в России, осуществляющих инновации, составляла 13 %.

В 2008 году в России действовало 3414 организаций, осуществляющих инновационную  деятельность. С 2006 по 2008 год их число  увеличилось на 3,9 %.

В 2008 году объём инновационных  товаров, работ и услуг в России составил 1,103 трлн рублей.

Затраты на технологические  инновации в 2008 году в России составили 307 млрд рублей, в 2009 году — 399 млрд рублей.

В начале 2011 года американское издание Fast Company, специализирующееся на теме инноваций, составило рейтинг 10 ведущих инновационных компаний России. В рейтинг вошли ИТ-компания «Яндекс», производители программного обеспечения Kaspersky Lab и ABBYY, компания в области нанотехнологий «Роснано», государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», компания по производству чипов M2M Telematics, производитель сверхярких светодиодов «Оптоган», компания по производству интегральных схем «Микрон», компания по производству газотурбинных двигателей НПО «Сатурн» и нефтяная компания Лукойл.

В нашей стране роль бизнеса  постоянно и неуклонно возрастает. Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней  экономике, как:

Значительно и без существенных капитальных вложений расширить  производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья.

Создать условия для трудоустройства  рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях.

Ускорить научно-технический  прогресс.

Составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.

В своей деятельности малый  бизнес сталкивается с очень большим  количеством проблем, которые тормозят его развитие. Осознавая всю важность роли, которую играет малое предпринимательство  в Российской экономике в данный период времени, властные структуры  не могут не поддержать предпринимателей.

Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей. Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению  и развитию на территории города и  области.

К видам и формам поддержки  предприятий-производителей относят:

А) организационную помощь в скором и эффективном решении  всех вопросов, поднимаемых предприятиями-производителями  во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции  за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую поддержку  предприятий-производителей, которая  включает в себя:

Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки.

1. Налоговые освобождения (также освобождения по сборам  и платежам), исключительная форма  поддержки, которая может предоставляться  в том случае, если указанная  сумма будет направлена на  финансирование конкретных социально  значимых объектов (программ), признанных  таковыми властью.

2. Налоговые льготы. При  этом скидки должны устанавливаться  по таким налогам как НДС,  налог на прибыль, налог на  имущество, налог на содержание  жилого фонда. Установленная скидка  должна компенсироваться а) ростом  поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового  расчета) либо б) соответствующим  сокращением расходов на систему  социальной поддержки безработных.

3. Налоговый кредит должен  предоставляться предприятиям, отнесенным  к категориям «перспективные»  и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

 

Вновь создаваемые производственные предприятия должны быть освобождены  от уплаты налогов (на прибыль, НДС, на имущество) сроком на два года. При  этом должна существовать система ограничений.

Если предприятие создается  на производственной базе и с участием старого производственного предприятия  в качестве соучредителя, то:

- Старое предприятие не  может полностью войти в состав  нового (например, просто перерегистрировавшись).

- Переданные новому предприятию  производственные мощности не  могут превышать трети производственных  мощностей старого предприятия.

- На базе одного старого  предприятия не может быть  создано больше двух новых,  пользующихся предоставленным освобождением.

Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность  участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь  в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

 
 
 

Заключение.

В заключение проделанной  работы следует еще раз отметить важность и актуальность предпринимательства  в экономике любой страны, в  том числе, и России. Динамизм, развитие и диверсификация форм бизнеса дают основания предполагать, что в  обозримом будущем этот сектор хозяйствования в странах с развитой экономикой будет и дальше развиваться.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и Россия, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий  бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в стране. Тем более что имеющий глубокие корни в экономической истории России малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий.

Несомненна перспективность  сектора бизнеса в современной  экономике, и большой интерес  к нему не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в  системе антикризисных мер, но и  как долговременное направление  структурной политики, обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных  и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной  стратегии экономического роста  в течение долговременного перехода. Ибо, именно предприятия, особенно в  случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области бизнеса, могут стать  основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить  процессы структурной политики и  формирование всероссийского рынка.

Однако все это возможно лишь после устранения ряда причин, ведущих к торможению развития предпринимательства.

Налоговая система и налоговая  политика в России являются тормозом развития бизнеса на всех стадиях  жизненного цикла субъектов предпринимательства. Несмотря на то, что в стране действует  система государственной поддержки  субъектов предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало финансовых средств. Работа созданной  инфраструктуры для поддержки бизнеса  остается только на бумаге.

Применение упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности для субъектов предпринимательства  тоже не может решить проблему экономического стимулирования  предпринимательства, так как сама система требует изменений.

Информация о работе Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики