Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание

Конституция большинства стран мира закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.
Значение предпринимательства в современной рыночной экономике трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в рыночной экономике
1.1 Ретроспективный анализ роли предпринимательства с точки зрения различных экономических школ……………………………………..………….5
1.2 Сущность и функции предпринимательства как метода хозяйствования в рыночной экономике...…………………………………………………………..10

2. Предпринимательская деятельность в зарубежных странах
2.1 Особенности предпринимательства в странах с классической рыночной экономикой (на примере экономики США, Германии и Франции…………………………………………)…..…………..………………15
2.2 Роль предпринимательства в экономике развивающихся стран (на примере экономики Стран Африки)…………………………………….……...18

3. Особенности становления предпринимательской деятельности в российской экономике
3.1 Оценка роли предпринимательства в становлении российской экономики ………………………………………………………………….…………………24
3.2 Проблемы предпринимательства в современной российской экономике и пути их решения…………………………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованных источников…………………………………..……….32
Приложение……………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики.docx

— 54.11 Кб (Скачать документ)

На развитие предпринимательских  отношений в большинстве бывших колониальных стран Африки оказали  существенное влияние такие факторы, как политика бывших метрополий, масштабы производства экспортного сырья, традиционные межнациональные и религиозные  отношения и т.д. Следует отметить, что в интересах буржуазии  метрополий колониальные власти старались  помешать становлению национального  частного сектора, и в первую очередь, в промышленности. В Тропической  Африке лишь в немногих странах (Нигерия, Гана, Танзания, Кот-д'Ивуар) национальный частный сектор получил некоторое  развитие в предвоенные годы.

Африканские предприниматели  не обладают чертами, присущими буржуазии  периода становления капитализма  в Европе. Экономически и технически компетентных бизнесменов крайне мало. Накапливаемые в рамках национального  частного сектора средства в силу ряда причин часто не используются в соответствии с насущными потребностями  развития. Это происходит прежде всего  потому, что деятельность местного капитала в большинстве случаев  ограничивается рамками наиболее выгодных сфер (торговля, ростовщичество, строительство  домов и т.д.), которые в современных  условиях не имеют первоочередного  значения для развития экономики.

Структура местного частного капитала весьма многопланова и разнохарактерна, что соответствует представленным в Африке формам предпринимательства - от докапиталистических до зрелых капиталистических. В большинстве  стран Тропической Африки местное  частное предпринимательство в  промышленности находится на начальном  этапе становления. В то же время  в ряде стран континента в результате концентрации и централизации местного частного каптала появились промышленные магнаты, окруженные тысячами мелких предпринимателей. Укреплению позиций крупных промышленников способствует курс национальных правительств на создание смешанного сектора с  участием государственного, местного и иностранного частного капитала. Реальными же хозяевами остаются крупные фирмы, контролируемые иностранными вкладчиками, которые сосредоточивают  в своих руках, помимо капитала, технологию, патенты, рыночные и банковские связи.

Подавляющая часть мелких предпринимателей действует в неформальном секторе, охватывающем предприятия  с числом занятых не более 10 человек. В условиях нехватки капитала и избытка  рабочей силы в Африке мелкие предприятия  способны при сравнительно небольших  затратах увеличивать занятость  и выпуск продукции. Это определяет большую социально-экономическую  значимость мелкого бизнеса, быстро развивающегося в рамках национального  частного сектора экономики.

Для Африки оказался неприемлемым путь широкого перелива в промышленность капитала, накапливаемого в торговле и сельском хозяйстве. Даже крупный  местный промышленный капитал остается тесно связанным с торговым капиталом  не только как с исторически предшествовавшей ему формой, но и как с формой, наиболее приспособленной к африканским  условиям. Это свидетельствует о  специфике развивающегося национального  сектора. Торговцы являются наиболее преуспевающими его представителями, и они связаны  преимущественно с внутренней торговлей. В Тропической Африке география  африканской торговли ограничена в  основном сельскими районами и небольшими городами, в Северной Африке частная  торговля тяготеет к крупным городам. В условиях поощрения местной  торговли национальными правительствами  ускорился процесс сосредоточения торговых операций в руках крупных  предпринимателей, начавшийся в отдельных  странах (Нигерии, Гане) еще в колониальный период. Заметных успехов добились местные предприниматели в области  закупок сельскохозяйственного  сырья. Тем не менее, несмотря на определенные достижения национального частного капитала в сфере обращения, основной областью его деятельности остается розничная торговля, а типичным представителем - мелкий торговец. В сфере обращения, как ни в какой другой области  предпринимательства, наблюдается  несоответствие между большим числом занятых здесь африканцев и незначительным удельным весом оборота их торговли в общем товарообороте страны.

Создание привилегированного режима для представителей национального  предпринимательства в странах  Африки невозможно без регулирования  и ограничения деятельности иностранного капитала. Среди государственных  мер, призванных осуществлять такое  регулирование, следует выделить "африканизацию" бизнеса, которая выражается в запрещении деятельности иностранного капитала в определенных секторах экономики и фиксировании количественного соотношения между национальными и иностранными капиталовложениями в отдельных отраслях. Законодательное определение средств, методов и механизмов "нигеризации", "кенизации", "ивуаризации" и т.д. имеет свои особенности, однако эта политика всегда направлена на замену иностранного капитала местным и вовлечение местных политических деятелей и бизнесменов в деятельность транснацональных компаний.

К примеру, в Нигерии в  сельском хозяйстве занято 65 процентов  населения, но основой нигерийской  экономики является нефтедобывающая  промышленность. Нефть дает 90 процентов  экспортных доходов страны (в 2002 году это составило около 8 млрд долларов в год). Нигерия первый в Африке и восьмой в мире экспортер  нефти. В Нигерии ежедневно добывается 2,1 млн баррелей нефти. Разработка нефти  ведется Нигерийской национальной нефтяной компанией(75 % доходов от продажи нефти), а также компанией Royal Dutch Shell. Добываются также уголь, который в начале был первым основным продуктом экспорта, олово и колумбит. Основные отрасли обрабатывающей промышленности — пищевая и нефтеперерабатывающая.

К "африканизации" бизнеса прибегали многие страны. Наиболее удачное воплощение этот метод экономического регулирования получил в Нигерии, где еще в 1972 г. в соответствии с декретом "О содействии развитию нигерийского предпринимательства" 22 вида торговой и промышленной деятельности были зарезервированы исключительно для нигерийцев, а в 33 других ее видах доля нигерийского участия должна была быть не менее 40% .

Непосредственная правительственная  помощь местным предпринимателям осуществляется в различных формах: обеспечение  краткосрочными и долгосрочными  ссудами (в том числе на льготных условиях), распределение иностранной  валюты, различные программы подготовки по вопросам техники, финансов, маркетинга и менеджмента, частичное освобождение от уплаты налогов и таможенных пошлин.

Конкретные виды помощи государства  местным предпринимателям чередуются и переплетаются, постоянно пополняясь при этом новыми поощрительными мерами (в частности, это может быть предоставление кредитных средств местным предпринимателям, осуществляющим импорт необходимого для  развития местной промышленности оборудования, или уменьшение таможенных пошлин и  сборов для отраслей, поставляющих продукцию на экспорт).

Для местного предпринимательства, остро нуждающегося в средствах, большое значение имеет кредитная  политика государства, направленная на перераспределение части имеющихся  в стране средств в интересах  местного бизнеса. Нежелание коммерческих банков кредитовать местных предпринимателей вынуждает национальные правительства  учреждать при финансовом содействии центральных банков различные фонды  помощи, предоставляющие кредиты  мелким и средним предпринимателям. С целью облегчения положения  таких предприятий правительство  обязывает национальные банки и  другие финансовые институты предоставлять  им кредиты, в ряде случаев целенаправленные (развитие ремесленного производства, выкуп иностранных торговых предприятий  и т.п.).

Проводниками государственной  политики поддержки африканского предпринимательства  выступают в ряде стран национальные корпорации развития. В Кении, например.

В сельском хозяйстве Кении  занято три четверти населения, оно  даёт 24 % ВВП. Большая часть территории страны непригодна для сельского  хозяйства. Доля горнодобывающей промышленности в ВВП Кении невелика. Добывается сода, поваренная соль и золото. Развитие обрабатывающей промышленности здесь  началось ещё при колониальном режиме — раньше, чем в других странах. Главными отраслями обрабатывающей промышленности являются лёгкая, пищевая, текстильная, химическая, сборка автомобилей. Главные промышленные центры страны — Найроби и Момбаса.

Развит туризм. Он обеспечивает значительную часть валютных поступлений  страны. Туристов привлекает климат, животный мир и песчаные пляжи. После теракта  в посольстве США в августе 1998 года число туристов уменьшилось.

Корпорация развития торговли и промышленности привлекает иностранные  и местные средства с целью  предоставления их гражданам для  выкупа предприятий у иностранцев, создания новых предприятий и  магазинов. Она принимает также  участие в финансировании объектов, которые затем передаются местным  бизнесменам.

Особая роль малого производства в экономическом развитии африканских  стран обусловила интерес властей  к малому предпринимательству и  переход в 70-е годы от его спорадического регулирования к разработке и  осуществлению программ, включающих целенаправленное кредитование, оказание помощи в профессиональной подготовке, организацию производства и сбыта  продукции и т.д. Так, в Кении  в одной из ассоциаций мелких предпринимателей все лица, обратившиеся за ссудой, обязаны  до ее получения прослушать трехдневный  курс по вопросам бизнеса; спустя полгода  владелец предприятия должен освоить  пятидневный курс по вопросам маркетинга, отчетности, ценообразования.

Эффективной формой обучения техническим и управленческим навыкам  считаются семинары для предпринимателей, представляющих определенную отрасль  производства (владельцев пекарен, пошивочных мастерских, деревообрабатывающих мастерских и т.п.). Подобные центры обучения, иногда финансируемые Международной организацией труда, функционируют в Гане, Уганде, Малави и других странах. В интересах  мелкого предпринимателя действуют  такие организации, как Национальный центр помощи мелким предпринимателям в Камеруне, Директорат мелкой промышленности и ремесел в Сьерра-Леоне и  др.

К примеру, в сельском хозяйстве  Ганы занято 60 % трудоспособного населения, оно даёт 37,3 % ВВП. В промышленности занято 15 % трудоспособного населения, оно даёт 25,3 % ВВП. Обрабатывающая промышленность представлена в основном лёгкой и  пищевой промышленностью.

Опыт показывает, однако, что хозяйственная несостоятельность  мелких предпринимателей часто не позволяет  им прибегать к услугам созданной  государствам системы кредитных  гарантий, этому мешают и завышенные суммы исходных минимальных кредитов. Что касается правительственных  мер по либерализации налогового режима, то большинство африканских  предпринимателей, располагая невысокими доходами, не попадают в сферу прямого налогообложения и, следовательно, не могут воспользоваться этими льготами.

Принятые в последние  годы правовые акты значительно расширили  возможности бизнеса для иностранных  частных предпринимателей, что неизбежно  влечет за собой снижение эффективности  государственной функции защиты интересов национального частного капитала. Очевидно, что в этих условиях государство должно расширять поддержку  местного бизнеса (опыт последних лет  свидетельствует о предпринимаемых  попытках такого рода). Следует отметить, что в ходе выполнения программы  структурной перестройки появляются новые методы государственного регулирования, отражающие расширение смешанных форм предпринимательства. В отношениях между государством, местным бизнесом и иностранным капиталом возрастает роль последнего как фактора, детерминирующего функционирование местного частного капитала. В этом явлении нет противоречий, так как оно лишь отражает разные стороны процесса формирования национального  частного сектора. С одной стороны, государство стремится поддерживать и стимулировать его рост, с  другой, - развитие этого сектора  непосредственно связано с интеграцией  отсталой национальной экономики в  систему мирового капиталистического хозяйства.

 
 
 

3. Особенности  становления предпринимательской  деятельности в российской экономике.

3.1 Оценка роли  предпринимательства в становлении  российской экономики.

Одной из главных причин кризиса  советской экономики, наряду с исчерпанием  экстенсивных резервов ее роста и  гипертрофией военно-промышленного  комплекса, является деформация главной  производительной силы - трудящихся - в  силу отчуждения их от собственности  и экономической ответственности, власти и информации. Для административно-командной  системы характерны централизация  основной части прибавочного продукта, минимизация личных доходов основной массы граждан, жесткая регламентация  экономического поведения, централизованное планирование номенклатуры, объема производства и цен, оплата по затратам, а не результатам  труда. За пределами экстремальных  периодов, связанных с войной и  стихийными бедствиями, такая система  отучает работников от инициативы и  готовности к риску, самостоятельной  подготовки и принятия хозяйственных  решений, летального сопоставления  их вариантов, прогнозирования последствий  своих действий.

Главная особенность рыночной экономики состоит не в использовании  товарно-денежных отношений (оно имело  место в рамках прежней системы), не в отказе от планирования (маркетинг  изменяет лишь характер его субъектов, объект и методы), не в отходе от общественного  производства (его наиболее действенной  формой является информатизация, а  не огосударствление имущества), а в  изменении форм связи производства и потребления, перехода от вертикальных, управляемых центральными к горизонтальным, непосредственным связям производителей и потребителей с участием представляющих их интересы посредников, ассоциаций собственников, предпринимателей, наемных работников, потребителей, защитников природы, национальной культуры и т.д.

Главная трудность перехода к рыночной экономике связана  с перестройкой экономического мышления в поведении людей, развитием  их экономической свободы, инициативы, ответственности на основе предпринимательства.

Предпринимательство - деятельность самостоятельных хозяйственных  субъектов (физических или юридических  л и и), принимающих на себя финансовый риск по использованию имущества, разработке, производству и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг в  целях извлечения прибыли, зарегистрированных в установленном порядке.

В этом определении выделяются субъекты предпринимательской деятельности (собственник или титульный владелец имущества, получивший его в хозяйственное  ведение, доверительное (траст), или  оперативное управление); его объект (инвестиции, исследования и разработка нововведений, производство, реализация товаров, коммерческие, информационные и другие услуги); цель (прибыль); и  принципы организационной деятельности (наличие обособленного имущества, материальная ответственность, регистрация  в органах власти).

Информация о работе Предпринимательство как необходимый элемент рыночной экономики