Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.

Содержание

Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
жизни России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список использованных источников и литературы…………...41-42

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.12 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

   3.Этапы развития предпринимательства в России

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в  первые 90-е годы, в обществе происходят радикальные изменения по отношению  к частной собственности и  предпринимательской деятельности. После 70 лет запрета частной собственности  государство впервые признает ее равноправие со всеми другими  формами собственности и декларирует  свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных  актов, закладывающих основы новой  смешанной экономики, для которой  характерен плюрализм форм собственности  и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в  декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    

     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РСФСР" установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности  на средства производства в целях  создания эффективной, социальной ориентированной  рыночной экономики.  

     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и  других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ  и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных  коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой  мысли о возможностях создания бирж.    

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

     19 мая 1990 г. была зарегистрирована первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.        

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и  Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок  ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи  по ценам ( курсам), регистрируемым на фондовой бирже. На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем существовании заявили 80 бирж.          

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи  еще далеко не являются биржами в  их классическом виде. Предстояла большая  работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.     

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство  товаров и услуг, упразднена в  основном централизованно-фондовая система  распределения ресурсов. Решение  этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной  собственности в промышленности, торговле, сфере услуг и др.  

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся  предельной монополизации производства сразу же привело к резкому  взлету всех без исключения цен. Поскольку  либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без  того скудные сбережения оказались  фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно  получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось  вкладывать в акции некоторых  предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в 2 и более  раз ниже официальной стоимости  в 10 тыс. рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

4.Особенности развития предпринимательства

в России и за рубежом

     Малые предприятия играют важную роль в  механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран и Российской Федерации. Это обусловлено их тесными  связями с крупным бизнесом как  по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта  нового продукта, требующие крупных  капиталовложений, соответствующих  производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они  передают их для внедрения крупным  фирмам.

     Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство  новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса. Из 61 крупного открытия XX в. 48 были сделаны в малых и средних  фирмах. Малые предприятия впервые  разработали и внедрили: персональный компьютер, копировальную технику, крекинг нефти, шариковую ручку. По данным Национального научного фонда  США в расчете на 1 доллар, вложенный  в научно-исследовательские работы, малые предприятия дали в четыре раза больше новинок, чем средние, и  в 24 раза больше, чем крупные корпорации. На одного сотрудника малого предприятия  по статистике приходится в 2,5 раза больше инноваций, чем на работника крупного предприятия.

     Особенностью  малого бизнеса в развитых странах  в современных условиях является его интеграция в производственные сети крупных промышленных структур. Организационными формами такой  интеграции являются финансируемый  лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты  на

поставки  комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии. Число мелких и средних предприятий, охваченных такой формой хозяйственных отношений, составило в США в конце 80-х  годов 50 тыс. с объемом продаж 632 млрд. долл. По оценкам оборот фирм на основе франчайзинга может возрасти к 2005 г. до 1 трлн. долл.

     Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых  предприятий служат непременным  условием их последующего выхода на арену  самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации  и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

     Охарактеризуем  некоторые страны с рыночной экономикой по степени развития предпринимательства.

     В 1993 г. в США было создано 630 тыс. новых  фирм, а в 2003 г., согласно аналитикам, в мелких компаниях трудилась  более 70% американских рабочих и  служащих. Вопросами  предпринимательства  в США занимается Комитет  предпринимательства  в Сенате США; Администрация  предпринимательства США–АМБ; Министерство торговли США.

     Предпринимательство США составляют высокий процент  в таких отраслях промышленности, как швейная (40%), резинотехническая  и пластмассовая (23%), обувная (23%).

     Теперь  считаем нужным перейти к целям  и основным направлениям государственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательства за рубежом.

     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное  регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого  созданы специальные государственные  организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная  поддержка малого предпринимательства  опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему  и систему различных исследований.

     Особый  интерес государство проявляет  к той части малого бизнеса, которая  ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов  одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют  крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.

     Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет  целью:

  • создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий;
  • реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую;
  • реализацию налоговой и кредитно-финансовой политики для обеспечения эффективного развития малого бизнеса;
  • оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  • применение по отношению к малым предприятиям специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности;
  • упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Например, в США для открытия единоличной фирмы достаточно иметь разрешение (сертификат) от местных властей или властей штата и зарегистрировать торговое имя;
  • снижение расходов по социальному страхованию. Содействие развитию малого предпринимательства призвано обеспечить реализацию целей государственной политики регулирования, а именно:
  • поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения;
  • интенсификацию инвестиционных процессов;
  • стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.

     В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства  опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные  государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной  поддержки:

  • законодательное установление долгосрочных программ развития малого бизнеса;
  • включение малого бизнеса составной частью в государственные экономические и социальные программы.

     В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса.

     Особое  место в государственной политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд  программ финансовой и технической  поддержки экспортно-ориентированных  предпринимательства. Вопросами развития экспортных возможностей предпринимательства  занимаются 16 федеральных министерств  и ведомств, в их числе: Комитет  предпринимательства в Конгрессе  США;

     Наиболее  широкими возможностями в поддержке  и развитии в секторе предпринимательства  обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли – OIT, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей пре в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи1. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. Программа поддержки АМБ приведена в таблице 5 (См. Приложение).

     Создание  новых производств за рубежом  требует крупных инвестиций и  для этого Правительство США  создало в 1971 г. «Корпорацию частных  зарубежных инвестиций» - OPIC)2. Благодаря комплексной государственной поддержке, в течение ряда лет обеспечивается устойчивые темпы роста количества экспортно-ориентированных МП (на уровне 10-12% в год), при возрастании экспортных продаж примерно на 14-15%, тогда как рост экспорта США за последние 4 года удерживается на уровне 10-13%3.

     В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях