Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.

Содержание

Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
жизни России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список использованных источников и литературы…………...41-42

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.12 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, развитие предпринимательства  в России в начале 90-х годов  способствовало росту денежных поступлений  в бюджет, некоторому рассасыванию безработицы и т.п.

     3.Возможность  энергичным и предприимчивым  людям открыть своё дело в  производственной, научной и другой  деятельности, реализуя в ней  свои способности.

     Так, самой характерной чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

    По  данным различных опросов доля лиц  с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что  российский предприниматель самый  интеллектуальный предприниматель  в мире.

    Сейчас  в России преобладает мнение, что  главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские  способности.

    Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. На наш взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства  в России возможно только при наличии  высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно  оценить состояние рынка и  сделать правильные выводы. В связи  с этим встает проблема повышения  доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

     4.Увеличение  налоговых поступлений.

     5.Рост  доли ВВП, создаваемой малыми  предприятиями.

     За 2004 год предприятия произвели  продукции и услуг на сумму  около двух миллиардов рублей, что  составило почти 12 процентов внутреннего  валового продукта.

     6.Увеличение  численности среднего класса, а,  значит, социальной и политической  стабильности.

     Если  брать за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой  вид труда по найму, включая самый  квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых  с предпринимательством.

     Продемонстрируем  более подробно градации доходов  предпринимателей.

     А) Так, предприниматели (к ним относятся  частные собственники преимущественно  мелких предприятий и фирм, лично  управляющие последними, не совмещающие  эту деятельность с работой по найму, самозанятые (лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью  собственных средств производства)  предпринимательствомены-менеджеры (нанаемные  директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие  управленческую работу по най­му с  ведением собственного предпринимательства) получают доход, превышающий средний  уровень доходов основных "работников вне предпринимательства" - почти  в 5 раз.

     Б) Доходы полупредпринимателей (наемных  работников, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющих  управленческих функций и совмещающих  основную работу с теми или иными  видами предпринимательства) и менеджеров-совладельцев (хозяйственных руководителей мелких и средних акционированных предприятий, работающих по найму, но вместе с тем  располагающих пакетами акций управляемых  предприятий) в 2 раза ниже доходов 1-й  группы и в 2 раза выше заработков "работников вне предпринимательства".

     В) Заработок  "классических" менеджеров (к ним относятся хозяйственные  руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма) всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях  образования, квалификации и ответственности  труда тех и других.

     7.Повышение устойчивости и конкурентоспособности предприятий. Данное положение объясним с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров.  Успех  предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

     Мелкие  фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально  нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований.

     Малые фирмы стремятся как можно  скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров  и услуг, что, в свою очередь, активно  стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами  и среднего предпринимательства.

     Если  проследить путь изобретения, использованного  крупными монополиями, то нередко оно  оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными  ресурсами.

     Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий7.

     Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия.

     Вследствие  конкуренции, они вынуждены постоянно  развиваться и адаптироваться к  текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

     На  малых предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, они  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников  и обеспечивает при этом большую занятость. Они  увеличивают размеры поступлений  в бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции.

     Обобщая все вышесказанное, обратим внимание на то, что мелкое предпринимательство  воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений, прежде всего, в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все  более и более широких слоев  населения к системе предпринимательства.

     8. Взаимодействие малого и крупного  бизнеса, способное помочь выжить  в современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать  на ноги вновь созданным частным  предприятиям и малым предприятиям.

     В российской экономике предпринимательство  построено на принципе кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные предприятия ориентируются  не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с  ним. Поэтому крупные и малые  предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации  отдельных производств и в  инновационных разработках.

     Если  крупное производство ориентируется  на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной  продукции, то малые предприятия  функционируют на небольших сегментах  рынка, в избранных ими нишах  с ограниченной номенклатурой изделий.

       Рыночные ниши представляют собой  рынки готовой продукции, прежде  всего высокой технологии, которые  образуются в тех случаях, когда  спрос на определенном рынке  не может быть удовлетворен  крупным производством из-за малой  емкости самого рынка либо  из-за того, что производство не  может достигнуть такого размера,  при котором оно покрыло бы  весь спрос на данном рынке. Тенденции современного производства и международной торговли способствуют возникновению подобных ниш.

     Нарастает дифференциация и индивидуализация спроса. В сфере личного потребления  все большую роль играют специфические  потребности сравнительно небольших  групп покупателей. Удовлетворять  такой спрос могут только небольшие  фирмы, так как для компаний-гигантов при выпуске многосерийной или  даже заказной продукции это может  быть малорентабельным. Если речь идет о расширяющемся рынке нового продукта, малая фирма может превратиться в крупную. Если спрос относительно стабилен, она может контролировать свою нишу в течение достаточно долгого  времени.

     Для крупных предприятий необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом; продукция  массового производства, соответствующая  требованиям рынка; аккумулирование  значительных финансовых средств; дешевая  рабочая сила. Малые предприятия  имеют возможность быстрее и  лучше приспосабливаться к требованиям  рынка и конкретных потребителей благодаря простоте управленческой структуры, обеспечивающей быстрое  принятие решений, в том числе  и по корректировке целей. Кроме  того, себестоимость продукции в  малых предприятиях ниже, чем в  крупных, при более высоком качестве производимой продукции и услуг.

     Малые предприятия и их техническое  оснащение во многом зависят от крупных  производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия  выступают в качестве поставщиков  комплектующих изделий, что позволяет  им использовать специализацию и  кооперирование не только в области  производства, но и в сфере сбыта  продукции и ее технического обслуживания. Мелкие и средние предприятия  — субподрядчики крупных компаний работают на основе подетальной, поузловой, модульной или иной специализации, где они достигают высоких  результатов за счет эффекта технологического разделения труда. Они часто берут  на себя выполнение одной - двух операций в сложном технологическом процессе, который в комплексе осуществляется крупной компанией. В рамках технического сотрудничества крупные фирмы-заказчики, выпускающие дорогостоящую готовую продукцию на базе комплектующих изделий, предоставляют своим субпоставщикам-исполнителям в аренду помещения, первоначальные средства производства, поставляют им на льготных условиях сырье и материалы, обеспечивают реализацию большей части комплектующей продукции на своих сборочных заводах, дают разрешение на использование своей торговой марки.

     Широкое распространение в сотрудничестве крупных и малых предприятий  получила в современных условиях система контрактных отношений  на основе франчайзинга. Ее суть состоит  в том, что крупная фирма предоставляет  малой фирме исключительное право  использовать свой технологический  опыт и знания, а также торговую марку. Крупная фирма обычно предоставляет  также кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и сдает в аренду оборудование. Франчайзинг способствует освоению малыми фирмами новых технологий, расширению сферы малого бизнеса.

     Поэтому особенностью малого бизнеса в России можно назвать его интеграция в производственные сети крупных  промышленных структур. Примерами могут  служить сеть магазинов «Пятерочка», «Магнит» и т.п.

     9.Участие  в развитии инфраструктуры городов  и районов.

     10.Благотворительная  деятельность.

     В заключении главы заметим, что на современном этапе повышение  роли предприятий  предпринимательства  в экономике Германии, США и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории.

     Понимание этих факторов привело к тому, что  многие страны вплотную занялись разработкой  стратегий и программ, политики государственной  поддержки, направленных на развитие  и среднего предпринимательства.

     Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны. Отдельные из использующихся экономических инструментов могли бы быть применены на практике в нашей стране, но слепое копирование  механизмов воздействия на развитие  предпринимательства может не только не дать положительные результаты, но привести к отрицательным последствиям. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической деятельности, ибо  его начальный этап связан, как  правило, лишь с идеей – результатом  мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную  форму.

     Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (- лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях