Предпринимательство: особенности развития в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:26, курсовая работа

Описание

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.

Содержание

Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
жизни России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список использованных источников и литературы…………...41-42

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 78.12 Кб (Скачать документ)

     Развитие  инновационного и экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса  в Японии  приведено в таблице 8 (См. Приложение).

     Министерство  экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной  стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю  национальную систему поддержки  и развития предпринимательства. Последствия  экономического спада, начавшегося  после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения  сектора малого и среднего бизнеса. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны.

     Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о  малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением  конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого и  среднего бизнеса как источника  динамичного развития национальной экономики4.  Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.

     Значительную  информационную, консультативную и  техническую поддержку экспортерам  оказывает государственная «Японская организация внешней торговли». JETRO была создана в 1958 г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским предприятиям частного бизнеса в развитии их экспортного потенциала.

     Уже в 2004 г. экспорт японских товаров  и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.

     В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.

     В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует  о неуклонном росте  предпринимательства  в этой стране.

     Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса  и расширения экспорта разрабатывается  Министерством торговли и промышленности. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы  предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.

     SBS объединяет деятельность всей  национальной инфраструктуры поддержки  предпринимательства включая сеть  «Деловых связей» и координирует  реализацию всех программ развития  малого и среднего бизнеса,  стремясь к созданию благоприятных  условий для роста этого сектора  экономики. Благодаря целенаправленной  государственной политике, Великобритания  занимает 6-е место в мире по  общему объёму экспорта, а по  объёму экспорта услуг вышла  на 2-е место, что в значительной  мере связано с развитием экспортных  возможностей малого и среднего  бизнеса. 

     Государственное содействие развитию малого предпринимательства  осуществляется по следующим основным направлениям:

  • создание стабильных государственных и негосударственных источников ассигнований на поддержку малого бизнеса;
  • использование рациональных механизмов контроля за расходованием выделенных средств;
  • обеспечение деятельности контрольных и судебных органов по защите интересов малых предприятий;
  • создание сети специализированных институтов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия малому предпринимательству, включающей: государственные органы власти; неправительственные объединения и организации; специализированные организации инфраструктуры; фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные и обслуживающие структуры;
  • осуществление прямого финансирования деятельности малых предприятий на основе специальных законов путем предоставления субсидий, дотаций, налоговых и инвестиционных льгот, компенсаций, выплат из фондов поддержки предпринимательства, размещения государственных заказов:
  • разработка целевых программ государственной поддержки малого бизнеса на долгосрочную перспективу;
  • оказание консультационной помощи предпринимателям; организация системы подготовки и переподготовки предпринимателей;
  • предоставление малым предприятиям в аренду на льготных условиях помещений, оборудования, земельных участков.
  • содействие внешнеэкономической деятельности малых предприятий.

     Мы  рассказали о малом бизнесе за рубежом, теперь считаем целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства  в некоторых зарубежных странах.

     Показатели  развития предпринимательства

Страны Кол-во малых  и средних предприятий (тыс) Кол-во малых  и средних предприятий на 10 тыс.жителей Занято на малых  и средних предприятиях (млн.чел) Доля малых  и средних предприятий в общей  численности занятий (%) Доля малых  и средних предприятий в ВВП(%, оценочно)
Великобритания 2630 460 13,6 49 50-53
Германия 2290 370 18.5 46 50-52
Италия 3920 680 16,8 73 57-60
Франция 1980 350 15,2 54 55-62
Страны  ЕС 15770 450 68.0 72 63-67
США 19300 742 70.2 54 50-52
Япония 6450 496 39,5 78 52-55
 

     Теперь  переходим к непосредственному  рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих  в связи с этим проблем.

     Малый бизнес - разнородное и исторически  обусловленное социально-экономическое  явление, суть которого (не говоря уж о  частных проявлениях) нельзя понять, а развитие - действенно регулировать в отрыве от этой специфики, от места  и времени его формирования. При  наличии общих генетических и  видовых черт он имеет массу межстрановых и межрегиональных различий. Причем, если малый бизнес, скажем, в США  и во Франции различается не столько  количественно, сколько качественно (в том числе по социально-психологической  мотивации), то, например, в Москве и  в Московской области, в Республике Татарстан - и качественно, и количественно.

     Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать "западную" его модель как традиционную и  позитивно оцениваемую обществом  форму организации хозяйственной  деятельности в любой отрасли  экономики и социальной сферы  с относительно небольшой численностью занятых и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала.

     "Западные" малые предприятия обычно узко  специализированы, но сохраняют  потенциал быстрого перепрофилирования; они часто работают в тесной  кооперации с крупными фирмами  и корпорациями, используя, в частности,  выгоды современного посредничества  в их материально-техническом  обеспечении и в сбыте продукции,  ориентированы в зависимости  от производственной специализации  на национальный, региональный, местный  или мировой рынок и пользуются  узаконенной поддержкой общегосударственных,  региональных и местных властей5.

     Что же касается малого предпринимательства  в постсоветской России, то его  приходится трактовать как сравнительно новую форму хозяйственной деятельности небольших (в сравнении с "первичными звеньями" советского периода) по численности занятых и масштабу оборота предприятий, а также деятельности индивидуальных предпринимателей, организованную по различным мотивам за счет собственных ресурсов или средств крупных предприятий (учредителей), при весьма неоднозначном отношении населения6.

     Для этой формы характерны:

      1) редкое использование начального  заемного капитала;

      2) высокие административно-управленческие  издержки;

      3) слабое задействование преимуществ  быстрого перепрофилирования;

     4) диспаритетные (зачастую - просто  дискриминационные) отношения с  посредниками по сбыту продукции;

      5) исключительно сильная зависимость  от местной власти и от местного  рынка;

      6) особые "теневые" стороны  деятельности (прежде всего в  сфере трудовых отношений).

       Российскому малому бизнесу, как  уже отмечалось, свойственны и  существенные региональные различия  в отраслевой структуре, масштабах  и в других параметрах. При  этом он явно недостаточно  охвачен официальными статистическими  наблюдениями.

     Указанные особенности (коих на самом деле больше 5, мы отметили лишь основные) требуют  если не обязательного учета при  разработке общих условий господдержки российского малого бизнеса, то хотя бы ясного их осознания как реальности. А их игнорирование или недостаточный  учет - один из основных факторов замедления развития малого бизнеса в России.

     Итак, приведем статистические данные, характеризующие  уровень развития предпринимательства  в России.

     Факты таковы, что занятость на одном  малом предприятии в среднем  по России колеблется в интервале  от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости  от типичного размера добавленной  стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.

     Исходя  из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда  в малом бизнесе типичен для  регионов, где преобладают малые  предприятия промышленности, строительства  и транспорта. На уровне федеральных  округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в  Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре  промышленного и строительного  комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными  различиями в выпуске продукции  однопрофильными малыми предприятиями  с примерно равной численностью занятых.

     Оказывается, что наиболее значительные по объему производства промышленные малые предприятия  работают в Дальневосточном округе (средний объем производства 1834,9 тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве  лидером по среднему объему производства на одном малом предприятии является Приволжский (710,8 тыс. руб.), а аутсайдером - Дальневосточный округ (213,6 тыс.). В  строительстве показатели различаются  от 2021,7 тыс. руб. в Уральском до 827 тыс. в Центральном округах. Наиболее крупные транспортные малые предприятия  функционируют в Южном (2082,7 тыс. руб.), а наиболее мелкие - в Сибирском (596,9 тыс.) округах. Значительно меньшая  дифференциация показателей характерна для малых предприятий торговли и общественного питания: от 443 тыс. руб. в Приволжском до 271,7 тыс. в  Центральном округах.

Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях