Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:26, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.
Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
жизни России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список использованных источников и литературы…………...41-42
Развитие инновационного и экспортного потенциала сектора малого и среднего бизнеса в Японии приведено в таблице 8 (См. Приложение).
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития предпринимательства. Последствия экономического спада, начавшегося после финансового кризиса в 1998 г. значительно ухудшили положения сектора малого и среднего бизнеса. В этой связи Правительство Японии и METI приняло ряд мер по оздоровлению национальной экономики и развитию малого и среднего бизнеса, особенно в сфере наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечивающих увеличение экспортного потенциала страны.
Для этого в 1999 г. были введены значительные изменения в "Основной закон о малом предпринимательстве", способствовавшие адаптации сектору малого и среднего бизнеса к существенным изменениям в экономике, связанным с революцией в информационных и высоких технологиях, глобализацией рынков и обострением конкуренции. В новой редакции закона, поднята роль сектора малого и среднего бизнеса как источника динамичного развития национальной экономики4. Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего бизнеса являются поддержка инновационных и венчурных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках. Для коренной модернизации производственных малого и среднего бизнеса (переоснащение современны оборудованием и широкое применение новейших технологий, улучшение условий труда и др.) в 3,3 раз увеличен размер уставного капитала. При этом в сфере услуг размер предприятий вырос до 100 работников, а уставной капитал увеличился в 5 раз.
Значительную
информационную, консультативную и
техническую поддержку
Уже в 2004 г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003 г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.
В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам.
В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий, что свидетельствует о неуклонном росте предпринимательства в этой стране.
Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством торговли и промышленности. Начиная с 2000 г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.
SBS
объединяет деятельность всей
национальной инфраструктуры
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
Мы рассказали о малом бизнесе за рубежом, теперь считаем целесообразным привести некоторые статистические данные, показывающие уровень развития малого и среднего предпринимательства в некоторых зарубежных странах.
Показатели развития предпринимательства
Страны | Кол-во малых и средних предприятий (тыс) | Кол-во малых и средних предприятий на 10 тыс.жителей | Занято на малых и средних предприятиях (млн.чел) | Доля малых и средних предприятий в общей численности занятий (%) | Доля малых и средних предприятий в ВВП(%, оценочно) |
Великобритания | 2630 | 460 | 13,6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 370 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 680 | 16,8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 350 | 15,2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 450 | 68.0 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 742 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 496 | 39,5 | 78 | 52-55 |
Теперь переходим к непосредственному рассмотрению становления и развития малого бизнеса в России и возникающих в связи с этим проблем.
Малый
бизнес - разнородное и исторически
обусловленное социально-
Сопоставляя
малый бизнес в России и за рубежом,
можно идентифицировать "западную"
его модель как традиционную и
позитивно оцениваемую
"Западные"
малые предприятия обычно узко
специализированы, но сохраняют
потенциал быстрого
Что
же касается малого предпринимательства
в постсоветской России, то его
приходится трактовать как сравнительно
новую форму хозяйственной
Для этой формы характерны:
1) редкое использование
2) высокие административно-
3) слабое задействование
4)
диспаритетные (зачастую - просто
дискриминационные) отношения
5) исключительно сильная
6) особые "теневые" стороны деятельности (прежде всего в сфере трудовых отношений).
Российскому малому бизнесу,
Указанные
особенности (коих на самом деле больше
5, мы отметили лишь основные) требуют
если не обязательного учета при
разработке общих условий господдержки
российского малого бизнеса, то хотя
бы ясного их осознания как реальности.
А их игнорирование или
Итак, приведем статистические данные, характеризующие уровень развития предпринимательства в России.
Факты
таковы, что занятость на одном
малом предприятии в среднем
по России колеблется в интервале
от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек
(в торговле и общественном питании).
Средние же по России значения производительности
труда в малом бизнесе (в зависимости
от типичного размера добавленной
стоимости в продукции и
Исходя из этих средних цифр логично предположить, что максимум производительности труда в малом бизнесе типичен для регионов, где преобладают малые предприятия промышленности, строительства и транспорта. На уровне федеральных округов это, действительно, так: наибольшие показатели выработки отмечены в Уральском (146,6 тыс. руб. продукции на одного занятого) и Дальневосточном (136,9 тыс.) округах с высокими долями в отраслевой производственной структуре промышленного и строительного комплексов. В то же время на уровне отдельных регионов (субъектов РФ) ситуация иная: она определяется огромными различиями в выпуске продукции однопрофильными малыми предприятиями с примерно равной численностью занятых.
Оказывается,
что наиболее значительные по объему
производства промышленные малые предприятия
работают в Дальневосточном округе
(средний объем производства 1834,9
тыс. руб.), а самые мелкие - в Северо-Западном
округе (778,9 тыс.). В сельском хозяйстве
лидером по среднему объему производства
на одном малом предприятии
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях