Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2011 в 21:26, курсовая работа
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным бизнесом.
Введение………………………………………………………….3-4
Cущность предпринимательства………………………………..4-7
Виды и формы предпринимательства…………………………..7-9
Этапы развития предпринимательства в России………………10-12
Особенности предпринимательства в России и за рубежом….12-27
Значение предпринимательства в социально-экономической
жизни России…………………………………………………….27-37
Заключение………………………………………………………..38-40
Список использованных источников и литературы…………...41-42
Абсолютным
лидером по среднему объему производства
на одном промышленном малом предприятии
является Таймырский автономный округ
(32,5 млн. руб.); далее с большим
отрывом следуют Коми-
На другом полюсе находится Ненецкий автономный округ (9,1 тыс. руб.); скромные по объему производства малые промышленные предприятия действуют в двух республиках Южного округа - Калмыкии (190,9 тыс.) и Ингушетии (241,2 тыс.). Во всех этих регионах показатели в несколько раз ниже среднероссийского уровня.
По
среднему объему производства на одном
малом предприятии
Применительно к транспорту наибольшие масштабы производства характерны для малых предприятий, работающих в северных автономных округах Дальнего Востока и Сибири: Корякском (20,6 млн. руб. на одном предприятии) и Таймырском (11,3 млн.), причем эти показатели могут быть завышенными из-за практики округления статистических данных по подобным округам. Более достоверным является показатель по Краснодарскому краю - 5,1 млн. руб.; значительные по объему производства малые предприятия, функционирующие в этом регионе, связаны с портовым хозяйством. Еще в пяти субъектах Федерации (Архангельской и Камчатской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО и Республике Хакасия) показатели превосходят среднероссийский более чем втрое.
Согласно
данным Госкомстата России, в Ненецком,
Усть-Ордынском Бурятском, Коми-Пермяцком
и Агинском Бурятском автономных
округах в 2004 г. не работало ни одно
транспортное малое предприятие. Среди
остальных регионов наименее крупные
по объему производства малые предприятия
этой отрасли действуют в
Наибольшие
объемы оборота розничной торговли
и общественного питания в
расчете на одно малое предприятие
свойственны регионам, особо удаленным
от экономического центра страны. Восемь
регионов, лидирующих по среднему объему
производства на одно малое предприятие
торговли и общественного питания,
расположены в Сибири и на Дальнем
Востоке; максимальный показатель был
зафиксирован в Усть-Ордынском Бурятском
автономном округе - 8,4 млн. руб. Это
явление, скорее всего, связано с
характерным для таких регионов
высоким уровнем
Во
многих регионах сложившаяся отраслевая
структура деятельности малых предприятий
вроде бы не поддается объяснению
на основе факторов, традиционно характеризующих
региональные различия. В ряде случаев
создается впечатление, что процесс
формирования отраслевой структуры
проходит чисто стихийно, не укладываясь
в какую-либо экономическую логику.
Проще всего это было бы связать
исключительно с
Выше уже приводилось объяснение тому, что в большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании - в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов России по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства. Так вот, самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются тем тоже упоминавшимся выше обстоятельством, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.
Объемы
производства в расчете на одно промышленное
малое предприятие в 1998- 2004 гг. росли
темпами, опережающими динамику этого
показателя в других отраслях экономики.
Результатом стало существенное
увеличение доли промышленности в отраслевой
структуре малого бизнеса при
снижении удельного веса строительства,
а также торговли и общепита. Наиболее
ярко эта общероссийская тенденция
проявилась в Центральном и
Подведем
некоторые итоги
Проанализировав имеющиеся статистические данные, мы пришли к выводу, что самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности (См. Приложение).
Если
рассмотреть развитие предпринимательства
РФ по структуре, то наибольший удельный
вес занимают предприятия
На втором месте —
Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 процента по всем показателям.
Использование
производительных систем, позволяющих
ускорить переналадку производства,
смогло изменить правило, связанное
с экономией на масштабах, дало возможность
сократить цикл жизни изделий, производить
продукцию для
В
малом предпринимательстве
Приоритетными
направлениями дальнейшего
5.Значение предпринимательства
в социально-экономической жизни России
Развитие малого предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства.
Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.
Так, малый и средний бизнес обеспечивает:
1.
Создание новых рабочих мест,
обеспечение занятости
Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.
Подавляющее
большинство малых предприятий
России имеет вид микрофирмы, где
число занятых составляет до девяти
человек при том, что через
пять лет после создания "на плаву"
остается менее четверти таких предприятий,
остальные же закрываются и увольняют
работников. А выживающие и успешно
развивающиеся фирмы в
Их
слабая социальная защищенность - важный
мотив для трезвой, исключающей
эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства
в деле создания дополнительных рабочих
мест. Это и один из доводов в
пользу разделяемого всеми серьезными
экономистами тезиса, согласно которому
стимулирование малого предпринимательства
ни в коем случае не отменяет необходимости
подъема крупной индустрии - тем более,
что массовый переход рабочей силы из
нее в малый бизнес требует серьезных
сдвигов в профессионально-
Вообще, влияние занятости на малых предприятиях на общую занятость в стране и в ее регионах неоднозначно. Кроме вышеизложенного, это связано со скромными размерами сектора малого предпринимательства, увеличение занятости, в котором пока не может значительным образом сказаться на размере общей занятости.
Так, на 1 января 2005 года, по данным Государственного комитета РФ по статистике, в России действовало более 900 тысяч малых предприятий, на которых работают более 8 миллионов человек.
Число
замещенных рабочих мест на малых
предприятиях в 2005 г. составило 7436 тыс.,
из которых на работников списочного
состава (без внешних совместителей
и работающих по договорам гражданско-
Тем
не менее, нынешние масштабы развития
малого бизнеса в России обычно считают
весьма скромными в сравнении
со странами развитой рыночной экономики,
где удельный вес занятых
В
то же время экстенсивно развивается
другая часть сектора малого бизнеса-индивидуальное
предпринимательство.
Далее,
малое предпринимательство
2.Обеспечение
социальной стабильности и
Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте социальной напряженности в обществе. В России особую опасность вызывал период становления рыночных отношений, начиная с 90-х гг.
В это время произошел самый заметный в количественном отношении рост малого бизнеса. Так, число малых предприятий в 1991-1993 гг. увеличилось с 268 тыс. до 865 тыс., среднесписочная численность занятых - с 5,4 млн. до 8,6 млн. человек; соотношение производства на малых предприятиях и ВВП России повысилось с 11,3 до 15,5%.
Информация о работе Предпринимательство: особенности развития в современных условиях