Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Введение

Современная рыночная экономика и её характеристика………………
1.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики………………………………………………………………………..

1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………………

1.3 Проблема взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике………………………………………………………………………..

Рыночная система координации экономической деятельности……….
2.1 Роль государства в координации экономической деятельности субъектов хозяйствования………………………………………………...…….

2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов……………………………………………………………………………

2.3 Деятельность предприятий в новых условиях хозяйствования…………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.60 Кб (Скачать документ)

На примере взаимодействия экономических агентов я привела характеристику ООО «Предприятия «Техник Систем Сервис».

ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» (первоначально  ТОО «Техник Систем Сервис») было образовано в 1992 году. Собственником  этого предприятия является город. Основной деятельностью ООО «Предприятия «Техник Систем Сервис» является организация такой услуги муниципальным предприятиям города, как установка и монтаж в области охранно-пожарной сигнализации (ОПС), противопожарной автоматики (ППА), систем связи, систем видеонаблюдения, электроремонтных работ (ЭР) и прочих работ.

На указанном  предприятии был объединен опыт работы в иногородних фирмах ЦНТУ и ЯАПТП, которые в свое время  занимались автоматикой и сигнализацией  на объектах г. Череповца. Именно специализация этих сходящих с рынка нашего города фирм предопределила и сформировала миссию вновь образованного предприятия «Техник Систем Сервис»: «Монтажно-наладочное предприятие «Техник Систем Сервис» призвано содействовать приданию г. Череповцу статуса города с высоким инженерно-техническим потенциалом, путем оказания качественных электротехнических услуг не только для муниципальных, но также для коммерческих предприятий и организаций Вологодской области и населений города Череповца, на основе высокого уровня менеджмента и высоких этических норм в бизнесе».

Формируя  эту основную стратегическую цель, город основывался на своих собственных  мотивациях, на собственном опыте  и на минимальном заделе по заказам. Стартовый «портфель заказов» касался работ по охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и системам противопожарной автоматики (ППА). Перспективы развития организации и дальнейшей деятельности в данной сфере представлялись многообещающими. Анализ информации выявил следующие факторы, дающие предпосылки для успешного развития бизнеса: неуклонное развитие рыночных отношений в стране; незначительность конкуренция (2-3 фирмы в городе); активное развитие рынка систем безопасности, проникновение в Россию импортных совершенных систем нового поколения; формирование новых положений, подзаконных актов, ставящих деятельность в сфере ОПС и ППА на предпочтительное место; перестройка и ломка иногородних электромонтажных фирм, существовавших в городе (приток квалифицированных монтажников); развитие новых технологий в области информатики, применение которых возможно для применения в сфере деятельности предприятия; масштабность и постоянное увеличение рынка потребителей в г. Череповце, благодаря постоянно строящимся и перестраиваемым офисам, магазинам, возобновившимся после застоя ремонтам на заводах; ухудшение криминогенной обстановки в городе и в целом по России, что приводит к стремлению не только предприятия городского хозяйства, но и частников и физических лиц применять системы ОПС для защиты себя, своего имущества и бизнеса; наличие у предприятия стартового капитала в виде «портфеля заказов» и запасов материалов.

     Первоначально исследуемое предприятие было ориентировано  на оказание услуг по монтажу охранных и противопожарных сигнализаций строительным предприятиям ООО «Железобетон-12»  и ООО «Горстройзаказчик».

     За  время, прошедшее со дня основания  предприятия, постоянно совершенствуясь и развиваясь, ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» достигло определенных успехов. Рынок услуг и потребителей тоже претерпел изменения. Работа коренным образом перестроилась, и вся деятельность предприятия сформировалась под сложившийся в нашем городе рынок.

     Профиль предприятия - выполнение монтажно-наладочных работ в области охранно-пожарной сигнализации (ОПС), противопожарной автоматики (ППА), систем связи, систем видеонаблюдения, электроремонтных работ (ЭР) и прочих работ.

     Внешними  потребителями ООО «Предприятие «Техник Систем Сервис» являются крупные промышленные предприятия (ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий  сталепрокатный завод», ОАО «Азот»), муниципальные предприятия (УКС  Мэрии г. Череповца, «Теплоэнергия», «Водоканал»), частные и коммерческие предприятия, бюджетные предприятия (школы, предприятия здравоохранения), прочие потребители (районные, иногородние и т.п.). [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Рыночная  система координации  экономической деятельности
 

2.1 Роль государства  в координации  экономической деятельности  субъектов хозяйствования

Экономическая деятельность - совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. Определение данного термина тесно связано с определением самой экономики. Деятельность становится экономической тогда, когда она ставит цель, либо имеет следствием производство и обмен товарами или услугами, признаваемыми в качестве полезных или редких. Экономическая деятельность имеет определенную сферу приложения сил: сельскохозяйственную, промышленную, кустарную, деятельность в области импорта, экспорта, деятельность лиц свободных профессий и т.д. Термин употребляется также в общем смысле. Он служит в этом случае для характеристики, объема всей экономической жизни в течение некоторого периода времени и внутри определенной территориальной общности; Здесь деятельность измеряется с помощью таких обобщающих показателей, как валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт.

Координация экономической деятельности - согласование действий хозяйствующих субъектов  третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких  хозяйствующих субъектов.

В экономике  действует огромное число субъектов, участников экономической деятельности. Все они заняты поиском наилучших  вариантов экономических решений. Следовательно, исходной проблемой  любой экономики является размещение имеющихся и создаваемых в  ней благ между определенными  потребностями, видами производства и  экономическими субъектами. Поэтому  существование и развитие любой  экономики зависит от того, как  решается эта исходная экономическая  проблема. Поиск наилучших способов размещения благ и определяет пути решения проблем «что производить», «как производить», «для кого производить».

Размещение  благ осуществляется через взаимодействие экономических субъектов. В силу того, что каждый экономический субъект  самостоятельно оценивает свои выгоды и затраты и делает выбор, общество сталкивается с необходимостью координации  экономической деятельности отдельных  субъектов, которая включает в себя необходимость:

1) согласовывать  решения производителей;

2) согласовывать  решения потребителей;

3) согласовывать  решения о производстве и потреблении  в целом. 

Эта необходимость  порождается многими причинами, в том числе специализацией экономических  субъектов на определенных видах  экономической деятельности.

Современная высокоразвитая экономика является не только многоукладной, но и многосубъектной. В ней действует огромное количество, как разнообразных производителей (фирм, предприятий), так и потребителей. Кроме непосредственных независимых, суверенных и самостоятельных субъектов, осуществляющих процесс производства и обращения, в экономике заметную (и все более возрастающую) роль играют и регулирующие субъекты, стремящиеся упорядочить в предсказуемом направлении всю экономическую систему. Самым важным субъектом такого рода, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного (национального) богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной (и возрастающей) части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.

Даже  беглого взгляда достаточно для  того, чтобы убедиться, что государство  является в экономике регулирующим субъектом, оно стремится изменить условия функционирования всех без  исключения субъектов хозяйственных  отношений. Обычно это называется регулированием среды обитания экономических субъектов.

Однако  государство не сразу стало таким  специфическим экономическим субъектом. Период превращения в регулирующий субъект - достаточно длителен. Первоначально  государство фактически сводило  свое участие в экономической жизни к сбору налогов. Вероятно, именно это и дало основание назвать государство “ночным сторожем” экономики.

По мере усложнения системы экономических  отношений государство стало  тем субъектом, который начал  вырабатывать рамки действий экономических  субъектов (законодательные акты, другие правовые ограничения). Однако выполнение государством отмеченных выше функций  еще не дает оснований утверждать, что оно становится экономическим  субъектом. Такие возможности возникают  в связи со становлением капитала-монополии  и необходимостью защиты института  конкуренции от разрушающего действия монополистической силы на рынке.

Капитал-монополия, присваивая на устойчивой основе прибыль  выше средней, через механизм монопольно высоких и монопольно низких цен  перераспределяет в свою пользу созданную в обществе прибавочную стоимость. В результате, с одной стороны, потребители вынуждены оплачивать монополиям их сверхвысокие прибыли, с другой стороны, появляются отрасли, где возникает нехватка инвестиционных ресурсов (структурно-больные отрасли), в противоположность тем секторам хозяйства, где хозяйствуют капиталы-монополии.

Очевидно, что это напрямую ущемляет интересы и потребителей, и производителей структурно-больных отраслей. Такое  положение вещей в целом негативно  сказывается и на общей хозяйственной  ситуации, создавая узлы трудноразрешимых в рамках рынка противоречий.

Преодолеть  данное противоречие и призвано государство, превратившееся в регулирующий экономический  субъект. Наши потребители, используя  свое право избирателя, приводят в  законодательные органы власти таких  парламентариев, которые принимают  антимонополистические законы (законодательная  ветвь власти государства). Само же государство в лице правительства  превращается в мощного субъекта перераспределения валового внутреннего продукта в пользу структурно-больных отраслей за счет прогрессивного налогообложения капиталов-монополий. Отсюда буквально полшага до осуществления и регулирующих функций в экономической системе.

Отличие государства как экономического субъекта от прочих экономических субъектов, с которыми мы познакомились ранее, состоит именно в регулирующей функции  и возможностях воздействия на экономическую  систему с целью упорядочивания действий и производителей, и потребителей. Государство - политическая реальность. В этом плане стоит говорить, что  оно есть внеэкономическая сила. Однако при помощи сугубо экономических  рычагов государство способно изменить поведение всех экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении.

Приведем  простой пример: изменилась (снизилась) ставка налога на прибыль. Очевидно, что  этот импульс (информационный) не останется  без внимания со стороны предприятий, фирм (производителей в целом), которые  воспримут его как снижение собственных  издержек и возрастание прибыли  при прочих равных условиях. Такое  изменение ситуации подтолкнет их к  корректировке производственных программ в сторону увеличения производства, в результате чего общее производство в стране должно возрасти (возрастает и ВВП в конечном итоге).

где Тр – ставка налога на прибыль, Тс – издержки производства, Р – прибыль, Q – объем производства фирмы, GDP – ВВП.

Понятно, что при постановке цели изменить динамику производства на положительную (например, на стадии кризиса) государство  вполне может пользоваться снижением  ставок налогов на прибыль. Очевидно, что на стадии подъема необходимо действовать в противоположном направлении.

Чаще  всего в качестве основных функций  государства в экономике определяют функции регулирования, эффективности  и справедливости. Приведенный только что простой пример вполне может  стать иллюстрацией первой из перечисленных  функций. Понятно, что регулирующие воздействия государства гораздо  сложнее, многовариантнее, чем приведенный пример (об этом мы скажем чуть позже).

Функция эффективности представляется очевидной, так как мы утверждаем, что государство  именно экономический субъект. Напомним, что всякий экономический субъект  действует, сопоставляя результат  и затраты собственной деятельности (см. выше). Государство не должно быть исключением. Проблемы определения издержек попросту не существует, так как государственные расходы достаточно точно определяются национальной статистикой и ограничиваются рамками (законодательными) в виде бюджетов всех уровней. Другое дело - определение результата деятельности государства.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности