Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Введение

Современная рыночная экономика и её характеристика………………
1.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики………………………………………………………………………..

1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………………

1.3 Проблема взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике………………………………………………………………………..

Рыночная система координации экономической деятельности……….
2.1 Роль государства в координации экономической деятельности субъектов хозяйствования………………………………………………...…….

2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов……………………………………………………………………………

2.3 Деятельность предприятий в новых условиях хозяйствования…………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.60 Кб (Скачать документ)

В рамках этих представлений организация  должна перестраивать свою деятельность быстрее и эффективнее чем  конкуренты, учитывая интересы, связанные  с сохранением и повышением благополучия как самой организации, так и потребителей, общества. Сбытовая политика организации должна служить базой для разработки ее снабженческой, производственно-технологической, инновационной и финансовой политики. По каждому пункту сбытовой политики имеется несколько вариантов (альтернатив) управленческих решений. В табл. 1 наглядно представлены основные варианты сбытовой политики коммерческой организации. Выбор оптимального варианта осуществляется на основе глубокого всестороннего анализа с проведением необходимых расчетов и сопоставлением с вариантами по другим пунктам политики для их увязки. Некоторые пункты сбытовой политики должны анализироваться отдельно для каждой укрупненной ассортиментной группы товаров в зависимости от стадии ее жизненного цикла. 

В дальнейшем необходим контроль эффективности  принятого решения (выбранной альтернативы) по каждому пункту сбытовой политики. Фактические результаты замеряются, сравниваются с ожидаемыми (рассчитанными при обосновании выбора той или иной альтернативы) и анализируются (например, как на объем продаж повлияло решение о выборе косвенных каналов реализации).

Разрабатывать сбытовую политику целесообразно руководителям  отделов сбыта и маркетинга. Они должны согласовывать текст (проект) «Положения о сбытовой политике» с другими руководителями организации (главным конструктором, главным технологом, начальником планово-экономического отдела (ПЭО), начальником финансового отдела, начальником отдела труда и заработной платы (ОТиЗ), начальником отдела материально-технического снабжения (ОМТС), начальником юридического отдела (юрисконсультом), главным инженером (техническим директором), заместителями директора по коммерческим, экономическим, производственным вопросам). После необходимых согласований начальник отдела сбыта (маркетинга) представляет завизированный вышеуказанными должностными лицами текст «Положения о сбытовой политике» на утверждение директору организации. «Положение о сбытовой политике» вводится в действие приказом руководителя (директора) организации.

Документальное  закрепление сбытовой политики целесообразно  по следующим причинам:

формальное  установление и документальное закрепление  стандартов деятельности по сбыту снизит возможность злоупотреблений (сговор сбытовиков с покупателями и т.д.) и ошибок;

наглядно  демонстрирует взаимосвязь различных  аспектов сбытовой деятельности и формирует  единое видение сбытовой работы и  возникающих проблем всеми ответственными работниками, что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и  других подразделений предприятия;

способствует  более  четкой  координации  предпринимаемых  усилий   по сбыту;

ведет к формальному установлению показателей  сбытовой деятельности для контроля;

делает  организацию более подготовленной к внезапным переменам;

на базе документально закрепленных положений  сбытовой политики функциональные специалисты  могут разрабатывать свои подробные  планы, например, планы исследований различных аспектов рынка, планы  рекламных мероприятий, сметы затрат на сбытовую деятельность, планы формирования портфеля заказов и т.д.;

заставляет  руководителей мыслить перспективно и более ответственно относиться к своим решениям.[11]

Новый принцип - хозяйствование

Новые принципы хозяйствования выдвигают  экономистов на одно из первых мест среди специалистов, занятых организацией и управлением производства. Сейчас экономист на предприятии приобретает  все больший и больший вес. Он обязан знать технику и технологию предприятия, принципы их действия, глубоко  анализировать все стороны работы предприятия, в совершенстве владеть  методами экономического управления.

 Вместе  с тем при переводе предприятий  на новые принципы хозяйствования  не было достигнуто социальной  справедливости в стартовых условиях, так как экономические нормативы  утверждены, исходя из действующих  пятилетних планов предприятий,  сформированных по достигнутой  базе, т.е. нормативы практически  зафиксировали существующее состояние  и имеют индивидуальный характер.

 В  связи с этим для решения  проблемы сбалансированного взаимодействия  общества и природы формируется  новый принцип хозяйствования - социоэкологический.

 Опыт  работы в условиях полного  хозяйственного расчета и самофинансирования  показывает, что переход на новые  принципы хозяйствования - большой  шаг вперед, но всех проблем  не решает.

 Сентябрьский  ( 1965 г.) Пленум ЦК КПСС среди других принципиальных решений о внедрении новых принципов хозяйствования принял решение о введении платы за производственные фонды. Плата за фонды, установленная в проценте к их стоимости, производится за счет прибыли предприятия.

 Проблемы вывода российской экономики из несколько затянувшегося кризиса, в частности внедрение и адаптация новых принципов хозяйствования, без которых невозможна эффективная работа предприятий разных форм собственности, к фактически складывающейся рыночной среде, вынуждают руководителей предприятий, предпринимателей, менеджеров всех уровней и по всем направлениям обзаводиться надежным и доступным инструментом решения отдельных экономических задач или взаимосвязанных задач в комплексе.

 Анализируя  деятельность предприятий в условиях  экономической реформы, можно  сделать вывод о том, что  новые принципы хозяйствования  стимулируют выявление и использование  резервов производства и разработку  на этой основе более напряженных  планов; новые методы работы позволяют  повысить эффективность производства, что выражается в увеличении  объемов реализуемой продукции  и массы прибыли; на основе  повышения эффективности производства  обеспечивается сочетание интересов  коллективов предприятий с общегосударственными  интересами, что нашло свое выражение  в одновременном увеличении отчислений  от прибыли в бюджет и поощрительные  фонды предприятия.

 Конференция  считает, что сейчас в стране  созрели необходимые условия  для повсеместного перехода колхозов  и совхозов на новые принципы  хозяйствования, и все препятствия,  мешающие этому - и на местах, и в центре - должны быть устранены.  Особая ответственность за решение  этой задачи ложится непосредственно  на руководителей и специалистов  колхозов и совхозов, сельских  коммунистов, Советы народных  депутатов.

 В  настоящее время система нормативных  документов, функционирующая в сфере  магистрального транспорта газа, не вполне отвечает складывающимся  условиям функционирования единой  системы газоснабжения и развивающимся  новым принципам хозяйствования, хотя в современных условиях  управления нормативы становятся  одним из главных инструментов  государственного воздействия на  материальное производство.

 Для  технического осуществления этого  принципа им в 1986 г. была  разработана, а затем представлена  на обсуждение Научно-методологического  совета Министерства финансов  СССР модель формирования территориальных  бюджетов, которая позже получила  условное название котловая, или  одноканальная, и была включена в концепцию перевода на новые принципы хозяйствования ряда регионов.

 Пленумов  ЦК КПСС ориентируют на более  полную реализацию ленинского  принципа демократического централизма,  рациональное сочетание действенного  руководства развитием отраслей  в целом с растущей инициативой  и социальной активностью трудовых  коллективов, расширением их экономической  ответственности за достижение  высоких конечных результатов  работы. Опираясь на новые принципы  хозяйствования, определенные Законом  о государственном предприятии  ( объединении), прогрессивные изменения в производственной структуре и укрупнение основного звена, работа министерств и ведомств сосредоточивается на главных направлениях научно-технического прогресса, перспективах экономического и социального развития отраслей, преобразования их материально-технической базы.

 Однако  нельзя обойти молчанием и  такой факт: отдельные комиссии, да и парторганизации органов  управления иногда не проявляют  должной активности и настойчивости  в работе по контролю за совершенствованием хозяйственного механизма. В ряде министерств и ведомств робко берутся на вооружение новые принципы хозяйствования, медленно внедряются в систему планирования новые показатели оценки работы. Устаревший подход к управлению экономикой толкает некоторых руководителей предприятий на поиск путей выбивания планов полегче, их корректировки в сторону уменьшения. Подобное стремление хозяйственников, к сожалению, иногда находит поддержку.

 В  связи с этим для решения  проблемы сбалансированного взаимодействия  общества и природы формируется  новый принцип хозяйствования - социоэкологический.

 Это  крайне важно для системы материально-технического  обеспечения, в которой функционирует  большое число относительно мелких  предприятий. В то же время  в огромной массе особенностей  стимулирования труда явственно  просматривается общее, вытекающее  из новых принципов хозяйствования. Пренебрегать им - значит не учитывать  объективных условий, при соблюдении  которых можно обеспечить эффективную  организацию оплаты высокопроизводительного  и качественного труда.

 В книге А. Д. Лукаша и Е. С. Лазуткина Б5 обосновывается объективная необходимость экономической реформы, на базе обширных данных выявляется тенденция снижения роста производительности труда в 1967 - 1969 гг. Авторы совершенно справедливо заявляют, что одной из причин этого является исключение производительности труда из разряда обязательных-показателей, утверждаемых сверху, а также отсутствие связи между экономическим стимулированием и производительностью труда. Значительный вклад вносится авторами в разработку оценки организационного уровня НОТ, причем эта оценка увязана с новыми принципами хозяйствования. 

Разработанная, в соответствии с решениями апрельского  ( 1985 г.) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда партии целостная система руководства экономикой включает в широком комплексе мер также создание новых организационных структур управления. На июньском ( 1987 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что нам нужна такая система управления, которая отвечала бы новым принципам хозяйствования, сути экономических методов. В этой системе важно четко разграничить компетенцию и ответственность органов управления на всех уровнях и во всех сферах, должны быть созданы наиболее благоприятные, наилучшие условия для функционирования основного звена - предприятия и объединения. Необходимо основательно заняться перестройкой всех организационных структур в экономике - от основного звена до отраслей, регионов и народного хозяйства. Июньский ( 1987 г.) Пленум ЦК КПСС придает большое значение задаче обеспечения формирования и развития организационных структур основного звена - предприятий ( объединений) - преодолеть здесь узковедомственные и местнические барьеры, которые сдерживают процессы обобществления производства, его концентрацию, специализацию и комбинирование, мешают развертыванию в экономике разнообразных интеграционных процессов, особенно по горизонтали.

 Вместе  с тем в работе ЦК Компартии  Таджикистана по выполнению решений  XXIII съезда КПСС имеют место существенные недостатки. Центральный Комитет КПСС считает, что партийные н. советские органы республики еще не в полной мере используют для развития экономики благоприятные условия, созданные новыми принципами хозяйствования. Не уделяется достаточного внимания вопросам технического прогресса, научной организации труда, повышению эффективности общественного производства. В результате уровень фондоотдачи остается низким, многие промышленные предприятия не справляются с заданиями по выпуску продукции, росту производительности труда, получению прибыли. На ряде предприятий не ведется должной борьбы за повышение качества изделий, возросли потери от брака. Не выполняются планы капитального строительства, при росте ассигнований фактические объемы капитальных вложений в течение трех последних лет остаются на одном уровне. Не принимается необходимость мер к наращиванию мощностей строительных организаций, развитию строительной индустрии. Допускается распыление ассигнований, растет объем незавершенного строительства.

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности