Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы "Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Содержание

Введение

Современная рыночная экономика и её характеристика………………
1.1 Условия и предпосылки необходимые для развития рыночной экономики………………………………………………………………………..

1.2 Преимущества и недостатки рыночной экономики………………………

1.3 Проблема взаимодействия экономических агентов в рыночной экономике………………………………………………………………………..

Рыночная система координации экономической деятельности……….
2.1 Роль государства в координации экономической деятельности субъектов хозяйствования………………………………………………...…….

2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов……………………………………………………………………………

2.3 Деятельность предприятий в новых условиях хозяйствования…………..

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 108.60 Кб (Скачать документ)

Определить  его столь же точно, как и затраты, не представляется возможным, так как  неочевидным является сам результат  деятельности государства. Даже в нашем  простом примере, приведенном выше, мы не можем с определенной точностью  отметить: производители изменили свои производственные программы, только руководствуясь импульсами, исходящими от государства (снижение ставки налога на прибыль), или  в результате других причин и мотивов (скажем, конкретная фирма, выпускающая  новую продукцию, и так планировала  расширение собственного производства). Напомним, что производителей миллионы и все они независимы, суверенны, самостоятельны в принятии собственных решений.

Все сказанное  означает, что в привычных экономических  координатах (рублях, долларах и проч.) определить результат функционирования государства не представляется возможным. Однако стоит отметить, что все-таки можно это сделать косвенным  путем, а именно определив существует ли социальная стабильность в обществе или нет, имеются ли у экономических субъектов возможности реализации собственных экономических интересов или их действия ограничиваются нестабильной политической или социальной ситуацией, неопределенностью.

Таким образом, при реализации функции  эффективности общество должно, минимизируя в разумных пределах государственные расходы, стремиться к социально-политической стабильности на основе нормального развития всех экономических субъектов на принципах реализации ими собственных интересов.

Говоря  о выполнении государством функции  эффективности, стоит отметить, что  оно (государственные чиновники), конечно  же, имеет и собственные интересы, которые могут взять верх над  интересами общества. Тогда государство  превращается в своеобразную “кормушку” для приближенных к нему экономических  субъектов и реализация функции  эффективности становится сомнительной, даже при социально-политической стабильности в обществе.

Выполнение  государством функции справедливости связано с объективно существующей в обществе неравномерностью распределения  доходов и различиями в возможностях людей. Определенные категории людей  просто не в состоянии быть столь  же эффективными в хозяйственной  деятельности как все остальные  члены общества (дети, молодые мамы, старики, инвалиды и др.), поэтому  общество должно о них позаботиться.

Для этого  за счет государственных средств  осуществляются программы социальной помощи малоимущим, программы социальной адаптации инвалидов и т. д. Это  требует значительных средств, которые  должны быть мобилизованы государством, а затем адресованы и перераспределены в пользу определенных социальных групп и слоев населения. Таким образом государство и реализует функцию справедливости.

Выполнение  государством основных функций напрямую связано с теми методами, которые  используются данным специфическим  экономическим субъектом при  воздействии на экономику. Выделяют прямые и косвенные методы воздействия  государства на экономические процессы. К первым относят управление предприятиями, принадлежащими государству или  со значительным государственным участием, а также непосредственное воздействие  при помощи законодательных актов  и нормативов, которые принимаются  государством (исполнительной, законодательной  и судебной ветвями власти). Ко вторым относят, как правило, использование  бюджета и денежной массы для  изменения поведения экономических  субъектов.[7] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Трансакционные издержки и проблемы взаимодействия экономических агентов

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов);издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов.

Трансакционные издержки являются следствием сложности окружающего мира и ограниченной рациональности экономических субъектов и зависят от того, в какой координационной системе проводятся экономические операции. Слишком высокие трансакционные издержки могут помешать осуществлению экономического действия. Социальные и государственные институты (например, биржа) позволяют снизить эти издержки при помощи формальных правил и неформальных норм.

Трансакционные издержки являются центральным понятием неоинституциональной экономики и теории трансакционных издержек. Рональд Коуз, проводя мысленный эксперимент, описывающий экономику без трансакционных издержек, показал, что в таком случае действие социальных институтов становится неважным (соответственно неважными становятся экономические формации), так как люди могут договориться о любом выгодном решении без затрат.

Преимущества  и недостатки

Теория  трансакционных издержек помогает объяснить причины возникновения организаций и приводит доводы эффективного проведения того или иного вида трансакций более в соответственных институциональных рамках.

  • Она даёт возможность анализа межорганизационных форм проведения операций, что подтверждается также эмпирическими исследованиями.
  • Ограниченное количество высказываний о внешних факторах как распределение влияние сторон договора. Так же отсутствует связанность между трансакциями.
  • Описание институциональных рамок представляет собой довольно простой концепт с ограниченным количеством альтернатив.
  • Предполагание оппортунизма не совсем оправдано, так как трансакции и их участники находятся в определенных социальных связях, не учтённых данной теорией.

Трансакционные издержки являются издержками использования неустойчивого ценового механизма, связанного с поиском цены, переговорами и заключением контрактов.

При этом именно неустойчивость ценового механизма - или, иными словами, неопределенность поведения экономических агентов  и их стремление снизить ее и обусловливают  возникновение трансакционных издержек. Если считать, что мир без трансакционых издержек - это мир без силы трения, то в качестве материи, на которой возникает трение, выступает неопределенность и изменчивость внешней среды.[9]

Дополняя  и обобщая уже приведенные  определения, можно характеризовать  трансакционные издержки как издержки экономических агентов, порождаемые естественным стремлением минимизировать неопределенность, возникающую отношениях между ними.

Перед тем, как совершить сделку, нужно  располагать информацией о потенциальных  покупателях и продавцах товаров  и факторов производства и сложившихся  на данный момент ценах. Издержки в  данном случае складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых  для поиска информации, а также  из потерь, связанных с ее неполнотой и несовершенством.

Экономические агенты ведут поиск информации также  о контрагентах с целью минимизации  неопределенности (риска). Банковские учреждения ищут информацию о потенциальных  кредиторах, стремясь снизить кредитный  риск. Аналогичные действия предпринимают  любые экономические агенты, поскольку  заинтересованность в снижении степени  неопределенности является признаком  рационального поведения.

Представим, что фирма `А` собирается заключить  контракт с фирмой `В` на проведение работ связанных с оказанием услуг.

В связи  с этим фирма `А` осуществляет поиск  по параметрам: цена услуг, качество, сроки  и т.д. Руководствуясь целью найти  оптимального контрагента. она может затратить на это длительное время, что увеличивает трансакционные издержки в виде заработной платы специалисту по поиску и из-за уменьшения неопределенности (минимизации риска), она несет все большее бремя трансакционных издержек.

Издержками  являются и издержки по ведению переговоров  о предстоящей сделке в виде оплаты услуг переводчиков, расходов на встречу  контрагента, сопровождение, предоставление апартаментов и т.д. (а подчас и  издержки по затягиванию переговоров).

Принятие  решения о подписании контракта  между фирмами зависит от цены контракта, но часто не в меньшей  степени и от субъективных восприятий торгового представителя фирмы. Предположим, фирма `А`, стремясь снизить  трансакционные издержки, предпочла не встретить его в аэропорту и предоставила ему место для пребывания в крайне неудобных апартаментах. В данной ситуации он, возможно, будет склонен и не рекомендовать руководству своей фирмы подписывать контракт.

Трансакционные издержки и риск находятся в обратной зависимости. Стремление экономических агентов снизить риск увеличивает трансакционные издержки, что можно представить и графически. 

Достижение  нулевых издержек возможно лишь тогда, когда и неопределенность сведена  к нулю. В свою очередь, полная неопределенность означает отсутствие трансакционных издержек, поскольку в этом случае экономические агенты не обмениваются ценовыми сигналами. В реальной практике трансакционные издержки никогда не имеют значения, равного 1 и 0, поскольку данные состояния полной неопределенности (1) и определенности (0) в условиях реальной экономики немыслимы.

 Для  исследования поведения кривой  трансакционных издержек воспользуемся практикой функционирования кредитной организации. Допустим, в банк обратилась фирма `А` с целью получения кредита на производственные нужды. Прежде чем прийти в банк, финансовый директор фирмы `А` знакомится с минимальными требованиями банка к фирме, которым она должна соответствовать, чтобы претендовать на получение кредита. Эти требования состоят в том, что фирма `А` должна функционировать на рынке не менее года, показывать безубыточную деятельность и ее среднедневной оборот по расчетному счету не должен быть ниже величины n. Таким образом, банк выдвинул ряд требований, которые, как ему представляется, позволят уже на стадии, предшествующей переговорам с потенциальным заемщиком фирмой `А`, отнести вероятность неисполнения ей обязательств по кредиту до определенного уровня. В свою очередь, финансовый директор, располагая информацией, о том, что фирма `А` соответствует стартовым требованиям банка, определил вероятность того, что переговоры о кредите закончатся успешно, как высокую. Иными словами, и банк и фирма, основываясь на опыте или эмпирических представлениях, которые могут быть результатом как длительных наблюдений, так и ситуационными, оценили вероятность (неопределенность) на том уровне, которая обуславливает их к дальнейшим действиям с целью извлечения выгоды. Если обратиться к кривой трансакционных издержек, представленной на рисунке 1, то применительно к банку, знание точки R1 будет равно вероятности, при которой он считает целесообразным продолжить взаимоотношения с фирмой `А`.

 Таким  образом, можно сформулировать  следующий тезис. 

 Трансакционные издержки являются следствием стремления экономических агентов снизить степень неопределенности во взаимоотношениях между собой. При этом сама трансакция возможна, если экономические агенты достигают уровня определенности относительно поведения друг друга, основываясь на котором, они предпримут дальнейшие действия с целью извлечения выгоды от взаимодействия.

 Вопрос  об определении трансакционных издержек является одним из наименее исследованных вопросов. Как указывал в этой связи Л. Девис:      

« Трансакционные издержки -полезное понятие, но полезность его уменьшается пропорционально точности его определения».[10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Деятельность предприятий  в новых условиях  хозяйствования

В хозяйственной  деятельности предприятия основными  вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Под готовой продукцией подразумеваются  законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку  как товары. Работа предприятий в  новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Переход на рыночную форму хозяйствования коренным образом меняет подходы  к планированию и контролю сбытовой деятельности. Нет сомнений в том, что для успешной работы в рыночных условиях российским предприятиям необходима комплексная структурная перестройка  системы управления сбытом, созданной  при плановом ведении хозяйства. Известно, что при плановой экономике  системы планирования и контроля сбыта ориентировались исключительно на директивы органов Госснаба СССР, в которых ведущим разделом были производственные планы предприятий и объединений. Планирование сбыта на основе производственных планов привело к тому, что сбытовая деятельность отечественных промышленных организаций оказалась вторичной по отношению к производству. В условиях же конкуренции главная задача системы управления сбытом — обеспечить завоевание и сохранение организацией предпочтительной доли рынка и добиться превосходства организации над конкурентами. Сбыт продукции сейчас должен рассматриваться под принципиально иным углом зрения — через призму рыночного спроса и предложения. Иными словами, для выживания в рыночных условиях отечественные товаропроизводители должны производить то, что продается, а не продавать то, что они производят. Необходимо четко понимать новое содержание сбытовой деятельности. В условиях рыночной системы хозяйствования под сбытом (сбытовой деятельностью) следует понимать комплекс процедур продвижения готовой продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции к отправке покупателям, отгрузка продукции на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта — реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Хотя сбыт — завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и производственных возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию и в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбытовой деятельности способна обеспечить конкурентоспособность предприятия. В данной статье рассмотрены основные аспекты организации системы внутреннего контроля сбытовой деятельности предприятия в современных условиях хозяйствования. 

Информация о работе Преимущества и недостатки рыночной системы координации экономической деятельности