Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:45, курсовая работа
Цель данной работы: изучить проблему безработицы и государственное регулирование занятости в нашей стране. Таким образом при наличии цели необходимо поставить и решить следующие задачи:
Раскрыть основные причины и формы безработицы.
Рассмотреть экономические и социальные издержки безработицы.
Раскрыть меры регулирования занятости и политику государства по созданию и сохранению рабочих мест.
Проанализировать проблему занятости населения
Введение ……………………………………………………………………….
3
1
Основные причины и формы безработицы, общая характеристика и виды безработицы ……………………………………………………………
6
1.1
Безработица как социально экономическое явление …..….……………….
6
1.2
Основные причины и формы уровня безработицы, общая характеристика и виды безработицы.………………… ………………….………………….……
10
2
Социально-экономические последствия и регулирование уровня безработицы.…………………………………………………. ………………..
17
2.1
Социально-экономические последствия безработицы ……... .....................
17
2.2
Основные направления регулирования уровня безработицы........................
22
Заключение ……………………………………………………………………
27
Глоссарий ……………………………………………………………………...
29
Список использованных источников ………………………………………
31
Список сокращений……………………………………………………………
34
Приложения
………………………………………………………………..
35
Неэкономические последствия безработицы – это социальные, психологические и политические последствия потери работы.
На индивидуальном уровне
они состоят в том, что невозможность
найти работу в течение продолжительного
периода времени порождает чувс
На уровне общества они выступают в форме:
а) роста социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики Нового курса для выхода из Великой депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны, как правило, именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности;
б) роста уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности;
в) потерь, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить;
г) распад нравственных устоев и морали.
Экономические последствия безработицы также проявляются и на индивидуальном, и на общественном уровне.
На индивидуальном уровне они заключаются: в потере дохода или части дохода в настоящем; в возможном снижении уровня дохода в будущем в связи с потерей квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу.
На уровне общества в
целом они состоят в
Отклонение (разрыв) ВВП (GDP gap) рассчитывается как отношение разницы между фактическим ВВП (Y) и потенциальным ВВП (Y*) к величине потенциального ВВП, выраженное в процентах:
Так как занятые участвуют в производстве товаров, а безработные – нет, можно предположить, что увеличение уровня безработицы должно сопровождаться снижением реального объема ВНП. Зависимость между отклонением фактического объема выпуска от потенциального (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел в начале 1960-х гг. экономический советник президента Дж. Кеннеди, американский экономист Артур Оукен. Формула, отражающая эту зависимость, получила название закона Оукена:
где u – фактический уровень безработицы;
u*- естественный уровень безработицы;
(u – u*) – уровень циклической безработицы;
b - коэффициент Оукена (b > 1), показывающий, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным, если уровень циклической безработицы увеличивается на 1 процентный пункт.
Таким образом, коэффициент Оукена – это коэффициент чувствительности отклонения ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2,5. В других странах и в другие периоды времени он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, отражает обратную зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы: чем выше уровень циклической безработицы, тем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным.
Отклонение фактического ВВП (Yt) любого года можно подсчитать также по отношению к фактическому ВВП предыдущего года (Yt-1). Формулу для такого расчета также предложил А. Оукен:
где ut – фактический уровень безработицы данного года;
ut-1 – фактический уровень безработицы предыдущего года;
3% - среднегодовой темп
роста потенциального ВВП в
развитых странах,
2,5 – коэффициент, показывающий,
на сколько процентов сокращает
Закон
Оукена – экономический закон наличия обратной
зависимости между
уровнем циклической безработицы и величиной
ВВП страны: если уровень циклической
безработицы увеличивается на 1 процентный
пункт, то при отсутствии экономического
роста фактический ВВП сокращается на
2,5%, и наоборот.
Также можно определить не только величину отклонения ВВП, вызванного ростом уровня безработицы, но и, наоборот, величину роста фактического уровня безработицы, вызванного спадом в экономике:
Рассмотрим понятие
«естественный уровень
L = E + U.
Для концентрации внимания на факторах, определяющих уровень безработицы, предположим, что размер совокупной рабочей силы неизменен. Пусть s – показатель увольнения рабочих, т.е. доля занятых, которая ежемесячно теряет работу; f - показатель трудоустройства, т.е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу. Предположим, что оба показателя постоянны, и убедимся, что они определяют уровень безработицы.
Если рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число нанятых на работу должно равняться числу уволенных с работы:
f * U = s * E.
Заменим E на (L – U):
f * U = s * (L – U).
Разделим обе части уравнения на L:
f * U/ L = s * (1 – U/L).
Выделим U/L и получим:
Это уравнение показывает,
что уровень безработицы (U/L) зависит
от показателей уровней
2.2. Основные направления регулирования уровня безработицы.
Безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, поэтому государство принимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры.
Общей для всех типов безработицы мерой является создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Большинство социальных, демографических, экономических явлений в той или иной степени выступает в качестве факторов или результатов процессов, происходящих в сфере занятости.
Возможность иметь рабочее место, получать достойную заработную плату, сохранить здоровье, совершенствовать мастерство и развивать творческий потенциал напрямую связана с общей экономической динамикой производства, структурными изменениями в народном хозяйстве, изменением форм собственности, ситуацией в кредитно-финансовой, инвестиционной, внешнеэкономической сферах, ценой труда. Вместе с тем, качество и количество трудового потенциала общества, его образование, здоровье, профессиональная подготовка, трудовые мотивации, желание и умение принимать новации в технике и технологии – непременные условия того, насколько быстро и глубоко люди осознают необходимость рыночных преобразований, творчески и целесообразно откликнуться на реформы. Занятость – своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.
По мнению А. С. Булатова Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования уровня безработицы. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным [7, с.344]:
Один из критериев социальной ориентированности экономики – отношение к занятости, т.е. занятости должна принадлежать одна из приоритетных ролей, а сама занятость должна рассматриваться как неотъемлемая часть социально-экономических программ. Формирование занятости должно обеспечиваться соответствующей государственной политикой.
Таким образом, через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов. При этом механизмы регулирования рынка труда действуют в условиях определенной политики занятости, элементы которой охватывают все уровни управления экономикой.
Целью многих государственных программ является снижение естественного уровня безработицы путем уменьшения фрикционной безработицы. Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
- усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и в других городах и регионах);
- создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры, как:
- создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
- помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
- проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
- создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Система страхования по безработице представляет собой государственную программу, которая увеличивает число фрикционных безработных. В соответствии с этой программой безработные могут частично получать заработную плату в течение определенного времени после потери работы.
Закон непреднамеренных последствий – закон, отражающий свойство государственной политики иметь, наряду с ожидаемыми, и непредвиденные последствия: пособия по безработице, могут вызвать рост безработных, довольствующихся этим пособием и т.д.
Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице одновременно увеличивает количество фрикционных безработных и поднимает естественный уровень безработицы. Безработные, получающие пособия, не так активно ищут работу и чаще отвергают непривлекательные, с их точки зрения, предложения, что снижает показатель темпа найма. Кроме того, существование системы страхования по безработице, вероятно, позволяет предпринимателям легче решаться на увольнение рабочих, тем самым, приводя к росту показателя темпа увольнения.
Тот факт, что страхование по безработице увеличивает ее естественный уровень, сам по себе не означает нежелательности этой политики. Ее положительная сторона заключается в том, что она создает у рабочих уверенность в получении определенного дохода. Более того, позволяя рабочим отказываться от непривлекательной работы, эта политика, вероятно, способствует установлению более точно соответствия между характеристиками рабочей силы и структуры рабочих мест.
Экономисты, изучающие вопросы страхования по безработице, часто предлагают пути реформирования этой системы для сокращения числа безработных. Одно из предложений состоит в требовании, чтобы фирма, увольняющая рабочего, уплачивала за него пособие по безработице в полном объеме. Такая система называется системой стопроцентной компенсации, поскольку взнос каждой фирмой на страхование по безработице точно отражает масштабы безработицы, переживаемой ее собственными рабочими. Увеличение размера компенсации может ограничить широко распространяемые временные увольнения.
Устойчивым уровень безработицы становится по двум причинам:
1) в случае страхования
по безработице (т.е. выплаты
пособий по безработице)
2) так называемая «безработица ожидания», которая возникает в условиях устойчивой («жесткой») заработной платы.
Жесткость заработной платы означает ее неспособность к гибкому изменению, достаточному для приведения предложения труда в соответствии со спросом на него. Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами ограниченное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной зарплаты уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.