Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Казахстана. Объектом изучения является непосредственно безработица как социально-экономическое явление.
Применяемые методы исследования данной темы: анализ, статистический метод, метод изучения научной литературы, метод дедукции.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
– раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
– проанализировать безработицу и современное состояние казахстанского рынка труда в целом по Казахстану;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Сущность и основные формы безработицы. Классификация занятых и безработных 5
1.2 Эволюция теории занятости 9
1.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы 12
2 РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РК 15
2.1 Анализ форм, причин и динамики безработицы 15
2.2 Анализ государственных мер по борьбе с безработицей 21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РК.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

Динамику безработицы за 2004 – 2008 гг. в РК можно наблюдать в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные индикаторы рынка труда в РК 2004-2008гг.

 

2004

2005

2006

2007

2008

1

2

3

4

5

6

Экономически активное население, тыс. человек

7840,6

7901,7

8028,9

8228,3

8415,0

Уровень экономической  активности, в %

69,9

69,4

69,7

70,4

71,1

Занятое население, тыс. человек

7181,8

7261

7403,5

7631,1

7857,2

Уровень занятости, в % к  экономически активному населению

91,6

91,9

92,2

92,7

93,4

Наемные работники, тыс. человек

4469,9

4640,5

4776,6

4973,5

5199,4

доля в численности  занятого населения, %

62,2

63,9

64,5

65,2

66,2

Самостоятельно занятые, тыс. человек

2711,9

2620,4

2626,9

2657,6

2657,8


Продолжение таблицы 2.1 – Основные индикаторы рынка труда в РК 2004-2008гг.

1

2

3

4

5

6

доля в численности  занятого населения, %

37,8

36,1

35,5

34,8

33,8

Безработное население, тыс. человек

658,8

640,7

625,4

597,2

557,8

Уровень безработицы, %

8,4

8,1

7,8

7,3

6,6

Уровень молодежной безработицы, %

14,3

13,4

10,3

9,4

7,4

Уровень долгосрочной безработицы, %

5,1

4,3

4,0

3,3

2,8

Экономически неактивное население, тыс. человек

3383,4

3476,9

3493,9

3463,2

3416,2

Уровень экономической  неактивности (пассивности), %

30,1

30,6

30,3

29,6

28,9


 

На основе данных из таблицы можно графическим способом показать уровни и динамику безработицы в РК (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Уровни безработицы в 2004-2008гг.

 

Таким образом, наглядно видно, что в РК за последние  годы наблюдается постепенное повышение  уровня занятости и снижение уровня безработицы, что явилось результатом устойчивого экономического роста.  Официальный уровень безработицы, зарегистрированный в центрах занятости и службах по трудоустройству достаточно низкий. Кроме того, на рынке труда фиксируется скрытая безработица - практика перевода работников на неполную рабочую неделю или сокращенный рабочий день, предоставление отпусков без сохранения зарплаты. Она связана, во-первых, с тем, что многие предприятия, работая в режиме неполного рабочего дня и сокращая объемы производства, вынуждены отправлять своих работников в отпуска  без содержания, и, во-вторых, люди больше предпочитают сами трудоустраиваться, а не обращаться на биржу труда в силу несовершенства работы последней. По оценке, в феврале текущего года уровень скрытой безработицы составил 1,9% от экономически активного населения.

Скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) показывает, какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей  недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда.

Уровень скрытой  безработицы - доля не полностью (частично) занятых и находящихся в вынужденных  отпусках работников в экономически активном населении, измеренная в процентах.

Основные показатели рынка труда на 2009 год представлены в таблице 2.2. Анализ основных показателей рынка труда за 2007 и 2008 года представлен в приложении А.

Таблица 2.2 - Основные индикаторы рынка труда в РК на 2009 год

 

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

1

2

3

4

5

Экономически активное население 

8413,5

8464,8

8490,9

 

Занятое население 

7830,4

7896,6

7955,2

 

 Наемные работники

5199,1

5209,7

5266,4

 

 Самостоятельно занятое

2631,4

2687

2688,8

 

Безработное население 

583,1

568,1

535,7

 

Уровень безработицы,%

6,9

6,7

6,3

 

Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 

7,7

7,2

5,9

 

Уровень долгосрочной безработицы, %

2,7

2,6

2,5

 

Экономически неактивное население

3548,8

3497,7

3468,7

 

По данным из таблицы видно, что сохраняется тенденция постепенного снижения уровня безработицы. Так уровень безработицы на конец 3 квартала составляет 6,3%, что на 0,6% меньше чем  на конец 1 квартала. Так же наблюдается снижение уровня молодежной безработицы, что является результатом реализации государственной программы по трудоустройству молодежи.

По информации статагентства, в феврале 2009 года, по оценке, численность безработных (лиц  в возрасте 15 лет и старше, которые  не имели занятия, активно его  искали и были готовы приступить к  нему) составила 598,5 тыс. человек.

По данным Министерства труда и социальной защиты населения  РК, в феврале в органах занятости  официально зарегистрировано 66,5 тыс. человек (0,8% экономически активного населения), что на 16,4% больше, чем в январе 2009 года. Число трудоустроенных граждан составило 15,1 тыс. человек (на 39,7% больше по сравнению с предыдущим месяцем).

Согласно данным оперативного мониторинга, на крупные  и средние предприятия и организации  в феврале текущего года были приняты 58,3 тыс. человек (2% от списочной численности работников в среднем за месяц), выбыло по различным причинам 60,9 тыс. человек (2,1%). Среди выбывших работников уволившиеся по собственному желанию составляют 74,7%, в связи с сокращением численности персонала - 5,7%, по другим причинам - 19,6%

Можно выделить следующие  проблемы на рынке труда в РК:

    • повышается неравномерность уровня занятости в различных регионах страны;
    • растет продолжительность безработицы;
    • изменяется социальная структура занятости;
    • растет вторичная занятость;
    • уменьшается численность работающих в отраслях материального производства и науки и увеличивается в непроизводственной сфере;
    • возрастает доля женщин и молодежи в составе безработных.

 

2.2 Анализ государственных  мер по борьбе с безработицей

 

В экономической теории обозначены два современных направления по решению проблем занятости и  безработицы: неоклассическое  и неокейнсианское. Согласно неоклассикам, рынок труда способен к саморегулированию, поэтому государство должно проводить соответствующую неактивную политику. Представители неокейнсианства считают, что рынок  труда может стабилизироваться и быть равновесным при некотором уровне безработицы. Они обосновывают необходимость государственного регулирования рынка труда. Использование на практике сочетания элементов двух подходов приводит к наиболее рациональным решениям проблем занятости.

Государственное регулирование  рынка труда должно иметь свои пределы. Опыт ряда передовых стран (Швеция, Германия и др.) показал, что  высокие размеры пособий не способствуют тому, чтобы безработные искали работу, так как они вполне довольствовались государственными денежными пособиями, не стремились искать работу и оставались непроизводительной частью трудоспособного населения.

Меры по регулированию  занятости подразделяют на активные и пассивные.

К активным мерам относятся:

    • профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;
    • создание новых рабочих мест;
    • организация общественных работ;
    • стимулирование малого частного бизнеса или самозанятости;
    • организация долгосрочного выхода на пенсию.

К пассивным мерам  относятся:

    • выплата пособий;
    • организация материальной помощи безработным;
    • создание благотворительных фондов для безработных.

Переход нашей экономики  к рыночным методам интенсифицирует  процесс высвобождения рабочей  силы. Конкретное рабочее место больше никому гарантироваться не будет и уже в силу этого форма найма труда обретает реальный смысл, ощутимо затрагивающий интересы многих людей.

Для регулирования рынка  труда и занятости населения  в Республике Казахстан действуют  «Закон о труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 года и «Закон о занятости населения» от 30 января 2001 года. Согласно «Закону о занятости населения» – безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи.

Пособия по безработице: в США составляет 50% заработка, в  Японии – 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других критериев, во Франции – 40 франков в день в дополнение к 42 % заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение 3 лет, в Великобритании – 28,5 фунтов стерлингов в течении 52 недель. Создаются специальные фонды, образуемые в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих.

В большинстве стран  с развитой рыночной экономикой проявляется  дифференцированный подход к различным  категориям лиц на рынке труда, в  частности молодежи. В этих целях  разрабатываются и внедряются специальные  программы для борьбы с безработицей среди молодежи. В этих программах значительное место занимают меры по созданию для молодежи рабочих мест с участием предпринимателей, которым субсидируются расходы по выплате заработной платы, государство полностью принимает на себя расходы по профессиональной подготовке. 9 октября 1996 года вышло распоряжение Президента республики Казахстан «О мерах по совершенствованию государственной молодежной политики», предусматривающее решение этих проблем.

Значительное место  в решении проблем безработицы  отводится биржам труда (службам занятости населения).

Биржа труда – это  учреждение, функционирующее на регулярной основе, где осуществляются посреднические сделки между работниками и предпринимателями  при трудовом найме. Последняя биржа  труда была закрыта в бывшем СССР в 1930 году, и тогда же было провозглашено, что с безработицей навсегда покончено. Сегодняшние реалии вызывают насущную необходимость возрождения всех элементов рынка труда.

С 1 июля 1991 года в Казахстане повсеместно стали действовать  службы занятости населения. В настоящее время сеть таких служб растет.

Биржа труда в странах  с развитыми рыночными отношениями  возникали сначала как гуманитарные институты, цель которых состояла в  оказании помощи безработным. С течением времени и в соответствии с  развитием трудовых отношений в этих странах их задачи и функции изменились. В последние годы она стала важным инструментом в регулировании рынка труда, в разработке и проведении в жизнь политики занятости.

Основными функциями  таких бирж в настоящее время  являются изучение спроса и предложения на рынке труда, учет безработных и регистрация свободных рабочих мест, предоставление информации лицам, желающим переменить работу и трудоустроиться, организация обучения и переподготовка кадров, ищущих работу, проведение профориентационной работы  среди молодежи, осуществление посредничества по трудоустройству людей и назначение пособий по безработице. Через биржи государство воздействует на рынок труда с учетом интересов предприятий и организаций. Направления на работу, выданные биржами труда, являются рекомендательными для предпринимателей, так как они имеют право на свободный выбор и предпочитают нанимать работников через свои отделы кадров.

В Республике Казахстан  трудовые отношения регулируются законом  «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 года, на основе индивидуальных и коллективных договоров. Данным законом установлена рабочая неделя продолжительностью не более 40 часов, то есть рабочий день должен продолжаться при пятидневной рабочей неделе не боле 8 часов. Установлено время отдыха, порядок нормирования труда, меры поощрения и наказания, порядок разрешения трудовых споров, гарантии и компенсационные выплаты работникам.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК