Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Казахстана. Объектом изучения является непосредственно безработица как социально-экономическое явление.
Применяемые методы исследования данной темы: анализ, статистический метод, метод изучения научной литературы, метод дедукции.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
– раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
– проанализировать безработицу и современное состояние казахстанского рынка труда в целом по Казахстану;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Сущность и основные формы безработицы. Классификация занятых и безработных 5
1.2 Эволюция теории занятости 9
1.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы 12
2 РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РК 15
2.1 Анализ форм, причин и динамики безработицы 15
2.2 Анализ государственных мер по борьбе с безработицей 21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Динамику безработицы за 2004 – 2008 гг. в РК можно наблюдать в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные индикаторы рынка труда в РК 2004-2008гг.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Экономически активное население, тыс. человек |
7840,6 |
7901,7 |
8028,9 |
8228,3 |
8415,0 |
Уровень экономической активности, в % |
69,9 |
69,4 |
69,7 |
70,4 |
71,1 |
Занятое население, тыс. человек |
7181,8 |
7261 |
7403,5 |
7631,1 |
7857,2 |
Уровень занятости, в % к экономически активному населению |
91,6 |
91,9 |
92,2 |
92,7 |
93,4 |
Наемные работники, тыс. человек |
4469,9 |
4640,5 |
4776,6 |
4973,5 |
5199,4 |
доля в численности занятого населения, % |
62,2 |
63,9 |
64,5 |
65,2 |
66,2 |
Самостоятельно занятые, тыс. человек |
2711,9 |
2620,4 |
2626,9 |
2657,6 |
2657,8 |
Продолжение таблицы 2.1 – Основные индикаторы рынка труда в РК 2004-2008гг.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
доля в численности занятого населения, % |
37,8 |
36,1 |
35,5 |
34,8 |
33,8 |
Безработное население, тыс. человек |
658,8 |
640,7 |
625,4 |
597,2 |
557,8 |
Уровень безработицы, % |
8,4 |
8,1 |
7,8 |
7,3 |
6,6 |
Уровень молодежной безработицы, % |
14,3 |
13,4 |
10,3 |
9,4 |
7,4 |
Уровень долгосрочной безработицы, % |
5,1 |
4,3 |
4,0 |
3,3 |
2,8 |
Экономически неактивное население, тыс. человек |
3383,4 |
3476,9 |
3493,9 |
3463,2 |
3416,2 |
Уровень экономической неактивности (пассивности), % |
30,1 |
30,6 |
30,3 |
29,6 |
28,9 |
На основе данных из таблицы можно графическим способом показать уровни и динамику безработицы в РК (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Уровни безработицы в 2004-2008гг.
Таким образом,
наглядно видно, что в РК за последние
годы наблюдается постепенное
Скрытая безработица (вынужденная неполная занятость) показывает, какое количество работников занято в режиме сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня, а также находится в административных отпусках без сохранения заработной платы или с частичной оплатой труда.
Уровень скрытой
безработицы - доля не полностью (частично)
занятых и находящихся в
Основные показатели рынка труда на 2009 год представлены в таблице 2.2. Анализ основных показателей рынка труда за 2007 и 2008 года представлен в приложении А.
Таблица 2.2 - Основные индикаторы рынка труда в РК на 2009 год
1 кв |
2 кв |
3 кв |
4 кв | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Экономически активное население |
8413,5 |
8464,8 |
8490,9 |
|
Занятое население |
7830,4 |
7896,6 |
7955,2 |
|
Наемные работники |
5199,1 |
5209,7 |
5266,4 |
|
Самостоятельно занятое |
2631,4 |
2687 |
2688,8 |
|
Безработное население |
583,1 |
568,1 |
535,7 |
|
Уровень безработицы,% |
6,9 |
6,7 |
6,3 |
|
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) |
7,7 |
7,2 |
5,9 |
|
Уровень долгосрочной безработицы, % |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
|
Экономически неактивное население |
3548,8 |
3497,7 |
3468,7 |
По данным из таблицы видно, что сохраняется тенденция постепенного снижения уровня безработицы. Так уровень безработицы на конец 3 квартала составляет 6,3%, что на 0,6% меньше чем на конец 1 квартала. Так же наблюдается снижение уровня молодежной безработицы, что является результатом реализации государственной программы по трудоустройству молодежи.
По информации статагентства, в феврале 2009 года, по оценке, численность безработных (лиц в возрасте 15 лет и старше, которые не имели занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) составила 598,5 тыс. человек.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, в феврале в органах занятости официально зарегистрировано 66,5 тыс. человек (0,8% экономически активного населения), что на 16,4% больше, чем в январе 2009 года. Число трудоустроенных граждан составило 15,1 тыс. человек (на 39,7% больше по сравнению с предыдущим месяцем).
Согласно данным
оперативного мониторинга, на крупные
и средние предприятия и
Можно выделить следующие проблемы на рынке труда в РК:
2.2 Анализ государственных мер по борьбе с безработицей
В экономической теории обозначены два современных направления по решению проблем занятости и безработицы: неоклассическое и неокейнсианское. Согласно неоклассикам, рынок труда способен к саморегулированию, поэтому государство должно проводить соответствующую неактивную политику. Представители неокейнсианства считают, что рынок труда может стабилизироваться и быть равновесным при некотором уровне безработицы. Они обосновывают необходимость государственного регулирования рынка труда. Использование на практике сочетания элементов двух подходов приводит к наиболее рациональным решениям проблем занятости.
Государственное регулирование рынка труда должно иметь свои пределы. Опыт ряда передовых стран (Швеция, Германия и др.) показал, что высокие размеры пособий не способствуют тому, чтобы безработные искали работу, так как они вполне довольствовались государственными денежными пособиями, не стремились искать работу и оставались непроизводительной частью трудоспособного населения.
Меры по регулированию занятости подразделяют на активные и пассивные.
К активным мерам относятся:
К пассивным мерам относятся:
Переход нашей экономики к рыночным методам интенсифицирует процесс высвобождения рабочей силы. Конкретное рабочее место больше никому гарантироваться не будет и уже в силу этого форма найма труда обретает реальный смысл, ощутимо затрагивающий интересы многих людей.
Для регулирования рынка труда и занятости населения в Республике Казахстан действуют «Закон о труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 года и «Закон о занятости населения» от 30 января 2001 года. Согласно «Закону о занятости населения» – безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку и переподготовку, имеют право на получение государственной адресной социальной помощи.
Пособия по безработице: в США составляет 50% заработка, в Японии – 60-80% заработка в течение 3-12 месяцев в зависимости от возраста безработного и других критериев, во Франции – 40 франков в день в дополнение к 42 % заработка в течение 1-2,5 лет, особые пособия в течение 3 лет, в Великобритании – 28,5 фунтов стерлингов в течении 52 недель. Создаются специальные фонды, образуемые в значительной мере за счет вычетов из заработной платы работающих.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой проявляется дифференцированный подход к различным категориям лиц на рынке труда, в частности молодежи. В этих целях разрабатываются и внедряются специальные программы для борьбы с безработицей среди молодежи. В этих программах значительное место занимают меры по созданию для молодежи рабочих мест с участием предпринимателей, которым субсидируются расходы по выплате заработной платы, государство полностью принимает на себя расходы по профессиональной подготовке. 9 октября 1996 года вышло распоряжение Президента республики Казахстан «О мерах по совершенствованию государственной молодежной политики», предусматривающее решение этих проблем.
Значительное место в решении проблем безработицы отводится биржам труда (службам занятости населения).
Биржа труда – это
учреждение, функционирующее на регулярной
основе, где осуществляются посреднические
сделки между работниками и
С 1 июля 1991 года в Казахстане повсеместно стали действовать службы занятости населения. В настоящее время сеть таких служб растет.
Биржа труда в странах
с развитыми рыночными
Основными функциями таких бирж в настоящее время являются изучение спроса и предложения на рынке труда, учет безработных и регистрация свободных рабочих мест, предоставление информации лицам, желающим переменить работу и трудоустроиться, организация обучения и переподготовка кадров, ищущих работу, проведение профориентационной работы среди молодежи, осуществление посредничества по трудоустройству людей и назначение пособий по безработице. Через биржи государство воздействует на рынок труда с учетом интересов предприятий и организаций. Направления на работу, выданные биржами труда, являются рекомендательными для предпринимателей, так как они имеют право на свободный выбор и предпочитают нанимать работников через свои отделы кадров.
В Республике Казахстан трудовые отношения регулируются законом «О труде в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 года, на основе индивидуальных и коллективных договоров. Данным законом установлена рабочая неделя продолжительностью не более 40 часов, то есть рабочий день должен продолжаться при пятидневной рабочей неделе не боле 8 часов. Установлено время отдыха, порядок нормирования труда, меры поощрения и наказания, порядок разрешения трудовых споров, гарантии и компенсационные выплаты работникам.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК