Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда Казахстана. Объектом изучения является непосредственно безработица как социально-экономическое явление.
Применяемые методы исследования данной темы: анализ, статистический метод, метод изучения научной литературы, метод дедукции.
Для рассмотрения данной проблематики необходимо решить ряд задач:
– раскрыть понятия рынок труда, занятость и безработица;
– проанализировать безработицу и современное состояние казахстанского рынка труда в целом по Казахстану;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Сущность и основные формы безработицы. Классификация занятых и безработных 5
1.2 Эволюция теории занятости 9
1.3 Причины и социально-экономические последствия безработицы 12
2 РЫНОК ТРУДА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В РК 15
2.1 Анализ форм, причин и динамики безработицы 15
2.2 Анализ государственных мер по борьбе с безработицей 21
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

ПРИЧИНЫ, ВИДЫ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ. МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ В РК.doc

— 337.00 Кб (Скачать документ)

 Целями государственных  программ являются повышение  уровня и изменение структуры  занятости населения Республики Казахстан на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕР ПО БОРЬБЕ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ

 

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Основная задача социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Важнейшим элементом  формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования,  обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.

В качестве специфических мер борьбы с фрикционной безработицей могут быть предложены следующие меры:

    • усовершенствование системы сбора информации о наличии свободных рабочих мест с деятельностью специальных консультационно-рекламных служб;
    • организация ярмарок молодых выпускников высших и средне-специальных учебных заведений, молодых специалистов;
    • создание банка данных о лучших студентах-выпускниках, что позволит отслеживать заинтересованным фирмам, учреждениям будущих качественно подготовленных специалистов.

Для борьбы со структурной безработицей могут использоваться такие меры как, создание государственных служб и учреждений по переподготовке, переквалификации кадров.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей является проведение стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, профилактику глубоких экономических спадов и, следовательно, массовой безработицы.

Особую актуальность приобретают в настоящее время  вопросы совершенствования государственной  статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

На ряду с  используемыми мерами по борьбе с  безработицей такими как профессиональное переобучение, организация общественных работ и привлечение туда безработных, поддержка малого и среднего бизнеса, восстановление и развитие сельского хозяйства могут предложены следующие меры:

1. Перевод работников на вахтовый метод:

      • временное перемещение граждан туда, где имеется работа, с компенсацией затрат на проезд и оплату жилья;
      • переселение в сельские районы;
      • информирование людей о вакансиях.
    1. Предоставление и гарантия работы молодым специалистам:
      • предоставление гарантированного места работы для молодежи после окончания учебы;
      • введение наставничества;
      • повышение их профессиональной квалификации;
      • увольнение всех, кому больше 60 лет, и предоставление работу молодым специалистам.
    1. Ограничение использования иностранной рабочей силы:
      • сокращать количество приезжих, за счет этого высвобождать рабочие места;
      • ограничить въезд иностранцев;
      • усовершенствование миграционной политики.

Основными задачами государственной политики по борьбе с безработицей в нашей стране являются:

– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики страны;

– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

– формирование эффективной структуры занятости  населения, повышение качества создаваемых  рабочих мест, развитие профессиональной и территориальной мобильности  рабочей силы, создание благоприятных  условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

– предотвращение роста  неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

При правильной организации рынка труда и  его составных элементов затраты  мгновенно окупают соответствующие  издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат  на макро- и микро уровнях. Это  неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно - эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения в области занятости - это наиболее важные отношения  в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь  пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

В настоящее  время ситуация на рынке труда  стабилизировалась, безработица не стала такой острой проблемой казахстанской экономики, как это было всего несколько лет назад. Наблюдаемые сегодня тенденции на рынке труда говорят о том, что и работодатели и кандидаты более или менее адаптировались к ситуации кризиса и вновь проявляют друг к другу взаимный интерес. Для работодателей по-прежнему является актуальной и перспективной замена уже работающего персонала на более опытных, но дешевых работников. Практически во всех компаниях идет пересмотр штатного расписания в сторону повышения эффективности персонала. Это достигается за счет совмещения одним работником нескольких ранее существовавших должностей. Сегодня работодателю нужен работник, который будет работать за троих, получать же зарплату он будет за одного. Сегодня работодателям больше не требуются просто энтузиасты, люди со "связями" или с "пробивными" способностями. Им требуются профессионалы. В связи с этим характерно повсеместное ужесточение требований к кандидатам, прежде всего к их практическому опыту работы и профессиональным навыкам, и, одновременно, продолжающееся снижение уровня зарплаты в долларовом выражении.

Со стороны  работодателей снова появился спрос  на квалифицированный персонал, причем структура спроса по массовым позициям в сравнении с докризисными временами  изменилась не очень значительно: по-прежнему необходимы менеджеры по продажам, секретари, главные бухгалтеры, финансовые аналитики и т.п. Также заметно увеличение спроса на квалифицированных работников от компаний, занимающихся продажами обуви, мебели, строительных и отделочных материалов.

Таким образом, осуществляемый в Казахстане в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Темирбекова А. Б. Экономическая теория: краткий курс лекций. – Экономика, 2007, с. 213 – 216. 
    2. Шеденов У.К., Сагиндиков Е. Н., Комягин Б. И. Общая экономическая теория. –– А – Полиграфия, 2004, с. 114 - 129.
    3. Айдарханов М. Х. Основы экономической теории.– Фолиант, 2007, с. 317 – 331.
    4. Одегов Ю. Г., Руденка Г.Г., Быбынина Л. С. Экономика труда – Москва, 2007, 386 с.
    5. Кибанов А. Я. Экономика и социализация труда. – Москва, 2003, 366с.
    6. Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии 8(104),2007,с. 18 – 36.
    7. http://www.stat.kz
    8. «Закон о труде  в Республике Казахстан» от 10 декабря 1999 г
    9. «Закон о занятости населения» от 30 января 2001 г.
    10. Распоряжение Президента республики Казахстан «О мерах по совершенствованию государственной молодежной политики» от 9 октября 1996 г.

11.     Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, 35 с.

12.     Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2002, с. 111-120.

13.     Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.

14.     Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, с.21-35.

15.     Камаев В. Д. Основы экономической теории - Москва,2001 г., 296 с.

16.      Колтунов В. М. Основы рыночной экономики -    Н. Новгород, 2004 г., 310с

17.     Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, с. 62-70.

18. Львова Ю.А. "Современные тенденции на рынке труда"// "Справочник кадровика" 2004

19. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2003, с.47-52.

20.           Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.

21.Помощь безработным гражданам в организации собственного дела // Биржа труда", 5(79) июль 2004 г.

22. Рынок труда и доходы населения/Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие -М.:Информационно-издательский  дом "Филинъ", 2001,420 с.

23.Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово - экономического кризиса //Человек и труд.-2004

24.Суворова Л.В. Рынок труда и безработица - Н.Н., 2004.,169 с.

25.           Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие. – Москва :ИНФРА-М,2003,421 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

Таблица А1 – Основные показатели рынка труда на 2007 год.

                           
   

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

 
 

Экономически активное население 

8115

8243,9

8297,4

8259,2

8228,3

 

Занятое население 

7491

7642,1

7713,5

7680,4

7631,1

 

 Наемные работники

4896,2

4953,4

5009,7

5035,8

4973,5

 

 Самостоятельно занятое

2594,8

2688,7

2703,8

2644,6

2657,6

 

Безработное население 

624

601,8

583,9

578,8

597,2

 

Уровень безработицы,%

7,7

7,3

7

7

7,3

 

Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 

11

9,6

8,6

8,2

9,4

 

Уровень долгосрочной безработицы, %

3,5

3,3

3,2

3,2

3,3

 

Экономически неактивное население

3573,6

3447,3

3395,7

3434,6

3463,2

                           

Таблица А2 – Основные показатели рынка труда на 2008 год.

                           
   

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

 
 

Экономически активное население 

8336,8

8425,6

8466

8421,3

8415

 

Занятое население 

7762,9

7868,4

7925,4

7862,1

7857,2

 

 Наемные работники

5138,3

5186

5237,6

5229,9

5199,4

 

 Самостоятельно занятое

2624,7

2682,4

2687,8

2632,2

2657,8

 

Безработное население 

573,8

557,2

540,6

559,3

557,8

 

Уровень безработицы,%

6,9

6,6

6,4

6,6

6,6

 

Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) 

8,1

7,4

7

7,1

7,4

 

Уровень долгосрочной безработицы, %

2,9

2,7

2,6

2,7

2,8

 

Экономически неактивное население

3485,5

3401,9

3364,3

3410,5

3416,2

Информация о работе Причины, виды и сущность безработицы. Меры по борьбе с безработицей в РК