Принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципиальных подходов к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить ренту как доход от использования природных ресурсов.
2. Раскрыть природную ренту в Российской Федерации, ее долю в совокупном доходе страны.
3. Рассмотреть государственное регулирование экономики Российской Федерации и зарубежных стран через формирование рентных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 РЕНТА КАК ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………. 5
1.1 Природные ресурсы: понятие, распределение, проблема оценки………………………………………………………………………. 5
1.2 Влияние природных ресурсов на экономику………………………. 8
1.3 Рента и природные ресурсы…………………………………………. 9
2 ПРИРОДНАЯ РЕНТА В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ДОЛЯ В СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ СТРАНЫ……………………………………. 15
2.1 Природная рента: понятие, структура и ее введение...……..……. 15
2.2 Природная рента: положительные и отрицательные стороны…………………………………………………………………….. 17
2.3 Распределение природной ренты в современной России………………………………………………………………………. 19
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………….. 22
3.1 Рентные отношения и доходы……………………………………… 22
3.2 Институциональная стоимость и теория………………………….. 24
3.3 Экономическая и институциональная сущность финансовой ренты………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

рентные отношения.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 

Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: «Экономическая теория» 

на тему № 22: «Принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений» 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студентка 1курса

                    факультета  менеджмента группы ЭН-093

                                                   Требушкина О.А. 

                          Руководитель:

                          канд. экон. наук, доцент

                    Мартынчук О.И. 

                    Отметка о допуске (недопуске к защите) _________________

                    «____» _____2010г. _________________

                      (подпись руководителя) 

Кемерово, 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 

  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….  3

1 РЕНТА КАК ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………. 5

  1.1 Природные ресурсы: понятие, распределение, проблема оценки……………………………………………………………………….   5

   1.2 Влияние природных ресурсов на экономику……………………….  8

   1.3 Рента  и природные ресурсы………………………………………….  9

2 ПРИРОДНАЯ РЕНТА В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ДОЛЯ В СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ СТРАНЫ…………………………………….  15

   2.1 Природная рента: понятие, структура и ее введение...……..…….   15

   2.2 Природная  рента: положительные и отрицательные  стороны……………………………………………………………………..   17

   2.3 Распределение  природной ренты в современной России……………………………………………………………………….   19

3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ РЕНТНЫХ  ОТНОШЕНИЙ………………………..   22

   3.1 Рентные  отношения и доходы………………………………………   22

   3.2 Институциональная  стоимость и теория…………………………..    24

   3.3 Экономическая  и институциональная сущность  финансовой ренты……………………………………………………………………….    27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….   32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….   35

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….   37 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Рентные отношения долгое время являлись площадкой, на которой в качестве субъектов действовали национальные государства.

     Актуальность  темы состоит в том, что рентные отношения являются новым этапом в развитии международных отношений. Они сталкиваются с различными трудностями и рассматриваются с разных сторон, как с положительной, так и с отрицательной. Положительной стороной является: облегчение хозяйственных взаимодействий между государствами, стимулирование экономического роста, способствие ускорению и увеличению масштабов обмена передовыми достижениями человечества в экономической, научно-технической и интеллектуальной сфере, что, безусловно, содействует прогрессу всех стран мира. Вместе с тем прослеживается ряд негативных последствий, проблем и рисков, к главным из которых можно отнести: растущую открытость процессов воспроизводства отдельных стран негативным внешним воздействиям; быстрое распространение локальных экономических сбоев на другие регионы мира и т.д.

       Россия занимает ведущее место в мире по объему природных ресурсов. Так, доля России в мировых запасах нефти составляет 12 - 13 %, газа - 32 %, угля -11%, железа - 26 %, никеля - 36 %, кобальта - 18%, свинца 10 %, цинка - 15 %. По запасам алмазов, платиноидов, золота, серебра, титана, циркония, редких и редкоземельных металлов Россия входит в первую тройку стран мира. Валовая потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых России в конце 90-х годов прошлого века оценивалась почти в 30 трлн. долл. США, а прогнозный потенциал – в 150 трлн. долларов.

       При этом большинство экспертов отмечают низкую эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами.

     За  последние годы рентные платежи  в доходах бюджета не превышают 7-8% процентов, а по оценкам специалистов, они могут составлять до 20% доходов бюджета. 1

       Очевидно, что доля доходов от эксплуатации природо-эксплуатирующего сектора в приходной части бюджета должна быть увеличена.

       Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципиальных подходов к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. Выявить ренту как доход от  использования природных ресурсов.

     2. Раскрыть природную ренту в Российской Федерации, ее долю в совокупном доходе страны.

     3. Рассмотреть государственное регулирование экономики Российской Федерации и зарубежных стран через формирование рентных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 РЕНТА КАК ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ 
 

     1.1 Природные ресурсы: понятие, распределение, проблема оценки 

     Природные ресурсы - это компоненты природы, которые  на данном уровне развития производительных сил используется или могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств  труда)  и предметов потребления.

       В природные ресурсы включают землю и недра, растительный и животный мир, лесные и водные ресурсы, воздушный бассейн и климат.

     Природные ресурсы распределены неравномерно. В результате этого различные  районы, страны, регионы и даже целые материки имеют разную ресурсообеспеченность, т.е. соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Этот показатель по каждому виду ресурсов можно выразить либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами на душу населения.2

       Проблема оценки природных ресурсов стоит перед учеными и практиками уже не один десяток лет. Совершенно очевидно, что если природные ресурсы вовлечены в хозяйственный оборот, то они должны быть оценены, как и любой другой товар.

       В целом необходимость оценки природных ресурсов обусловливается следующими обстоятельствами:

  • необходимостью точного учета реальных затрат и выгод по проектам, предназначенным к реализации, важностью учета всех экологических последствий каждого проекта. Это способствует реализации мероприятий, благоприятствующих устойчивому развитию общества;3
  • необходимостью коррекции национальных счетов государства с целью включения в них «амортизации» природного капитала;
  • необходимостью осуществлять адекватное ценовое регулирование природопользования, направленное на стимулирование рационального использования природных ресурсов посредством установления ставок налогообложения, отражающих их реальную стоимость.

     Существуют  разные подходы к тому, как оценивать ресурсы. Наиболее теоретически обоснованным является подход, ориентированный на рентную оценку природных ресурсов, поскольку он позволяет учесть все выгоды и затраты от его использования. Однако рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природного ресурса только как элемента производственной деятельности, или фактора производства, и совершенно не учитывает других свойств природных ресурсов, не используемых для достижения производственных целей. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью оценить ценность природного капитала с социальной точки зрения, учесть природный ресурс как составляющую благосостояния общества. При этом мы будем считать, что выгодой от утилизации природного ресурса становится все, что увеличивает благосостояние общества, а затратами на его использование — все, что уменьшает это благосостояние.

       Индивид оценивает чистую выгоду (общую выгоду минус затраты) от наличия определенного природного ресурса. Естественно каждый индивид оценивает такую чистую выгоду по-своему, в зависимости от своих потребительских предпочтений. Если мы рассматриваем всю совокупность индивидов-потребителей, то чистая выгода каждого будет различна в зависимости от его личных предпочтений. Эти предпочтения формируются экономической ситуацией потребителя, его историко-культурными и географическими традициями, моральными качествами и т.д.

       Обычно в экономике индивидуальные предпочтения потребителей агрегируются в функцию спроса на ресурс (Рисунок 1).4

     

       

     Рисунок 1 - Спрос на природные ресурсы 

       С точки зрения теории общественного благосостояния кривую спроса предлагается интерпретировать как кривую, обозначающую желание платить каждого индивида за то или иное количество ресурса. Отметим, что эта кривая строится в условиях постоянства доходов потребителя, т.е. вдоль кривой спроса доходы потребителя и их благосостояние в целом не меняются. Такая кривая спроса называется кривой спроса по Маршаллу. При этом некоторые готовы платить за ресурс величину ОА, другие — р*С, спрос третьих, а значит, и желание платить равно нулю. В данном случае именно желание платить и становится мерой предпочтений потребителей. Если р* — рыночная цена ресурса, то на самом деле все потребители платят величину Ор*ВС, желание же их платить измеряется величиной ОАВС, если учесть, что всего на рынке по цене р* предложено С ресурса. Желание платить складывается из избытка потребителя р*АВ и фактически уплаченной величины Ор*ВС. Иногда величину р*АВ называют чистым желанием платить (ЧЖП), поскольку она дает представление о чистом выигрыше потребителей при покупке природного ресурса.

     Наряду  с желанием платить важным условием является желание нести убытки (ЖНУ). Иначе говоря, мы можем также определить, сколько нужно заплатить потребителю, чтобы он отказался от потребления данного количества ресурса.

       Согласно теории, желание платить и желание нести убытки не должны сильно различаться. Однако часто респонденты, отвечающие на вопросы интервьюера, оценивают свои возможные потери выше, чем потенциальную выгоду от получения природного ресурса. Данные о желании платить обычно более статистически значимы, ответы о желании нести убытки подвержены большему разбросу. Вот почему при оценке природных ресурсов, как правило, пытаются определить именно желание платить, а не желание нести убытки.5

     Для того чтобы определить, как изменилось благосостояние общества в целом  при приобретении определенного  количества ресурса, мы должны сложить ЧЖП всех, кто приобрел дополнительную выгоду от его потребления, и вычесть ЖНУ всех, кто потерял от недоиспользования данного ресурса. Если результат оказался положительным, то это значит, что в целом общество приобрело от его потребления.6 
 

     1.2 Влияние природных ресурсов на  экономику 

       В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозятся преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

Информация о работе Принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений