Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципиальных подходов к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить ренту как доход от использования природных ресурсов.
2. Раскрыть природную ренту в Российской Федерации, ее долю в совокупном доходе страны.
3. Рассмотреть государственное регулирование экономики Российской Федерации и зарубежных стран через формирование рентных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 РЕНТА КАК ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………. 5
1.1 Природные ресурсы: понятие, распределение, проблема оценки………………………………………………………………………. 5
1.2 Влияние природных ресурсов на экономику………………………. 8
1.3 Рента и природные ресурсы…………………………………………. 9
2 ПРИРОДНАЯ РЕНТА В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ДОЛЯ В СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ СТРАНЫ……………………………………. 15
2.1 Природная рента: понятие, структура и ее введение...……..……. 15
2.2 Природная рента: положительные и отрицательные стороны…………………………………………………………………….. 17
2.3 Распределение природной ренты в современной России………………………………………………………………………. 19
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………….. 22
3.1 Рентные отношения и доходы……………………………………… 22
3.2 Институциональная стоимость и теория………………………….. 24
3.3 Экономическая и институциональная сущность финансовой ренты………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 37
Неравномерность обеспечения стран природными ресурсами, а также потребления их выдвигает ряд закономерностей в экономическом развитии разных стран. Первая из них связана с необходимостью поиска путей более рационального использования природных ресурсов в условиях их нехватки. Особенно остро эта проблема стоит для развитых стран. Собственно говоря, их вариант промышленного развития в последние десятилетия (экономия ресурсов) и есть ресурсосберегающий путь экономического развития.7
Природные ресурсы, как известно, делятся
на возобновляемые и невозобновляемые.
Особенно бережно следует относиться
к невозобновляемым ресурсам. Необходимо
также принимать действенные меры в отношении
возобновляемых ресурсов (пресная вода,
лес, почва), восстанавливать их первоначальное
состояние. Многие страны мира активно
используют вторичное сырье и отходы производства,
сберегая таким образом «кладовые» природы.
Так же следует всемерно стремиться к
созданию максимального количества малоотходных
и безотходных предприятий и технологий.8
1.3
Рента и природные ресурсы
Природные ресурсы играют значительную роль в экономике любого государства. Обеспеченность природными ресурсами — один из важнейших экономических показателей, характеризующих экономическое положение страны. Наряду с трудом и капиталом природные ресурсы являются также фактором производства. Отсутствие природных ресурсов или плохое качество их приводят к увеличению затрат других ресурсов. Безусловно, природные ресурсы имеют ценность.
Обычно, под рентой понимается некоторый доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина этого дохода определяется многими обстоятельствами, среди которых главенствующую роль играют природные свойства. Однако не менее важно правильно заключить договор с арендатором или, если владелец ресурса самостоятельно эксплуатирует его, правильно выбрать технологию. Важно также знать конъюнктуру рынка, уметь пользоваться кредитом и другими финансовыми инструментами.
Рассмотрим природные объекты, продуктивность которых четко определяется их природными возможностями. При этом условии ценность конкретного природного ресурса определяется теми доходами, которые его владелец может получить, используя его. Эксплуатируя природный ресурс, владелец или арендатор несет затраты, а реализуя произведенную продукцию, получает доход. Если доход постоянно превышает затраты, то можно с уверенностью сказать, что доход имеет место благодаря естественным свойствам природного объекта. Эти свойства, что очень важно, не могут воспроизвести конкуренты владельца, если, конечно, его аналогичный объект не обладает такими же природными свойствами.9
Рисунок
2: если МС — кривая предельных издержек
владельца участка, a D
— кривая спроса на произведенную продукцию,
то Р — цена продукции (например, цена
пшеницы, хлопка или чего-либо другого).
Рисунок
2 - Формирование равновесной цены на рынке
и рентного дохода.
Q — объект производства; S1+S2 — выручка, которую получил владелец участка; S1 — затраты владельца участка; S2 — рентный доход.
Как видим, рентный доход равен разности между издержками и выручкой. Рассмотрим теперь, как формируется эта величина и в чем заключается особая роль природного фактора.
Природные объекты могут обладать неодинаковыми свойствами, которые будут выражаться в несовпадении затрат на единицу производимой с их помощью продукции или неодинаковой отдачей на единицу затрат.
Для характеристики затрат мы используем
их средние и предельные значения. Если
предположить, что цена на продукцию, производимую
на данном объекте природопользования,
задается рынком, на который рассматриваемые
нами производители повлиять не могут
(Рисунок 3).
ро
Рисунок
3 - Предельные издержки на природных объектах
и образование рент.
Р — цена продукции; МС1 , МС2,, МС3 — предельные затраты для трех, рассмотренных нами, природных объектов; Q1 , Q2 , Q3 — оптимальные объемы производства на каждом из объектов.
В данном примере PQ1 — выручка от продажи продукта на первом участке, PQ2 — на втором, РQ3 — на третьем. Если из этой выручки мы вычтем затраты, то получим рентный доход S1 S2 S3 соответственно. Если же вместо предельных затрат изобразим средние издержки в точке оптимального выпуска (Рисунок 4) где видно, что разные участки приносят разные доходы, которые зависят от природных свойств данных объектов.10
Рисунок
4 - Зависимость доходов от природных свойств
объекта.
ВЫВОД:
В любом случае природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве.
Для этого существуют следующие основные условия.
2
ПРИРОДНАЯ РЕНТА В РОСИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ДОЛЯ В
2.1
Природная рента: понятие, структура и
ее введение
Природная рента – это добавочный доход, получаемый сверх определенной прибыли на затраченные труд и капитал; образование ренты обусловлено более благоприятными условиями, в которых один природопользователь находится перед другим, например, за счет выявления, разведки и добычи природных ископаемых с лучшими горно-геологическими характеристиками, более высокой продуктивности пластов, местоположения природных ресурсов, лучших климатических условий, более высокого естественного плодородия земли, обладает привилегией и т. д.11
Сейчас много разговоров о том, что нужно
вести природную ренту на добычу ископаемых
ресурсов. Допустим, добывающая компания
на добычу 1кг полезного ископаемого тратит
1рубль. После чего продаёт его на внутреннем
рынке за 3руб, при этом платит общий налог
государству 1руб. Таким образом, у компании
остается прибыль 1руб с каждого килограмма.
Известно, что все конкуренты компании
продают по такой же цене и получают примерно
такую же прибыль. Известно, что в цене
любого продукта или услуги, произведенных
внутри страны доля полезных ископаемых
и энергоресурсов находится на уровне
15-25%. Теперь представим, что правительство
вдобавок к существующим налогам на добычу
полезных ископаемых ввело природную
ренту в размере 1руб за 1кг. Так как рента
вводится для всех добывающих компаний,
значит и у конкурентов будет та же ситуация
с ценообразованием. А так как от введения
ренты конкуренция не увеличится и не
уменьшится, то средняя цена на внутреннем
рынке поднимется то же на 1рубль. В результате
получим, что цена вырастет до 4руб/кг,
при этом государство будет получать уже
2руб с килограмма, а компания будет получать
ту же прибыль: 1руб за килограмм, получили
увеличение стоимости сырья на 25%. Теперь
допустим, что до ввода природной ренты,
например, хлеб стоит 6 рублей. Зная, что
в его цене 20% это стоимость сырья (нефтепродукты,
уголь, алюминий, медь, газ), получаем величину
сырьевой доли равную 1,2рубля. А после
ввода природной ренты все цены на сырье
увеличились на 25%. Значит вместо 1,2 рубля,
получаем величину сырьевой доли в хлебе
1,5рубля. Теперь уже стоимость хлеба будет
равна 6 – 1,2 +1,5 = 6,3рубля. Получаем увеличение
цены на 5%. И так со всеми продуктами и
услугами в стране. А так как увеличения
количества продукции не произошло, а
произошло только увеличение цен на 5%,
то получаем разовую инфляцию в 5%. Затраты
добывающих компаний определяются уровнем
внутренних цен, а если они выросли на
5%, то и затраты вырастут на 5% и будут уже
равны не 1руб/кг, как вначале, а 1,05руб/кг,
т.е получаем круговую инфляцию, которая
будет добавочной к уже существующей,
примерно 1% в месяц. За год получаем 1,0112
что равно 13%. Таким образом общий эффект
от введения природной ренты составит
5%(разовая)+13%(круговая)=18% инфляции в год.
Как обычно 20% из них уйдет в министерства.
Вернется народу 64%. Зная, что объём добывающей
промышленности в ВВП (внутренняя валовая
продукция) около 25% получаем, что природная
рента в 25% от этого объёма будет равна
25%*25%=6,25% от ВВП. Зарплата народа в ВВП занимает
примерно 20%. А теперь к ней еще добавим
то, что народ получит от природной ренты:
20%+6,25% = 26,25% от ВВП. С одной стороны мы видим
увеличение дохода у граждан страны. За
время пока природная рента будет отобрана
и учтена от добывающей промышленности
правительством, передана в местные органы
и выдана в виде денег народу, пройдет
не меньше года. Значит, за это время они
обесценятся еще на те самые 18%. Получаем,
что народ получит 26,25%/(100%+18%)=20% от ВВП –
это та же сумма что и до введения природной
ренты. То есть народу и олигархам ни какой
прибыли от этого не будет, а вот чиновникам
совсем наоборот и инфляция в стране снова
возрастет. Из этого примера видно, что
внутренние цены нельзя трогать и нельзя
облагать дополнительными налогами. Низкие
внутренние цены на сырье выгодны всем,
это своего рода скрытая природная рента,
которая остается у народа в виде невысоких
цен на отечественную продукцию. Другими
словами это называется скрытые инвестиции
или скрытые дотации. Однако это действует
только когда уровень прибыли добывающей
промышленности ограничен и не превышает
50%. Следует, вместо ввода природной ренты
необходимо контролировать уровень цен
на газ, нефтепродукты, металлы, и другие
невосстанавливаемые полезные ископаемые.
Уровень цен можно контролировать с помощью
контроля прибыли, путем составления аудиторских
проверок, вычисления себестоимости и
отпускной цены. Если установить потолок
для прибыли в 50%, то можно оставить достаточно
денег для развития добывающей промышленности
и сделать достаточные скрытые дотации.
Единственный недостаток скрытых дотации
это то, что они неравномерно распределяются
между гражданами страны. Получаем, кто
больше потребляет, тот больше и дотируется.12
2.2
Природная рента:
В последнее время в обществе активно обсуждаются вопросы увеличения налогообложения добывающих отраслей промышленности. При этом одной из наиболее популярных «технологий» изъятия якобы существующих сверхприбылей называется введение природной ренты. Не вдаваясь в детали, некоторые политики во время предвыборных баталий заявляют о том, что природная рента может принести в бюджет от 30 до 50 миллиардов долларов дополнительных доходов.
Сторонники введения природной ренты утверждают, что нефтяники полностью присваивают себе сверхдоходы от продажи нефти. Логическим продолжением этого мнения является требование о необходимости изъятия у них сверхприбылей путем введения специального налога – природной ренты. Апологеты этой точки зрения выступают за справедливое, как они считают, перераспределение доходов нефтяников в пользу неконкурентоспособных предприятий. При этом никаких расчетов, подтверждающих необходимость введения природной ренты, ее сторонники не приводят.
Противники введения природной ренты называют подобные разговоры «предвыборным популизмом и борьбой за голоса избирателей». Они утверждают, что для введения ренты нет ни малейших оснований. И в качестве обоснования своей позиции приводят расчеты и показатели работы нефтяной отрасли, которые показывают, что структура доходов и расходов российской нефтяной отрасли такова, что «сверхприбыли» нефтяной отрасли являются мифом, основанным на отсутствии правдивой информации о ситуации в российской нефтянке.
В частности, утверждают противники ренты, только прямая налоговая нагрузка на нефтяную отрасль на данный момент составляет 38 процентов, что подтверждается заключениями международно признанных аудиторских компаний, а самым крупным налогом является плата за пользование недрами.
Когда мы говорим о природной ренте, о том, что досталось даром, и запас чего иссякает, у нас происходит не выравнивание общества, а расслоение. Именно в тех странах, где активно эксплуатируются природные ресурсы, есть безудержно бедные и безудержно богатые.13
На данный момент налогообложение добывающих отраслей оптимальное, а налогообложение обрабатывающих отраслей – повышенное, поэтому надо понизить общую налоговую базу для обеих сторон. И при этом повысить специальную налоговую базу. Но сделать это не какими-то рентами или разделами продукции, а например акцизами. Результат может дать резкое снижение единого социального налога и снижение НДС до 15 процентов, а не до 18 процентов, как сейчас, а вот после этого повысить акцизы. Тогда общее налогообложение будет оптимальным.
Недавно вице-президент одной из крупнейших
нефтяных компаний в прямом эфире радиостанции
«Эхо Москвы» попробовал рассчитать доход
нефтяных олигархов. Вот что у него получилось:
в 2007 году в России было добыто 380 миллионов
тонн нефти. Общая выручка за нее (включая
и внутренний рынок) составила 60 миллиардов
долларов. Из этой суммы было уплачено
21,7 миллиарда долларов налогов. Плата
за транспортировку нефти составила 9
миллиардов. Сама добыча, а также ремонт
оборудования и зарплата сотрудникам
15 миллиардов. Инвестиции в другие проекты
обошлись нефтяникам в 10 миллиардов. На
покупку активов ушло еще 2,8 миллиарда.
Если из 60 миллиардов долларов последовательно
вычесть все эти цифры, остается конечная,
итоговая сумма – 1,5 миллиарда долларов.
Это и есть собственно доход нефтяных
компаний.14
2.3
Распределение природной ренты
в современной России
Проблемы изъятия и распределения природной ренты в последние годы широко обсуждается в научных и политических кругах России. Желание политиков чаще всего связано не столько со стремлением сделать экономику России более конкурентоспособной и эффективной, сколько с привлечением весомой части электората для того, чтобы обеспечить повторное избрание в разные уровни власти конкретных политических партий. Имеется и острая необходимость сглаживания дисбаланса в работе и рентабельности предприятий добывающих и перерабатывающих отраслей: рентабельность первых в несколько раз выше рентабельности вторых, что негативно отражается на экономики в целом.15
Общеизвестно, что Россия имеет крупные запасы полезных ископаемых в мире: их прогнозный потенциал оценивается более чем 140,2 триллионов долларов, а в ее хозяйстве преобладают ресурсо-эксплуатирующие отрасли. Сырьевые продукты составляют весомую часть экспорта, доходная часть государственного бюджета формулируется больше за счет добывающих, а не перерабатывающих производств. Притом современная социально- экономическая и политическая ситуация в стране настолько диктует ускоренный переход экономики от сырьевой специализации к развитию высокотехнологичных отраслей. Но по-преждему источник финансовых средств реализации этого направления – деятельность сырьевых отраслей. Особая острота проблемы распределения природной ренты за счет добычи минеральных ресурсов объясняется, помимо их исключительно важной роли в современной российской экономике, невоспроизводимостью и невосполнимостью этих ресурсов.
Рента образуется при добычи любого полезного ископаемого – руды, угля, газа и нефти.