Принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципиальных подходов к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить ренту как доход от использования природных ресурсов.
2. Раскрыть природную ренту в Российской Федерации, ее долю в совокупном доходе страны.
3. Рассмотреть государственное регулирование экономики Российской Федерации и зарубежных стран через формирование рентных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1 РЕНТА КАК ДОХОД ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ…………………………………………………………………. 5
1.1 Природные ресурсы: понятие, распределение, проблема оценки………………………………………………………………………. 5
1.2 Влияние природных ресурсов на экономику………………………. 8
1.3 Рента и природные ресурсы…………………………………………. 9
2 ПРИРОДНАЯ РЕНТА В РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ ДОЛЯ В СОВОКУПНОМ ДОХОДЕ СТРАНЫ……………………………………. 15
2.1 Природная рента: понятие, структура и ее введение...……..……. 15
2.2 Природная рента: положительные и отрицательные стороны…………………………………………………………………….. 17
2.3 Распределение природной ренты в современной России………………………………………………………………………. 19
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ РЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………….. 22
3.1 Рентные отношения и доходы……………………………………… 22
3.2 Институциональная стоимость и теория………………………….. 24
3.3 Экономическая и институциональная сущность финансовой ренты………………………………………………………………………. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 37

Работа состоит из  1 файл

рентные отношения.doc

— 234.50 Кб (Скачать документ)

       Реализация на мировом и внутреннем рынках ренты (в данном случае –природной) имеет прямое отношение к проблеме инфляции внутри страны. Эти процессы присущи и для реализации технологической ренты. Для России роль ее не столь значима (в основном это оборонные поставки), но для некоторых других стран она более серьезна, что особенно проявляется в США, где технологическая рента в значительных масштабах обеспечивает обороты ценных бумаг на биржевых рынках. Здесь проблема не только в общем росте фиктивного капитала, но и в его цикловых колебаниях. Естественно, потребность в денежном капитале, обслуживающем эти изменения, постоянно меняется, поэтому государство должно обеспечивать эффективное таргетирование режима монетарной политики.28 

     ВЫВОД:

       Рента представляет собой доход,  устойчивый в динамике. Этот доход  образуется вследствие того, что  природные объекты обладают естественными свойствами, которые не могут быть воспроизведены в желаемом объеме. Поэтому в природоэксплуатирующем секторе можно наблюдать устойчивую дифференциацию затрат на различных природных объектах. На одних продукцию производят с меньшими затратами, на других – с большими. Для рынка безразлично, кто, где и как произвел эту продукцию, сколько затратил. Если товары одинаковые, то они будут проданы по одной и той же цене.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Рента есть результат отношений земельной собственности и ее экономической реализации, то есть присвоение ренты – экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность. Монополия частной собственности на землю, недра и другие ресурсы обусловливает возникновение абсолютной земельной ренты, или присвоение земельным собственником избытка рыночной стоимости над ценой производства. В сельском хозяйстве и добывающих отраслях эта цена определяется издержками производства в худших природных условиях с добавлением средней прибыли на авансированный капитал, поэтому помимо последней образуется дифференциальная рента как разница в уровне издержек труда при использовании лучших и худших природных ресурсов (по качеству, продуктивности, местоположению и т.п.). Рента возникает в тех отраслях, где земля выступает формой основного капитала (сельское и лесное хозяйство, строительство, добывающая и горная промышленность). В этом смысле рента всегда «земельная» несмотря на условное подразделение различных ее видов по месту образования, и, наверное, правильнее было бы применять термины «земельная рента в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве, в горной промышленности». В тех случаях, когда земля или ее недра находятся в частной собственности, продажа земли прежде всего означает передачу права на получение земельной ренты (цена земли равна капитализированной ренте). Экономическая оценка земли и других природных ресурсов включает их в систему рыночных отношений, не обязательно превращая в объект купли-продажи, что характерно для стран с большой долей государственного сектора в экономике. При государственной собственности на землю и другие природные ресурсы вся масса ренты достается государству. В этом случае оно выступает в качестве земельного собственника-монополиста, выходя с продукцией добывающих отраслей на внешний рынок, автоматически присваивает абсолютную ренту, а через налогообложение прибыли и систему регулируемых цен и значительную часть дифференциальной ренты, связанной с эксплуатацией лучших природных ресурсов, направляя всю образующуюся сверхприбыль в централизованный чистый доход. В прошлом было немало попыток определения реальной величины ренты, образующейся в сельском и лесном хозяйстве, в добывающих отраслях промышленности. С помощью различных методов расчета ученые получали примерно одну и ту же величину ренты, поступавшей централизованно в распоряжение государства. Ее полностью относили к дифференциальной ренте, являющейся следствием различий природных условий производства. Так называемая абсолютная рента, выступающая как результат экономической реализации собственности на землю и другие природные ресурсы, вообще не принималась в расчет, поскольку положение об отсутствии абсолютной ренты в условиях безграничной монополии государственной собственности в народном хозяйстве относилось к священным постулатам политэкономии социализма.

     Специфическими  особенностями природно-ресурсного потенциала страны являются его разнообразие, а также масштабность и комплексность  входящих в него элементов. Одновременно для природных ресурсов России во многих случаях характерны, с одной стороны, слабая задействованность в хозяйственном использовании, а с другой – сложность и высокий уровень затрат по их освоению.

       Анализ показывает, что эффективное регулирование природопользования может осуществляться при одновременном использовании двух видов платежей за природные ресурсы: за их расход (потребление) и за право пользования природными объектами в пределах определенной территории. С помощью первого вида платежей регулируется интенсивность использования природных ресурсов и обеспечивается накопление средств на их воспроизводство и охрану. Платежи за право пользования природными ресурсами призваны регулировать распределение территории между конкурирующими видами природопользования. За счет поступлений от этих платежей можно осуществлять финансирование природоохранных, социальных и других нужд данной территории. Уровень этих платеже должен коррелировать с рыночными ценами на соответствующее сырье с учетом спроса и предложения и, одновременно, способствовать целям ресурсосбережения.

       Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Поэтому ресурсные платежи должны быть экономически значимыми, иметь существенный удельный вес в общей структуре налогов. Три группы налоговых платежей призваны составить систему налогообложения в сфере природопользования: налоги за право пользования природными ресурсами; платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов; платежи за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов. Налоговая система должна обеспечивать изъятие экономической ренты в пользу всего общества, чего, к сожалению, новый Налоговый кодекс РФ не решает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Абрамова, Е.Н.  Гражданское право: В 3 томах.  Том 2. Учебник [Текст]. – М.: ТК  Велби, 2009. – 880с.

2. Большой экономический словарь [Текст]/ под. ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт мировой экономики, 1997. – 864 с.

3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / МГЮА. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 271 с.

4. Влияние природных ресурсов на экономику [Электронный ресурс] // http://www.rg/ru /2009/05.12/radzmovskii.htm

5. Голуб, А.А. Экономика природных ресурсов: Учебник [Текст]. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 319с.

6. Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник [Текст]. – М.: Экономистъ, 2006. – 861с.

7. Кузин, В.Ф. Рентные отношения и хозрасчет: [Текст]. – М.: Экономика, 1987. – 72с.

8. Липсиц, И. В. Экономика: В 2 книгах. Книга 1.Учебник [Текст]. - М.: Вита-Пресс, 2004.-352с.

9. Мещеров, В.А. современные рентные отношения: теория, методология, и практика хозяйствования. [Текст].- М.: Экономической науки, 2006. – 312с.

10. Природная рента: за и против [Электронный ресурс] // http://www.realto.ru/ journal/ likbez/ show/ ?d=62168

11. Природные ресурсы [Электронный ресурс] // http://www.wikipedia.org/ wiki

12. Распределение природной ренты в современной России [Электронный ресурс] // http://www.rg/ru /2003/10/24.renta

13. Рентные отношения и доходы [Электронный ресурс] // http://www.increator.ru /econ/renta/htm

14. Рента и природные ресурсы [Электронный ресурс] // http://www.nkj.ru /archive/articles/4196

15. Рента [Электронный ресурс] // http://www.wikipedia.org/ wiki

16. Россия в мировой экономике: Учебник [Текст]/ Гуманитарное издание – М.: Центр ВЛАДОС. 1998. – 296 с.

17. Сажина, М.А. Экономическая теория: Учебник [Текст]. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1999. – 456 с.

18. Цыпин, И.С. Мировая экономика. Учебник [Текст]/ И.С.Цыпин,В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2005. – 248 с.

19. Экономическая теория [Текст]: учебник / под. ред. В.И Видяпина и др. – Изд.. испр. И доп. – М.: ИНФРА-М,2006. – 672 с.

20. Экономика [Текст]: учеб. для вузов / под. ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2005. – 832 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ПРИЛОЖЕНИЕ А 

Таблица 1 - Экспорт и его структура в России по данным 1999- 2007 годов. 29                                                                                                                                                          
 

  1999 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Экспорт- всего, млрд. долл. США 78,2 71,3 72,9 103,1 100,0 106,7 133,4
% 100 100 100 100 100 100 100
а) минеральные  продукты 42 42,8 44,9 53,8 54,7 55,2 57,3
б) минералы, драгоценные камни, изделия из них 26,1 27.6 26,1 21,7 18,8 18,7 17,7
в) химическая продукция 9,9 8,7 8,5 7,2 7,5 6,9 6,9
г) древесина, продукция ее переработки 5,6 4,9 5,1 4,3 4,4 4,6 4,2
д) продовольствие, сельхоз-сырье 3,3 2,1 1,3 1,6 1,9 2,6 2,5
е) машина, оборудование 9,9 11,4 10,9 8,8 10,5 9,5 9
ж) прочие товары 3,2 2,5 3,2 2.6 2,2 2,5 2,4


Информация о работе Принципиальные подходы к реализации государственного регулирования экономики через формирование рентных отношений