Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 22:09, курсовая работа
Приватизации можно дать простое определение как процессу, в результате которого правительства продают свои государственные предприятия полностью или пакетами акций частным инвесторам, местным и иностранным. Хотя государственные предприятия являются наиболее традиционным и хорошо известным примером, правительства могут также приватизировать предприятия сферы услуг, жилье, и даже землю.
В связи с этим основная цель данной работы – произвести анализ процесса приватизации в России и на основе этого сделать выводы о полученных результатах. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные этапы приватизации в РФ, выделить их положительные и отрицательные стороны
2. Охарактеризовать приоритетные направления современного этапа приватизации, сравнить цели, задачи, результаты современного и предыдущих этапов.
3. Сделать вывод о целесообразности и эффективности проведенных реформ отношений собственности.
Введение ………………………………………………………………….….…....3
Глава 1. Концепции и особенности приватизации в Российской Федерации.
1.1. Понятие и модели приватизации…………..………………………….…….4
1.2. Особенности приватизации в России………………………………….…..10
Глава 2.Этапы приватизации в Российской Федерации.
2.1. “Ваучерная” приватизация в РФ 1992-1994 гг ………………………….11
2.2. Денежный этап 1995-1997 гг………………………………………….……13
Глава 3.Практика осуществления и проблемы приватизации в Российской Федерации.
3.1.Практика осуществления приватизации в Российской Федерации…...….17
3.2.Подведение итогов, проблемы и ошибки приватизации…………….……21
Заключение…………………………………………………………………..…..23
Список использованной литературы…………………………………………...25
Открытая продажа
Открытая продажа
позволяет участвовать в
Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий. Этот недостаток пытаются устранить с помощью экспертных оценок, которые закладываются в начальные цены продаж.
Бесплатное распределение
В государствах с переходной экономикой, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен, возможна модель бесплатного распределения государственной собственности. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Недостатки модели — в слабых финансовых результатах: денежные средства не получает ни государство, как в случае открытой продажи, ни предприятия, как в случае закрытой продажи. Массовая приватизация делает неэффективной связь между собственностью и управлением, что хорошо видно на примере России, где была реализована рассмотренная модель приватизации.
Если быстрая приватизация невозможна по политическим и идеологическим причинам, то в этой связи возможно формирование государственных или частных холдингов, которые берут на себя управление десятками и сотнями бывших государственных предприятий с целью максимизации прибыли.
В России в связи с быстро проводимой приватизацией эта идея воплотилась в формировании частных холдингов, что привело к опосредованной приватизации входящих в их состав предприятий.
Положительная сторона данной модели в том, что она позволяет за достаточно короткий интервал времени создать рынок капитала и повысить эффективность предпринимательской деятельности. В то же время она существенно ограничивает непосредственное влияние держателей акций на деятельность предприятия.
Денационализация представляет собой возвращение бывшим владельцам (их наследникам) ранее национализированного имущества. Эта модель реанимирует восстановление и защиту права частной собственности, что составляет одно из ее достоинств.
В некоторых случаях
1.2
Особенности приватизации в
Приватизированными в официальной статистике считаются предприятия: а) выкупленные их трудовыми коллективами, б) приобретенные частными лицами, а также в) преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.
С точки зрения организационно-правовой формы большинство бывших муниципальных предприятий является в настоящее время товариществами с ограниченной ответственностью или обществами акционерного типа. В отличие от них торговые предприятия, с самого начала основанные частными лицами, нередко организованы как индивидуальные частные предприятия или семейные фирмы.
В настоящее время налицо сложное переплетение прав собственности различных субъектов — государства, менеджеров, рабочих, частных фирм и т.д. Таким образом, с точки зрения организационно-правовых форм, Россия превратилась в страну со смешанной экономикой.
Главной целью считалось формирование слоя частных собственников. Очевидно, что акционеры, владеющие несколькими акциями российских предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Для крупных предприятий реальные права собственности оказались разделенными между администрацией предприятия и государственными чиновниками.
2.ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
2.1 “ВАУЧЕРНАЯ” ПРИВАТИЗАЦИЯ В РФ
Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации — ваучерный. Правительство России решило пойти на приватизацию государственной собственности через выпуск так называемых ваучеров. Ваучер — это официальный документ, предоставляющий право владения, распоряжения и пользования определенным количеством материальных благ. Но это формально, так как фактически никто не стал собственником бывшей государственной собственности.
В нашей стране ваучеры получили применение в форме приватизационных чеков, которые давали право собственнику на приобретение акций либо на своем приватизируемом предприятии, либо на специализированных чековых аукционах.
Концепция ваучерной программы в России была принята на заседании Правительства РФ 11 июня 1992 г. С 1 октября по 31 января 1993 г. была выдана подавляющая часть чеков (148 млн.) на предъявителя с правом свободной продажи. В оценке изначальной стоимости ваучера правительство исходило из реальной стоимости госпредприятий и другого имущества, которое могло быть продано за ваучеры.
Мгновенно (в первые числа октября 1992 г.) сформировались биржевой и внебиржевой рынки ваучеров.
В течение 1993 г. курс чека возрос от половины до двух номиналов, а к июлю 1994 г. увеличился в среднем до 40 тыс. руб.
В результате ваучерного этапа приватизации в России сформировались: акционерный сектор экономики; рынки ценных бумаг; система инвестиционных фондов и других финансовых структур. Но самый главный результат — это рождение новой классовой структуры общества: класса частных собственников и наемных рабочих. Появилось “поле” действия новых экономических законов: спроса и предложения, ценообразования, распределения доходов, накопления капиталов, а также новая фискальная, денежно-кредитная, социальная политика. В конечном итоге Россия стала жить как бы в другом измерении — в измерении, где все проблемы решает капитал. И власть капитала впервые была продемонстрирована и де-юре, и де-факто, когда большинство населения осталось с носом, т.е. граждане выкупили у государства этот ваучер, положили его под подушку и лишь немногие вложили его в дело. Следует учесть, что номинал ваучера имел чисто условное значение. Реальная денежная цена ваучера зависела не столько от балансовой стоимости тех 35% основных фондов, подлежащих приватизации, которые выставлялись на продажу за приватизационные чеки, сколько от денежного спроса на ваучеры, определявшегося ожидаемым доходом от акций, которые можно было приобрести на эти ваучеры, и от спекуляции на колебаниях курса самого ваучера. Разговоры о том, что продажа ваучера даст человеку стартовый капитал для начала собственного дела, так и остались разговорами.
Как известно, для вложения
ваучеров были разработаны чековые
Тем не менее, даже самое эффективное использование ваучера не обеспечивало приобретение значительных пакетов ценных бумаг. Одновременное занижение цены ваучера и цены приобретаемых акций представляло собой благоприятное поле для спекулятивной игры, для массовой скупки ваучеров, а затем и приобретенных на них акций и концентрации этих акций у финансовых спекулянтов, банков и крупных частных компаний.
То, что можно было приобрести на один ваучер, — величина ничтожная. Но ведь это — отражение балансовой стоимости основных фондов в ценах 1991 г. Значит, реальная цена основных фондов, под которые выпускались акции, была многократно занижена.
Занижение реальной цены основных фондов практически ничего не меняет в доходах и в имущественном статусе рядовых граждан. Однако это занижение обеспечивает солидные выгоды состоятельным приобретателям собственности, концентрирующим в своих руках контрольные пакеты акций, обеспечивающие реальную власть над собственностью. Итак, к 1 июля 1994 г. почти 50% легкой и пищевой промышленности составляют частный сектор экономики, а также строительство — 35%, автотранспорт — 42%, торговля (оптовая и розничная) — около 50%, общественное питание — 55% , бытовое обслуживание — 21%.
2.2 Денежный этап
Второй этап приватизации в России — денежный. С 1 июля 1994 г. начался денежный этап приватизации в России. Основной задачей нового этапа являлось не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственных бюджетов всех уровней. Результатом такой политики стало сокращение предложений продажи имущества и повышение цен на него. Итогом денежного приватизационного процесса стало резкое падение его количественных показателей, что позволяет говорить о некотором завершении процесса приватизации.
Главная
цель денежного этапа приватизации,
официальное начало которого датировано
1 июля 1994 г., — переход прав собственности
на приватизируемое
Денежный этап приватизации должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:
1)сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; 2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; 3) способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.
Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.
К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
Первоначально
на новом этапе предполагалось использовать
следующие методы приватизации: 1) безвозмездную
передачу акций работникам; 2) продажу
акций работникам по закрытой подписке;
3) продажу акций по инвестиционному
конкурсу; 4) продажу акций по коммерческому
конкурсу; 5) продажу акций на аукционе,
в том числе с использованием
институтов фондового рынка, включая
биржи; 6) продажу акций на специализированном
аукционе; 7) продажу предприятий
на аукционах; 8) продажу предприятий
по коммерческому конкурсу, в том
числе с ограниченным числом участников;
9) продажу предприятий по инвестиционному
конкурсу; 10) выкуп арендованного
имущества; 11) продажу предприятий
товариществам по особым льготам; 12)
продажу имущества (активов) действующих,
ликвидируемых и
Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее - «Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.
В ходе приватизации было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации. К основным результатам денежной приватизации следует отнести: 1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; 2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте:
Информация о работе Приватизация: концепции, этапы, практика осуществления и проблемы