Проблема государственного регулирования в экономической мысли первой половины ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:57, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ институциональной, кейнсианской и неолиберальной теории. Исходя из поставленной перед исследованием целью, нашей задачей будет рассмотрение теорий государственного регулирования экономики. А так же мы исследуем экономическое учение Т.Веблена, Дж.Р.Коммонса, У.К. Митчелла, учение Дж.М. Кейнса, учение В.Ойкена, В.Репке и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава 1. Институционализм…………………………………………………...…5
Глава 2. Кейнсианство…………………………………………………………..13
2.1. Работы Дж.М. Кейнс…………………………………………...………...…13
«Основной психологический закон»…………………………………….....15
Концепция мультипликатора инвестиций……………………………....17
2.4. Меры государственного регулирования экономики…………………....18
Глава 3. Неолиберализм…………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

     Мультипликатор  по-латыни - множитель. Эффект мультипликатора  напоминает эффект снежного кома: приращение инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в данной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Итоговое приращение национального дохода оказывается больше первоначальной суммы инвестиций. Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект. Поэтому применяется формула мультипликатора, отражающая оборот доходов в сопряженных отраслях. Однако характеризуя «мультипликатор занятости» Р.Ф.Кана, который позволяет измерять «отношение между

увеличением совокупной занятости в отраслях, непосредственно связанных с  инвестициями», рекомендуемый собственный коэффициент Дж.М.Кейнс назвал «мультипликатором инвестиций», которой в отличие от мультипликатора Р.Ф.Кана характеризует положение о том, что « когда происходит прирост общей суммы инвестиций, то доход увеличивается на сумму, которая в К раз превосходит прирост инвестиций». Причиной такого положения является « психологический закон», в силу которого «по мере того, как реальный доход возрастает, общество желает потреблять постоянно уменьшающуюся его часть». «Хотя в бедном в бедном обществе размеры мультипликатора сравнительно велики, влияние колебаний в размерах инвестиций на занятость окажется много сильней в богатом обществе, так как можно предположить, что именно в последнем текущие инвестиции составляют гораздо большую долю текущей продукции»¹.

    М.Блауг  высказывался о значении мультипликатора  так: «Капиталисты, учил нас Кейнс, могут  вытащить себя из затруднительного положения  с помощью шнурков от собственных  ботинок, а именно через мультипликатор. Решающим моментом при этом является побуждение инвестировать». 

    2.4. Меры государственного регулирования экономики

    Создание новой экономической теории Дж.М.Кейнс считал итогом своего исследования. Экономическая теория «указывает на жизненную необходимость создания централизованного контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной инициативе... Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами», ибо «именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной»². Вот почему, по убеждению Дж.М.Кейнса, «учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует, конечно, значительного расширения традиционных функций правительства... Но все же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности»³.

Эффективность регулирования государством экономики, как считал Дж.М.Кейнс, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он писал: «Рикардо и его преемники просмотрели тот факт, что даже в долгосрочном периоде занятость не ________________________

¹Кейнс  Дж.М. Общ. теор. занят., проц. и денег. - С. 226-227, 231, 233, 236.

¹ Там же. – С. 428, 429.

² Там же. - С. 430.

обязательно стремится к уровню полной занятости, что уровень занятости

может изменяться и что каждой отдельной банковской политике соответствует отличающийся от других уровень занятости. Таким образом,

существует  много состояний долгосрочного  равновесия, соответствующих различным мыслимым вариантам процентной политики органа, регулирующего денежную систему»¹. Как полагал Дж.М.Кейнс, государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Дж.М.Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что ведет к преодолению безработицы, расширяет границы занятости . При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности «вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов»².

В связи  с этим М.Блауг пишет: «Для Кейнса полная занятость зависит от правильного соотношения процентной ставки и заработной платы и может быть достигнута скорее путем понижения первой, чем сокращения второй. Фундаментальная причина безработицы у Кейнса состоит в том, что ставка процента в долгосрочной перспективе остается слишком высокой...» . Вместе с тем, по Блаугу, «согласно кейнсианской теории удвоение денежной массы не приводит к удвоению уровня цен, но при этом воздействует на процентную ставку... потому, что кейнсианская функция спроса на деньги, в частности спекулятивного, учитывает «денежную иллюзию» или реакцию

________________________

¹ Кейнс Дж.М. Указ. соч. – С. 285.

²Там  же. – С. 368. 

индивидов на любое, даже номинальное, изменение запасов наличности».

    И, чтобы подытожить свою позицию по отношению к учению Дж.М.Кейнса, М.Блауг восклицает: «Кейнсианская революция действительно имела место!» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
 

   Возник неолиберализм в 30-е гг. ХХ века (почти одновременно с кейнсианством), как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в практическом применении и в теоретических разработках основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции, благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.

    Изначальным кейнсианство считает осуществление мер активного государственного регулирования, а неолиберализм — относительно пассивного государственного вмешательства в экономику.

    Неолибералы выступают за ведущую роль в экономике  частной собственности и негосударственных  хозяйственных структур, либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, видя роль регулирования экономики государством в его функциях «ночного сторожа» либо «спортивного судьи». Вспоминая напутствие Л.Эрхарда — «конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо», представители неолиберальной концепции государственного регулирования экономики доказали правомерность ограниченного участия государства в экономических процессах.  Большего содействия государства свободной и стабильной деятельности предпринимателей как условие устранения неравновесия в экономике.

    В 30-е гг в некоторых странах были созданы неолиберальные центры по выработке альтернативных мер государственного участия в экономике. Меры способствовали практическому воплощению идей экономического либерализма. Эти неолиберальные центры были созданы для противодействия кейнсианским идеям, ограничивающим систему свободной конкуренции, государственного регулирования экономических процессов. Центр неолиберализма в Германии получили название Фрайбургской школы (ее лидеры — В.Ойкен, В.Репке, А.Рюстов, Л.Эрхард и др.) в США - Чикагской шкоды, которую также называют «монетарной школой» (ее лидеры — Л.Мизес, М.Фридмен, А.Шварц и др.) и в Англии - Лондонской школы (ее лидеры — Ф.Хайек, Л.Роббинс и др.). Представителями неолиберальных идей во Франции явились экономисты Ж.Рюэфф, М.Алле и др.

    Следует отметить, что представители неолиберального движения еще в начале 30-х  гг.  пытались  выработать  единые  принципы. Они  были продекларированы в международном масштабе в 1938 г. на конференции в Париже. Этот форум неолибералов ныне называют также «коллоквиумом Липпмана». Суть общих принципов неолиберального движения сводилась к объявлению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и гарантии их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие преимущества частной собственности, свободных рынков и свободы сделки могло быть пересмотрено действиями государства только в экстремальных случаях (катастрофа, война, стихийное бедствие и т.п.).

    Идеология неолиберализма нашла успешное применение на практике первоначально в Западной Германии (ФРГ) после второй мировой  войны. Эти идеи приобрели здесь  статус государственной доктрины правительства  Аденауэра — Эрхарда. Критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов  и другие возглавили. . В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете начали выпуск ежегодника «Ордо», сыгравшего роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран. Само слово «Ордо», избранное В.Ойкеном, стало именем нарицательным, которое символизировала «естественный строй... свободного рыночного хозяйства». Под влиянием «школы Ойкена» западногерманская доктрина неолиберализма стала называться «ордолиберализмом».

    Идея  сочетания принципа «свободы рынка» и распределения по принципу «социального выравнивания» принадлежит теоретикам неолиберализма ФРГ. Впервые философски ее изложил А.Мюллер - Армак книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947 г.). в ней он также впервые использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Так же в этом направлении работали В.Репке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др. В предисловии к книге В.Репке «Правильна ли немецкая экономическая политика?» (1950) было заявлено самим канцлером ФРГ К.Аденауэром о создании модели «социального рыночного хозяйства» в качестве главной задачи экономической политики страны .

    По  характеристике В.Репке путем к  «экономическому гуманизму» является «социальное рыночное хозяйство». В книге «Гуманное общество» он писал, что этот тип хозяйства противопоставляет концентрации власти свободу, коллективизму - персонализм, организации — самопроизвольность, централизму — децентрализм и т.д. Л.Эрхард был солидарен с мнением В.Репке и в 1957 г. на съезде христианско-демократического союза (ХДС) утверждал о начале второго этапа «социального рыночного хозяйства» в ФРГ . Позднее Л.Эрхард подчеркивал, что именно «свободное соревнование является прежде всего основным элементом социального рыночного хозяйства». А на очередном партийном съезде ХДС в 1965 г. он заявил о завершении в ФРГ программы создания «социального рыночного хозяйства», которой удалось превратить эту страну в «оформленное общество».

    По  мнению Л.Эрхарда и его единомышленников, доктриной «сформированного общества» является поиск лучшего «естественного экономического порядка», который достигается через создание «социального рыночного хозяйства». В ней отрицаются марксистские идеи об антагонизме классов и о пяти формах (типах) общественного строя и производственных отношений. Она основывается на положение В.Ойкена о том, что обществу присущи два типа экономики: «централизованно управляемая» (тоталитаризм) и «меновая экономика» («свободное, открытое хозяйство»), а также на идее о сочетании этих типов экономики с преимуществом признаков одного из них в конкретных исторических условиях.

    Вальтер Ойкен (1891 —1950) в своей книге «Основания национальной экономии» (1947 г.) осуществил основательную проработку проблематики основных типов форм рыночной организации экономики. В главе «Экономические системы» он доказывает естественное сосуществование двух идеальных типов экономики, как он полагает: меновой и централизованно управляемой в одних и тех же обществах¹. В.Ойкен пишет: «Система «централизованно управляемой экономики» характеризуется тем, что вся повседневная экономическая жизнь общества регулируется планами, исходящими из одного центра. Если же экономика общества состоит из двух и более отдельных хозяйств, каждое из которых составляет и проводит в жизнь спои планы, то это — система "меновой экономики"».

    В.Ойкен  уточняет, что «в исторической реальности»  элементы этих двух систем «в большинстве случаев переплетаются» и, что система «неменовой экономики... существовала и существует в двух формах: как «простая централизованно управляемая экономика» (обособленное хозяйство) или как "централизованно - административная экономика"». Причем элементы обеих форм неменовой (централизованно управляемой) экономики, пишет он, «имели место не только в некоторых странах и в отдельные времена, .например, в иезуитской общине Парагвая, или в государстве инков, или в России 40-х годов нашего столетия. Они встречались повсюду и во все времена. Иногда они доминировали, иногда лишь дополняли общую картину, но всегда выступали в соединении с элементами меновой экономики».

    Ойкен утверждает, что «две упомянутые формы реализуются в трех формах», каждая из которых характеризуется так: а) производство, распределение и потребление продуктов «до последней мелочи» осуществляется по приказам и  указаниям центрального руководства; обмен

________________________

Информация о работе Проблема государственного регулирования в экономической мысли первой половины ХХ века