Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении проблем трудоустройства молодежи, выработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности социальной работы с молодыми людьми.
Основные задачи настоящего исследования сводятся к тому, чтобы:
- изучить понятие и содержание профориентационной работы с молодежью;
- рассмотреть цели и задачи профориентации;
- методологию профориентации, а также компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе;
- профориентация нынешней молодёжи на обучение в ПТЗО
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ……………………
1.1. Цели и задачи профориентации………….
1.2. Методология профориентации…………………
1.3. Ведущие компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе………….
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ……….
2.1. Анализ методик профориентации……………………
2.2. Подготовка первичной профконсультации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
38
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ НА ОБУЧЕНИЕ В ПТЗО
План:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ……………………
1.1. Цели и задачи профориентации………….
1.2. Методология профориентации…………………
1.3. Ведущие компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе………….
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ……….
2.1. Анализ методик профориентации……………………
2.2. Подготовка первичной профконсультации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….
ВВЕДЕНИЕ
«Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит, школа не настоящая»
В. А. Сухомлинский
Профессия и уровень квалификации влияют на качество нашей жизни. Поэтому один из центральных и в определенном смысле судьбоносных для каждого человека вопросов - выбор профессии. Зачастую многие из нас делают этот выбор, не учитывая ни запросы рынка труда, ни свои способности и интересы, и впоследствии сожалеют об этом. Для того чтобы подобные ошибки совершались как можно реже, создана система профориентационной работы.
Термин профориентация (от фран. orientation - установка) можно определить как научно обоснованную систему подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванную учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. К элементам профориентационной работы относятся: профпросвещение, профессиональное самоопределение, профконсультации, выбор профессии, трудоустройство, профотбор (профподбор), профадаптация, совершенствование профессионального мастерства.
Сегодня многие молодые люди избирают профессию по моде, по желанию и возможностям родителей, а не по своей профессиональной склонности и пригодности, что в дальнейшем может формировать их негативное отношение к избранной профессии, порождает трудности с адаптацией в сфере трудовой деятельности.
Каждый год в июне после сдачи государственных экзаменов и выпускного вечера «вчерашние студенты» пополняют ряды безработных. Почему это происходит? Распространено мнение, что рынок перенасыщен экономистами, юристами, бухгалтерами и рабочие места по этим специальностям отсутствуют. Трудоустроиться могут только так «синие воротнички» - кадры с рабочими специальностями (газосварщики, слесари, фрезеровщики и т. д.). Это, отчасти, правда. Устроиться по рабочей профессии не так сложно, как, например, занять должность клерка или хотя бы менеджера низового звена. Однако проблема вовсе не в отсутствии вакансий. Специализированные газеты изобилуют запросами: требуется бухгалтер экономист, требуется главный бухгалтер и так далее требуется, требуется, требуется…
Проблема в том, что все организации ставят необходимое условие, чтобы у новых работников был стаж не 1-3 года. Где его взять, если на работу не принимают? Результат - многие талантливые, но слишком «молодые специалисты» идут работать продавцами, администраторами, охранниками… Лишь единицы из молодежи трудоустраиваются по специальности, используя дружеские, родственные связи или собственную настойчивость. Кое-кто остаётся в организациях, где проходил производственную (преддипломную) практику. Некоторые уезжают в малые населённые пункты (в основном иногородние возвращаются на родину «нарабатывать стаж»). Это тоже вариант, только не все решаются вернуться в глушь из города, оставить на несколько лет друзей, образовавшийся круг знакомых, арендуемое жильё.
Эта проблема давно пущена на самотёк. Квалифицированные кадры переманивают с места на место, предлагая высокую заработную плату, а молодежь остаётся нетрудоустроенной. Проблема реформирования сферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи – одна из основных проблем современного российского общества, и от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке. Объектом исследования является профессиональная ориентация молодежи.
Предметом исследования является изучение социально-педагогических аспектов профориентации молодежи как фактора профилактики безработицы.
Цель исследования состоит в изучении проблем трудоустройства молодежи, выработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности социальной работы с молодыми людьми.
Основные задачи настоящего исследования сводятся к тому, чтобы:
- изучить понятие и содержание профориентационной работы с молодежью;
- рассмотреть цели и задачи профориентации;
- методологию профориентации, а также компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе;
- профориентация нынешней молодёжи на обучение в ПТЗО
1. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Учитывая низкий уровень социально-психологической готовности населения к деятельности в условиях глобальной неопределенности социально-трудовой среды, профессиональная ориентация сегодня осуществляется как социально-профессиональная ориентация. Независимо от того, имеет ли деятельность специалистов по профориентации выраженную педагогическую, психологическую, социологическую или иную составляющую, практически никто не исключает из рабочего поля влияние социального окружения, поддерживающие или подавляющие факторы среды.
В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (выбора учебного заведения для продолжения обучения, временной и сезонной занятости, кружках и секциях, в которых можно развить свои способности, приобрести дополнительные умения и навыки и т.д.), велик и разрознен, подростку, желающему продолжить свое образования (или трудоустроиться), становится все труднее сделать свой выбор.
Каждый человек в жизни совершает два выбора, которые для него очень важны. Этим выбором является выбор профессии и выбор личных отношений с другим человеком. А по тому, как удачно были сделаны эти выборы уже стоит судить о том, удачно ли сложилась жизнь или нет. Довольно часто встречаются люди, которые, в свое время закончили престижное высшее учебное заведение, получили по его окончанию хорошую и высокооплачиваемую работу, однако, с каким –то определенным периодом времени начинающие замечать, что эта работа им просто не по душе и не радует. Вот именно таким вот образом, при необдуманном и бездушном подходе к выбору будущей профессии, и начинает появляться огромное количество бездарных экономистов или докторов, которые бояться своих пациентов, как огня… Да и примеров по такому поводу, можно привести огромное количество. А ведь еще до того, как поступать учиться будущей профессии, человек может разобраться сам либо с посторонней помощью в том, подойдет ли он для выбранной профессии или она будет ему в обузу. Эти самые необходимые разъяснения при таком выборе, и сможет дать профессиональная ориентация.
Что же такое, профориентация? Если говорить простыми словами, то это именно то, что в достаточной степени способно помочь человеку встретиться с любимой профессией, которой он с радостью сможет посвятить всю свою жизнь. Своевременные консультации, которые проводятся в рамках такой профориентации, помогут лучше узнать современный рынок труда, узнав при этом о наиболее востребованных профессиях и соответственно выбрать необходимое учебное заведение, высшее или средне- специальное. Такие советы и рекомендации могут дать профессиональные ориентаторы, которые, по сути, являются психологами или педагогами.
Бояться или избегать проведения беседы с довольно опытным в своем деле профориентатором не следует. Ведь такая беседа поможет разобраться с ситуацией на рынке труда на данное время и узнать, какая профессия наиболее востребована в определенном регионе. К тому же, можно получит информацию о средней заработной плате той профессии, которая наиболее подходит к человеку.
Самостоятельно выбрать профессию в наши дни вряд ли получится, а исходя из того, что во всем мире профессии делятся на несколько типов, то только специалист поможет определиться в выборе профессии. Конечно, придется заполнить некоторые анкеты и, возможно, пройти тесты на профпригодность к определенной профессии. Однако, время проведенное в таких беседах, не будет потрачено зря. Ведь на руки обязательно выдадут необходимые рекомендации с теми профессиями, которые наиболее окажутся подходящими. Кроме того, будет доступен список тех учебных заведений, которые подготавливают работников рекомендуемых профессий.
Обращаться за помощью к таким специалистам могут практически все люди, независимо от возраста. Особенно актуально такое обращение для молодых людей, ведь им только еще предстоит найти себя в будущем, хотя и для более старших людей такие беседы не пропадут зря, потому, как в улучшении карьерного роста нет ничего постыдного. Специалисты по вопросам профориентации, обычно располагаются во всевозможных службах занятости, кадровых компаниях и общественных организациях, к которым можно обратиться в любое время для поиска себя и своей будущей профессии.
1.1. Цели и задачи профориентации
Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки молодёжи. Цель трудовой подготовки определена следующим образом: сформировать у школьников готовность к общественно полезному, производительному труду, т. е. выработать совокупность качеств и свойств, обусловливающих потребность и возможность успешно, с пользой для общества, с удовлетворением для себя работать в народном хозяйстве — это чувство общественного долга, трудолюбие, сознательное и добросовестное отношение к труду, коллективизм, организованность, дисциплинированность, прочные знания и умения по основам наук, техники, технологии, организации и экономики производства.
Основные задачи центров профориентации связаны с общими целями трудовой подготовки молодёжи. Эти центры решают следующие задачи:
1. Информационная работа: ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о потребностях в кадрах различных профессий, об условиях труда, о зарплате, о возможностях повышения квалификации.
2. Пропаганда профессий, информация о потребности в кадра по которым ощущается дефицит в наибольшей степени. При этом используются средства массовой информации, специальные пропагандистские издания (плакаты, буклеты, информационные справочники и т. п.).
3. Профессиональная диагностика: для этого один или два раза в год в
центре проводят полный цикл диагностического обследования школьников данной территории. При этом широко используют анкеты, тесты, технические средства диагностики и обработку полученных данных ЭВМ.
4. Профессиональная консультация, в процессе которой оказывают помощь молодежи при решении вопроса о выборе профессии.
5. Разработка методических рекомендаций по внедрению профессионального отбора в УПК и на предприятиях.
6. Организация совместной деятельности по улучшению условий социальной и профессиональной адаптации молодежи в различных отраслях хозяйства.
7. Анализ результатов профориентационной деятельности школ, УПК, предприятий и учреждений
8. Работа по повышению квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.
1.2. Методология профориентации
«К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них - идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание - одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся».