Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении проблем трудоустройства молодежи, выработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности социальной работы с молодыми людьми.
Основные задачи настоящего исследования сводятся к тому, чтобы:
- изучить понятие и содержание профориентационной работы с молодежью;
- рассмотреть цели и задачи профориентации;
- методологию профориентации, а также компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе;
- профориентация нынешней молодёжи на обучение в ПТЗО
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ……………………
1.1. Цели и задачи профориентации………….
1.2. Методология профориентации…………………
1.3. Ведущие компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе………….
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ……….
2.1. Анализ методик профориентации……………………
2.2. Подготовка первичной профконсультации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.
«В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе».
К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации.
Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:
1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо - и структурообразующие элементы.
2. Система профориентации школьников является подсистемой общей системы трудовой и профессиональной подготовки.
3. Система профессиональной ориентации - это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся структуре производительных сил и производственных отношений.
4. Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине. Для решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства (Министерства просвещения) или одной науки (например, педагогики). Для того чтобы система профориентации стала эффективной необходима скоординированная деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также ученых различных специальностей.
5. На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Это система трудно поддается организации и управлению».
При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
1.3. Ведущие компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе
Профессиональное развитие личности включает несколько этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии. Он представляет собой часть жизненного пути человека, процесс принятия ряда решений, определяющих его дальнейшую профессиональную судьбу. Процесс выбора профессии - это всегда критический момент в жизни личности, и он требует определенной психолого-педагогической поддержки. Такую поддержку призвана осуществлять система профориентационной работы. По определению Е.А. Климова профориентация - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, образовательных учреждений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов личности и потребностей рынка труда.
С.Н. Чистякова под профориентацией понимает научно обоснованную систему мероприятий, призванную подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребности рынка труда.
Профориентация - это действительно важнейшее условие решения острых социальных жизненных проблем молодежи.
Важнейшая задача профессионального и личностного самоопределения - формирование у выпускника школы (у старшеклассника) внутренней готовности самостоятельно и осознанно выстраивать «пространства» своего выбора, т.е. именно ориентироваться в мире профессий и жизненных смыслов, осуществляя свой выбор на основе сознания своего человеческого предназначения.
Е.М. Борисова, Г.П. Логинова основные задачи профориентации условно делят на две группы: перспективные и ближайшие. Конечными целями профориентации являются:
- установление оптимального соответствия между личностью и профессией;
- упорядочение и регулировка перемещений в сфере труда.
По мнению ряда ученых (Е.А. Климов, И.В. Дубровин, К.Х. Кекчеев, И.С. Кон, и др.), достижение указанных целей будет способствовать повышению экономической эффективности профессиональной деятельности, удовлетворенности человека своим трудом и сокращением энергетических ресурсов личности при овладении профессией.
Как считает Е.М. Борисова, конкретные ближайшие цели профориентации выражаются в рациональном использовании профессионального труда, улучшении качественного состава работников, в сохранении здоровья молодежи путем выявления медицинских противопоказаний и корректировке профессиональных планов; выявлении и развитии интересов и способностей личности, наиболее соответствующих их будущей профессиональной сфере.
Е.А. Климов в профориентации традиционно выделяет следующие направления: профинформацию, профагитацию, профдиагностику (включая длительное отслеживание основных линий развития, профотбора и профподбор) и профконсультацию. Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.
Профессиональная информация представляет собой ознакомление учащихся с основными профессиями и конкретными специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалификационного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляются данной профессией к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным особенностям и уровню общеобразовательной и специальной подготовки.
В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет.
Эффективность проведения просветительской работы зависит от качества и формы подачи информации. Во избежание ошибок в этом виде работы необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к профессиональной информации. Информация должна быть: всесторонней, достоверной, объективной. Всесторонность информации предполагает следующее. В сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жизни, особое внимание - на перспективы роста в данной профессиональной сфере.
Достоверность информации заключается в том, что сведения о профессиях должны быть получены из надежных источников, которыми могут быть печатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности и т. п. Объективность информации подразумевает то, что необходимо давать реальную картину профессии со всеми её достоинствами и трудностями. Недопустимым является излишние рекламирования тех или иных сторон, приписывание профессий несуществующих достоинств.
При организации профинформационной работы необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессий воспринимается разными людьми по-разному. Есть характеристики профессий, которые являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, её социально-экономическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека. Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодежи, пришедшей на работу, наблюдается отождествление представлений о профессии с конкретным местом работы. Отрицательное отношение работника к какой-нибудь одной характеристике (взаимоотношениям с руководством) может привести к переносу отрицательного отношения на профессию в целом.
Профинформационные мероприятия выполняют не только пассивно ознакомительную, но и активно воспитательную функции. Поэтому в некоторых случаях важное место занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них.
Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства. Профессиональная пропаганда при правильной организации способствует формированию активного отношения к проблемам своевременного выбора профессии, к активизации у молодежи стремления осуществить свой выбор
Профессиональная консультация предполагает систему мероприятий по психологическому освидетельствованию личности с целью оказания ей помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Основной целью профконсультации является исследование психологических и психофизических особенностей личности, особенностей её поведения в различных условиях. Профконсультация выполняет ряд функций, которые, с одной стороны, являются отражением основной её цели, а с другой - указывают основные направления её деятельности.
Профессиональная консультация - это научно организованное информирование о профессиях, предназначенное, главным образом, для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества. Профессиональная консультация должна располагать сведениями о роли и перспективе каждой профессии, о потребности в кадрах, о содержании трудовой деятельности, социально-экономическом и санитарно-гигиеническом статусе профессий, путях профессионального обучения, с одной стороны, и о тех требованиях, которые предъявляет профессия к человеку, к его психическим особенностям, о медицинских и физиологических показаниях к профессии - с другой.
Классификация профессий является важным этапом профконсультационной и профориентационной работы по следующим причинам: позволяет систематизировать информацию о мире профессий и наметить основные пути ориентации в нем; показывает историю и основные направления их развития, что создает почву для конструирования новых профессий и специальностей; позволяет практическому работнику существенно минимизировать затраты на профессиональное консультирование. Если в случае несоответствия между желаниями или возможностями оптанта и выбранной им профессий психолог может рекомендовать ему родственную профессию, не проводя вновь психодиагностического обследования.
Профессия - вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки.
Существует огромное количество классификаций профессий, созданных для различных целей и применяемых в разных областях науки и практики.
Классификация Е.А. Климова предполагает выделение четырех основных признаков ее построения: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда. Эта классификация является рабочей и применяется в практике профессионального консультирования. Одной из наиболее распространенных за рубежом является классификация сфер деятельности Дж. Холланда, предлагающая шесть типов профессиональной среды, с которой взаимодействует работник. Это профессии: реалистические, исследовательские, социальные, конвенциональные, предпринимательские, художественного типа. Предложенная классификация широко используется в западной профессиональной психодиагностике для создания тестов на профессиональные интересы и выделение профессиональных типов личности.
Профессиональный отбор, система средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии. Профессиональный отбор необходим в тех видах деятельности, которые осуществляются в сложных условиях (климатических, социально-психологических, гигиенических пр.), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности, устойчивой эмоционально волевой регуляции. Основой профессионального отбора являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные, организационные и т.д., позволяющие врачам, психологам, физиологам проводить процедуру отбора и диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессии. Профессиональный отбор приобретает особое значение при устройстве на работу или выборе профессии несовершеннолетними гражданами. Работа с подростками и юношами требует специального психолого-педагогического подхода и знаний возрастных особенностей.