Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 00:37, курсовая работа
Цель исследования состоит в изучении проблем трудоустройства молодежи, выработке научно-практических рекомендаций по повышению эффективности социальной работы с молодыми людьми.
Основные задачи настоящего исследования сводятся к тому, чтобы:
- изучить понятие и содержание профориентационной работы с молодежью;
- рассмотреть цели и задачи профориентации;
- методологию профориентации, а также компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе;
- профориентация нынешней молодёжи на обучение в ПТЗО
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………..
1. СУЩНОСТЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НЕЙ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ……………………
1.1. Цели и задачи профориентации………….
1.2. Методология профориентации…………………
1.3. Ведущие компоненты профориентационной работы в общеобразовательной школе………….
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ВЫБОРЕ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ……….
2.1. Анализ методик профориентации……………………
2.2. Подготовка первичной профконсультации…….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
Составная часть профориентации - профессиональный отбор (подбор), т.е. выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. Профессиональный отбор возник как метод, позволяющий преодолеть несоответствие человека и профессии, добиться наивысшей эффективности трудовой деятельности и достигнуть наибольшей удовлетворенности работников своим трудом.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.
Профессиональный отбор - специально организованный исследовательский процесс, цель которого - выявление и определение с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирование медицинской, психологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение сложным, ответственным профессиям или на занятие соответствующих вакансий и, исходя из этого, оказания предпочтения тем из них, которые имеют высокий уровень (оценку) профессионально важных свойств и благоприятные перспективы их развития и потому могут рассматриваться как потенциально более полезные работники по отношению к тому или иному виду труда.
Профессиональный отбор - комплекс мероприятий, направленных на выделение лиц, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования наиболее пригодны к обучению и последующей трудовой деятельности по конкретной профессии (специальности).
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
Важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителям. Особенно это относится к учителю трудового обучения. Ведь он обладает огромными возможностями для осуществления изучения школьников, так как является непосредственным наблюдателем их трудовой деятельности, отношения к труду в целом и к отдельным его видам. Учитель видит, как организует свое рабочее место каждый ученик, как выполняет практическую работу (есть ли при этом элементы творчества, рационализаторства и др.). Наконец, учитель труда является свидетелем конкретных результатов деятельности учащихся (изготовленные ими изделия, качество выполненной работы). Все это дает возможность определить (конечно, при постоянном наблюдении за учеником и тщательном анализе этих наблюдений) склонности к определенной профессии. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять способности учащихся и развивать их. Однако не всегда на уроках труда это можно сделать. Ведь у ученика могут быть склонности к таким видам деятельности, которые в школе никак не проявляются. В этом случае их необходимо найти и использовать в работе по профотбору (подбору). В трудовой и общественной деятельности человека складывается его характер. Но, формируясь, таким образом, он, в свою очередь, накладывает отпечаток на жизнь человека, его дела и поступки.
Таким образом, под профориентацией понимается научно обоснованная система мероприятий, призванная подготовить личность к общественно полезному труду, оказать ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда. В профориентации традиционно выделяются такие направления как, профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация. С помощью данных направлений учащиеся получают знания о профессиях и с помощью профдиагностики каждому ученику можно подобрать подходящую профессию.
И задача практикующего психолога, работающего в сфере психологии труда, как раз и найти тот консенсус между самоопределением личности и результатами ее профдиагностики.
2. Практическое применение и влияние профориентации молодежи при выборе учебного заведения
Глубокие социально-экономические изменения, произошедшие в Украине и Крыму в 1980-1990-х гг., затронули не только внешние условия, влияющие на представления о профессиях человека, вступающего в жизнь. Серьезно деформирована и его субъективная сфера. Были разрушены семейные традиции передачи профессии от поколения к поколению, резко упал авторитет родителей и учителей как экспертов в выборе профессиональной стези, стали размываться границы «мужских» и «женских» профессий. В 14-15 лет подростки больше прислушиваются к мнению сверстников и учителей, но меньше - к мнению родителей и родственников. С возрастом влияние окружающих резко уменьшается. Шестнадцати - семнадцатилетние проявляют достаточную самостоятельность, сознательность и активность в профессиональном самоопределении, девушки - большую активность, чем юноши. Профессиональный выбор наиболее интеллектуально развитых и личностно зрелых подростков чаще делается самостоятельно, без заметного влияния окружающих их значимых людей - родителей, родственников, учителей, друзей.
Основными проблемами, препятствующими успешному решению типовых задач профориентации, остаются отсутствие единых стандартных батарей психодиагностики, недостаточное финансовое и техническое оснащение центров, недостаток опыта и квалификации их сотрудников, порою архаичность и некоординированность деятельности со стороны центральных и региональных государственных органов. На уровне методологии господствовали эклектика, заимствование зарубежных технологий и методик, поспешные конструирования собственных, не проходящих должную психометрическую проверку тестов; на уровне методического обеспечения - неполнота; на уровне профессионализма специалистов - отсутствие опыта, психологического или педагогического образования; на уровне стратегии - отсутствие координации деятельности двух ветвей профориентационной работы в масштабе государства в целом.
На данный момент расширился круг выбираемых профессий, но выбрать какую-то конкретно, та, что будет по душе и по способностям нашему поколению молодежи – в этом помогают различные тестирования, психологический подход и методики профориентированных заведений. Рассмотрим и проанализируем методики профессиональной диагностики.
2.1. Анализ методик профориентации
Существуют различные подходы и методики к профессиональной ориентации молодежи. На примере нескольких методик, можно отследить способы, помогающие нынешней молодежи определиться со своей будущей профессией или хотя бы сделать на 80% шаг в нужном направлении:
1. Методика «профессиональная мотивация учащегося». Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация - это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой к школе или в соответствующих центрах профориентации.
Профессиональная ориентация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одной работы на другую).
Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, вуза и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.
Порядок работы. Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».
Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
1 -- мотивы собственного труда
2 -- мотивы социальной значимости труда
3 -- мотивы самоутверждения в труде
4 -- мотивы профессионального мастерства
После заполнения бланка ответов подсчитывается сумма кружков в каждом столбике. Вначале находится абсолютная сумма баллов по каждой из четырех групп мотивов. Для этого складывается отдельно сумма всех столбиков: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6; 2.1... 2.6 и т. д. Однако в различных группах мотивов выделено неодинаковое количество. Для их сравнения абсолютные суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.
2. Методика «сфера профессиональных предпочтений учащихся»
В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-
Методика ДДО известна и широко используется в практике профессиональной ориентации. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам.
1. Сфера искусства «человек -- художественный образ».
2. Сфера технических интересов «человек -- техника».
3. Сфера работы с людьми «человек -- человек».
4. Сфера умственного труда склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда склонность к подвижной (физической) деятельности.
6. Сфера материальных интересов производство и потребление материальных благ.
Порядок работы по данной методике. Ответный лист можно заполнять индивидуально или в группе. Инструкция: «Предлагается перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определить, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксировать это в бланке для ответов. Если учащийся полностью согласен с вариантом "а" и не согласен с вариантом "б", то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой "а" поставить 3, а в клетку "б" -- 0.
Если вы не согласен как с вариантом "а", так и с вариантом "б", то выбрать из них наиболее предпочтительный и оценить его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл».
Обработка результатов. В заполненном листе ответов в каждом столбце подсчитывается количество баллов. Результаты записываются под каждым столбцом, который соответствует определенной сфере профессиональных интересов:
1-й столбец -- сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а;
2-й столбец -- сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а, 15б, 25а, 26а, 29б;
3-й столбец -- сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б;
4-й столбец -- сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а;
5-й столбец -- сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а;
6-й столбец -- сфера материальных интересов: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б.
Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми оптантом. Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые оптантом.
3. Методика «оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации»
Для оценки потенциальных возможностей личности, ее способностей на этапах первичной профконсультации тщательно анализируются данные анкеты оптанта, разделы, касающиеся успешности обучения, опыта и успехов во внеучебной и внешкольной деятельности, а также используется анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным. (Методы, рассмотренные в двух предыдущих заданиях, рассчитаны в основном на диагностику направленности личности, ее мотивов, интересов, т.е. так называемой «сферы хочу». Однако для профессиональной ориентации не меньшее значение имеет «сфера могу», т.е. способности, потенциальные возможности личности.) Коммуникативность как черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в других сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.