Проблема занятости в условиях регионального и национального рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 00:13, курсовая работа

Описание

Цель моей курсовой работы – изучение понятия «занятости населения», принципов государственной политики в области занятости и механизм ее регулирования.

В соответствии с данной целью в работе я выделила следующие задачи:

Определить понятие и сущность занятости;
Выявить виды и формы занятости, найти их сходства и отличия;
Рассмотреть проблему неполной занятости по России в целом и по отдельному региону, на примере Ставропольского края, найти пути их решения;
Определить государственную программу регулирования занятости в РФ и Ставропольском крае, а также рассмотреть основные принципы государственной политики занятости.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 327.50 Кб (Скачать документ)

     В 74 организациях 1168 работников  были переведены на работу с неполным рабочим днем (неделей) по соглашению  между работником и работодателем, в 336 организациях 3,9 тыс. работников находились в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению, в 11организациях  257 работников  находились в простое по различным причинам. По сравнению с декабрем  2010 года  численность  работников, которые перевелись на неполное рабочее время, уменьшилась в 1,5  раза. В основном это работники транспорта и связи (48,3%).

     За  месяц численность работников, работавших неполное рабочее время, уменьшилась  на 343 человека.  Их основная часть находится в обрабатывающих производствах (56,8%).  
 
 
 
 
 

     Таблица 4.

     
  Человек Численность работников списочного состава, человек
  работали неполное рабочее время по инициативе  работодателя работали неполное рабочее время по соглашению работника и работодателя предоставлены отпуска без з/п по письменному заявлению работника находились  в простое по различным причинам
Всего по краю 472 11680 3895 257 174963
В том  числе:          
добыча  полезных

ископаемых

4 7 35 - 2857
обрабатывающие

производства

68 664 2026 232 52988
производство  и распределение электроэнергии,  газа и воды - 25 251 - 38735
строительство 101 45 852 - 10081
оптовая и розничная   торговля; ремонт 6 142 257 - 21731
транспорт и связь 228 130 427 24 37167
финансовая

деятельность

65 135 47 1 11404
     

       Неполная занятость работников организации в Ставропольском крае за февраль 2011г.

     В феврале 2011 года число работников, предоставленным неоплачиваемые отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника, уменьшилась на  2034 человек, и составила 3895 человек (2,2% от всего списка численности работников). В этом же месяце в связи с сокращением численности работников  были уволены 153  человека (в 2,8 раза меньше, чем в декабре 2010г.). На ближайший месяц намечалось также уволить  90 работников.

     Таблица 5.

     
  Человек Численность работников списочного состава, человек
  работали неполное рабочее время по инициативе  работодателя работали неполное рабочее время по соглашению между  работником и работодателем предоставлены отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению  работника находились  в простое по различным причинам
Всего по краю 730 1202 4163 331 175344
В том  числе:          
добыча  полезных

ископаемых

4 7 44 86 2836
обрабатывающие

производства

197 697 2164 214 54222
производство  и распределение электроэнергии,  газа и воды - 21 235 1 38977
строительство 100 37 835 - 9803
оптовая и розничная   торговля; ремонт 9 154 248 13 21306
транспорт и связь 335 67 570 17 36753
финансовая  деятельность 65 219 67 - 11447
     

       Неполная занятость работников организации в Ставропольском крае за март 2011г.

     В таблице 5 представлены сведения о неполной занятости и движении работников в Ставропольском крае за март 2011г., в которой рассматривались 853 организации с численностью работников 175,3 тысяч человек, из них в 22 организациях 730 работников были переведены на работу с неполным рабочим днем (неделей) по инициативе работодателя, в 82 организациях на работу с неполным рабочим днем (неделей) по соглашению  между работником и работодателем были переведены1202 работника.

     В 344 организациях 4,2 тыс. работников находились в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению, в 4 организациях  331 работник  находились в простое по различным причинам.

     По  сравнению с февралем  2011 года  численность работников, переведенных по инициативе работодателя на неполное рабочее время, выросло в 1,5  раза. В основном это работники транспорта и связи (48,6%), обрабатывающих производств (27%), строительства (13,7%).

     Численность работников, работавших неполное рабочее  время по соглашению между работником и работодателем за месяц увеличилась  на 34 человека.  Основная их часть была занята в обрабатывающих производствах (58%).  В марте  увеличилась и численность работников, которым были предоставлены неоплачиваемые отпуска без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника -  на  268 человек, что составляет 2,4% от списочной численности работников  обследуемых организаций.

     За  месяц  в организации были приняты  на работу 4425 человек, выбыло по различным  причинам  3695 человек, из них  3023, или 81,8%, уволились по собственному желанию.  Коэффициент восполнения рабочих кадров (отношение принятых работников к уволенным)  в феврале составил 119,8%.

     В марте 2011 года в связи с сокращением численности работников  были уволены 134  человека,  на ближайший месяц намечено к высвобождению 70 работников. 
 
 

       
  1. Государственная программа регулирования занятости в РФ и Ставропольском крае
 

     Переход к  рыночной системе экономики невозвратимо привело к расширению  проблемы  занятости, возникновению  и   увеличению   безработицы. Это привело к формированию политики занятости и механизма ее реализации, а также механизма социальной  защиты безработных.

     В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка  труда.

     Основные  направления государственного регулирования  рынка труда:

  • программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • программы, направленные на подготовку рабочей силы;
  • программы содействия по найму рабочей силы;
  • правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.

     В законе выделяют основные принципы государственной  политики в области содействия занятости:

     1. обеспечение равных возможностей  для всех граждан России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

     2. развитие трудовых ресурсов;

     3. предупреждение и сокращение  безработицы, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

     4. обеспечение социальной защиты  в области занятости, создание  особых мер для граждан, которые испытывают трудности в поиске работы, т.е. помощь тем гражданам, которые нуждаются в трудоустройстве;

     5. сочетание мер в области занятости и поощрение работодателей, которые создают новые рабочие места и другие принципы.

     Политика  занятости  в  той  или  иной  степени воздействует  на  общий  объем трудовых  ресурсов,  которые нужны экономике при данной системе регулирования рабочего времени.

     Федеральная государственная служба занятости  является  основным  органом исполнительной власти. В ее систему органов входят Госкомитет РФ по занятости населения, Госкомитеты в республиках, Центры занятости в краях, областях, Городские и районные центры занятости.

     Регулирующее  воздействие  государства   не   должно   ограничиваться организацией содействия в трудоустройстве незанятого населения. Он  должен охватить еще и внутрифирменный рынок труда и самозанятость.

     Государственная политика на региональном уровне осуществляется в соответствии с федеральной  программой, а также при помощи региональных и местных (муниципальных) программ содействия занятости населения, учитывающих национальные и демографические особенности, а также прерогативы социально-экономического развития территорий.

     На  данный момент в Ставропольском крае действуют следующие федеральные  программы, оказывающие влияние  на сферу занятости:

  1. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99 № 120;
  2. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115; Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.01.2000 № 36;
  3. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 – 2005 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 № 1015;
  4. Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002 – 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.10.2001 № 729.

     Их  дополняют региональные программы:

  • Закон Ставропольского края «О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край» от 24.06.2001 № 27-кз;
  • Постановление Правительства Ставропольского края «Об усилении профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в Ставропольском крае на 2003 – 2004 годы» от 26.05.2003 № 89-п;
  • Постановление правительства Ставропольского края «О комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в Ставропольском крае» от 16.06.2003 № 107-п;
  • Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Ставропольского края на 2009-2010 годы»;
  • Постановление Правительства Ставропольского края от 21 июля 2010 г. N 231-п О краевой целевой программе «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в  2011 году».

     Последовательное  проведение на региональном уровне государственной  политики занятости имеет разнонаправленные  проявления. Существуют два варианта, отличающиеся по набору инструментов (средств), отражающих проведение активной или пассивной политики занятости.

Информация о работе Проблема занятости в условиях регионального и национального рынков