Проблемы безработицы в Росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:58, курсовая работа

Описание

Цель работы: раскрыть сущность безработицы и найти пути решения данной проблемы.
Для достижения цели необходимо раскрыть следующие аспекты: дать полное определение безработицы; рассмотреть историографию, причины, формы, методы регулирования безработицы; описать ситуацию занятости и безработицы в Свердловской области городе Асбесте, т.к. я являюсь жителем этого города, - а также рассмотреть регионы Урала и Сибири.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Безработица 5
1.1. Историография безработицы 5
1.2. Понятие и сущность безработицы 7
1.2.1. Причины безработицы 10
1.2.2.Формы безработицы 11
1.3. Определение уровня безработицы 19
1.4. Издержки безработицы 21
Глава 2. Занятость и безработица в России 23
2.1.Свердловская область город Асбест: занятость и безработица 23
2.2. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица 27
2.3. Методы сокращения безработицы 33
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Работа состоит из  1 файл

Безработица.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

     Занятость в секторах экономики

  2000г., тыс.чел. 2004г., тыс.чел. Прогноз на 2007-2010гг., тыс.чел.
Сектор  ориентированный на экспорт 112,1 87,5 +0
Сектор  государственных монополий 59,6 54,4 -10
Сектор  ориентированный на национальный рынок 161,1 151,1 -25
Сектор  ориентированный на рынки области 373,9 382,6 -45
Сектор  бюджетных учреждений и управления 306,4 315,7 -30
ИТОГО: 1013,1 991,3 -110
 

     Сектор  традиционных отраслей, ориентированных в большей степени на национальный рынок, - машиностроение, черная металлургия, легкая промышленность. Именно эта группа предприятий дала самые массовые увольнения в 90-е годы. После сокращения оборонного заказа эти предприятия в значительной мере потеряли свои рынки. И риски дальнейшей потери рынков, а следовательно, высвобождения людей стоят перед ними очень остро.

     Резко возрастает конкуренция в сельскохозяйственном производстве, внедряются новые технологии. В последние годы идет процесс сокращения доли убыточных предприятий и роста числа предприятий прибыльных. Повышения производительности является единственно возможным способом выживания этой отрасли, что ведет к высвобождению людей. Переход к новым технологиям, например, в молочном животноводстве снизит потребность в рабочей силе в 3-4 раза.

     Аналогичная ситуация в лесозаготовке. Развитие этой отрасли возможно только при повышении эффективности. Применение современной техники сокращает число занятых в 15-20 раз.

     Неэффективность жилищно-коммунального хозяйства, наверное ни  у кого не вызывает сомнений. Приход в этот сектор частного бизнеса неминуемо приведет к более эффективному управлению и сокращению числа работающих.

     Нерыночный  сектор или сектор бюджетных услуг – госуправление, здравоохранение, образование. Это один из немногих секторов экономики, где численность занятых растет все последние годы. Но ситуацией недовольны все: население – качеством услуги, врачи, учителя – зарплатой. Развитие этого сектора пойдет в направлении повышения зарплат при одновременном сокращении занятости.

     Позитивно оценивая процессы повышения роста производительности труда, внедрения новых технологий, мы видим, что существующая структура экономики региона выталкивает людей из системы занятости, старые рынки сокращаются и нет новых секторов, которые были бы в состоянии трудоустроить эту массу людей.

     Решить  проблему занятости можно, если обеспечить экономический рост. Основные тезисы экономической политики в Свердловской области: поддержка инвестиций, развитие малого предпринимательства. Необходимо поддерживая существующий бизнес, который нас сегодня кормит, привлекать новых инвесторов – российских и иностранных.

     2.2. Регионы Урала и Сибири: занятость и безработица

     Для того чтобы улучшить свое материальное положение, 55% опрошенных работают, 4% экономят, 5% учатся, 3% заявили, что воруют, 33% не делают ничего. Из этого видно, ориентированность населения на помощь государства по-прежнему сильна. От президента страны ждут повышения заработной платы и создания новых рабочих мест; от губернаторов и мэров – большей заботы о гражданах и безопасности.

     По  данным ВЦИОМа, безработица занимает третье место в списке самых значимых угроз для россиян.

     Представляется, что на этом фоне возрастают требования к органам ФГСЗН, в деятельности которых особое значение приобретают:

  • усиление контроля за своевременной и полной подачей предприятиями информации о предполагаемых структурных изменениях, сопровождающихся высвобождением работников, и потребностях в рабочей силе;
  • расширение информационного поля на основе использования
  • потенциала многофункциональных бирж труда, обслуживающих различные профессиональные группы, организации ярмарок вакансий (в зависимости от спроса на рынке).

     Цель  реформирования трудовых отношений состоит в обеспечении  прав работников при соблюдении интересов работодателя. Речь идет не только о пособиях по безработице. Государство должно гарантировать реализацию конституционного права гражданина на свободный выбор работы и рода занятий с достойным вознаграждением за труд.

     Показатели  уровня безработицы заметно отличаются по субъектам Российской Федерации (табл. 5): наибольшие фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие – на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, легкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятна.

 

      Таблица 5

     Показатели  напряженности на рынке труда, август – май 2004 г.*

Регион Уровень занятости, % Уровень безработицы, %
Уральский федеральный округ 62,5 7,6
Курганская  область 56,69 10,0
Свердловская  область 62,7 8,1
Тюменская область 60,8 9,3
Челябинская область 62,6 4,8
Сибирский федеральный округ 57,7 10,6
Республика  Алтай 55,2 9,9
Республика  Бурятия 54,4 14,8
Республика  Тыва 46,0 23,9
Республика  Хакасия 58,7 8,1
Алтайский край 58,1 9,5
Красноярский  край 60,0 10,2
Иркутская область 60,1 10,5
Кемеровская область 58,5 9,6
Новосибирская область 57,9 9,6
Омская  область 55,1 11,0
Томская область 58,3 12,1
Читинская область 53,7 12,6
В целом по России 60,1 8,0
*Без  автономных округов
Источник: Обследование населения  по проблемам занятости. М.: ФСГС, 2004.
 

     В таблице 6 отражены общие показатели состояния рынка труда в регионах Урала и Сибири.

 

      Таблица 6

     Состояние рынка труда

Показатель РФ Уральский федеральный  округ Тюменская область Сибирский федеральный округ
Численность безработных, тыс.чел. 5799,0 501,0 165,0 1087,0
Уровень безработицы, % 8,0 7,6 9,3 10,6
Уровень зарегистрированной безработицы, % 1,6 1,5 1,6 2,3
Заявленная  потребность в работниках (на конец  года), тыс.чел. 1043,0 85,4 20,9 113,3
Численность незанятых, зарегистрированных в органах  СЗ (в расчете на одну вакансию), чел. 1,7 1,4 2,0 2,7
Источник: Обследование населения  по проблемам занятости (май 2004г.); Социально-экономическое  положение Уральского федерального округа (в 1 полугодии 2004г.). М.: ФСГС, 2004 г.
 

     Чтобы полнее представить обстановку, следует учитывать и такие факторы, как:

  • огромные масштабы неполной и широкое распространение вторичной занятости;
  • высокий удельный вес занятых на крупных и средних предприятиях сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и низкий – в сфере услуг;
  • спад производства по сравнению с уровнем 1991 г.;
  • повышение требований к квалификации и профессионализму работников и одновременное ухудшение качества рабочих мест;
  • значительная доля занятых в теневой экономике, нарушение трудовых прав граждан и т.д.

     Рыночный  механизм сам по себе не в состоянии сократить безработицу и увеличить занятость. Решать проблему следует путем разработки целевых программ, которые позволят регулировать конкретную ситуацию в конкретном регионе.

     На характер российской безработицы повлиял целый ряд особенностей:

  • не перепроизводство, как это происходит в развитых экономиках, а обратная ситуация – дефицит товаров, высокая инфляция;
  • относительно низкий организационный и технико-технологический уровень производства;
  • значительная доля безработных – служащие;
  • сокращение Вооруженных сил и конверсия;
  • спад производства, вызвавший всплеск безработицы и во многом способствовавший распаду сложившихся хозяйственных связей (между бывшими республиками СССР);
  • приток беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, обостривший ситуацию с занятостью и т.д.

     За  последние годы подготовка квалифицированной рабочей силы практически прекратилась: в 1995 г. Из 30 млн. рабочих 29 млн. были обучены непосредственно на производстве.

     Нехватка  квалифицированных кадров превращается в тормоз развития экономики. Очевидно, что одна из прямых обязанностей государства – налаживание профессиональной подготовки и поощрение создания рабочих мест в перспективных отраслях производства, а также в малом бизнесе (табл. 7).

 

      Таблица 7

     Стимулирование создания рабочих мест

  Сфера
  Государственный сектор экономики Частное предпринимательство Временные рабочие места
На  федеральном уровне Установление  системы льготного налогообложения  и кредитования для отраслей и  территорий, где желательно увеличение спроса на рабочую силу. 

Устранение юридических  ограничений роста занятости (возможность  индивидуального регулирования рабочего времени, снятие ограничений на численность работников). 

Создание условий  экономической заинтересованности предприятий в обеспечении занятости  молодежи, инвалидов и других групп  населения с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Установление  переломного минимума рентабельности, при котором прибыль (доход) не облагается налогом. 

Определение первоначального  периода, в течение которого налоги не взимаются (например, два года).  

Снижение размера  налога на прибыль при расширении производства и увеличении числа рабочих мест.

Предоставление  государственных субсидий вновь  организующимся МП.

Обеспечение приемлемых условий кредитования МП.

Снижение бюджетных  платежей и взносов на социальное страхование для временных и  частично занятых работников.
На  уровне регионов и муниципальных  образований Возмещение  предприятиям затрат, связанных с  поиском, обучением и приемом  на работу работников. 

Содействие предприятиям в обеспечении материальными  ресурсами, гарантирование сбыта продукции  при условии создании новых рабочих мест.

Создание региональных фондов развития МП за счет местных  бюджетов и части средств фонда  занятости. 

Разработка методики отбора предпочтительных бизнес-планов.

Облегчение  приема на работу временных работников. 

Возмещение предприятиям затрат, связанных с организацией особых форм занятости.

Информация о работе Проблемы безработицы в Росии