Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия цены и ценообразования;
изучить функции и виды цен в экономике;
рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
изучить особенности ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли);
изучить проблемы ценообразования (на примере цен на недвижимость) в экономике России в условиях кризиса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

Цена как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.
Понятие цены и ценообразования…………………………………….5
Сущность и виды рыночных цен……………………………………..............................................................…..8
Функции цены в рыночной экономике………………………..........................................................................14
Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).
1. Тенденции и факторы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………..……………………….17
Особенности определения цены на строительную продукцию……......................................................................................................19
Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.
Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях кризиса....................................................................................................................21
Необходимость и пределы воздействия государства на цены………............................................................................................................24
Методы государственного регулирования цен……………………….......................................................................................26
Перспективы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….......…..31
Список использованной литературы……………………………………........33

Работа состоит из  1 файл

экономика курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

  Цена  как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3

  Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.

    1. Понятие цены и ценообразования…………………………………….5
    2. Сущность и виды рыночных цен……………………………………..............................................................…..8
    3. Функции цены в рыночной экономике………………………..........................................................................14

  Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).

    1.   Тенденции и факторы динамики  цен в России (на примере цен  на недвижимость)…………………………………………..……………………….17

  1. Особенности определения цены на строительную продукцию……......................................................................................................19

  Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.

    1. Проблемы ценообразования  и пути их решения в условиях кризиса....................................................................................................................21
    2. Необходимость и пределы воздействия государства на цены………............................................................................................................24
    3. Методы государственного регулирования цен……………………….......................................................................................26
    4. Перспективы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………………………………...28

  Заключение…………………………………………………………….......…..31

  Список  использованной литературы……………………………………........33 

 

  ЦЕНА  КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. 

     Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором пропорций  общественного воспроизводства, хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

     В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так-то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

     Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  составляющие. С одной стороны это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

       Объект данного  исследования  – цена.

     Предмет исследования - проблемы ценообразования  в российской экономике (на примере  строительной отрасли).

     Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и проблем ценообразования в экономике России (на примере строительной отрасли).

     Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятия цены и ценообразования;
  2. изучить функции и виды цен в экономике;
  3. рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
  4. изучить особенности ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли);
  5. изучить проблемы ценообразования (на примере цен на недвижимость) в  экономике России в условиях кризиса и рассмотреть пути их решения.
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

     1. Понятие цены и  ценообразования

     Цена  и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают  весь оборот по приобретению и реализации товаров.

     В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

     Цена  является конечным показателем, характеризующим  товар, она в равной степени учитывает  интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

     Цена, будучи фундаментальной экономической  категорией, является объектом рассмотрения экономической теории. В трактовке экономической теории как единства микроэкономики (экономики фирмы), мезоэкономики (экономики региона, сферы, комплекса), макроэкономики (национального хозяйства), метаэкономики (мировой экономики) вопросы цен и их особых форм раскрываются на всех названных уровнях.

     Первым  в истории экономической мысли  ученым, который попытался найти  закон образования и изменения  цен, был Аристотель (IVв. до н.э.). Вопрос о первооснове рыночных цен разрабатывался мыслителями – сначала философами и богословами – на протяжении многих столетий. Эту первооснову называли «справедливей ценой», «внутренней» или «естественной» ценностью благ. В частности, канонисты - богословы формулировали учение о «справедливой цене» как цене, установленной Богом и определяемой трудом. Отсюда вытекало: присвоение торговой прибыли процента нарушает обмен по «справедливой цене».  Тем самым обосновывалось запрещение крупной торговли и ростовщичества.

     Меркантилизм  порывал с традициями экономической мысли Средневековья, её поисками «справедливой цены», нормативизмом, ориентацией на натуральное хозяйство. Меркантилизм имел реальную базу (первоначальное накопление капитала), отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени.

     В рамках меркантилизма вопросы теории товарного производства не были решены. Теория стоимости отсутствовала, хотя цена противопоставлялась издержкам  производства. В избытке цены над  издержками и возникла «прибыль от отчуждения» - источник богатства.

     Множество экономических школ и научных  течений занимались изучением цены, что предопределяет многообразие формулировок определения этой категории. Автор  данной курсовой работы  не рассматривает  различные теории цены из-за ограниченного  объема.  Однако длительная ценовая история позволяет с уверенностью сказать, что толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и пенообразующие факторы в данных экономических условиях.

     В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:

     1. Денежное выражение стоимости;

     2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;

     3. Инструмент рыночной конкуренции;

     4. Характеристика товара на рынке;

     5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);

     6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);

     7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;

     8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги

     Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.

     Процесс формирования цен в условиях рыночного  ценообразования происходит в сфере  реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.

     Принципиальное  отличие рыночного ценообразования  заключается в том, что цены устанавливаются  здесь в соответствии со спросом  и предложением самим собственником  или производителем товара. Государственные органы могут регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление «правил игры», общих  подходов к ценообразованию. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных групп населения.

     Цены  играют важную роль не только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения объемов инвестиций. 

2.    Сущность и виды  рыночных цен

    Цена  обслуживает  оборот по реализации и (или) приобретению товаров, и, поэтому в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя  и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).

    Для стоимостной оценки результатов  сделки и затрат используются различные виды цен.  Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.

    Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка связаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

    В зависимости от того, какой признак  взят за классификацию, все виды цен можно разделить на различные группы.

    1. По характеру обслуживаемого  оборота различают  следующие виды  цен:

  • Оптовые цены - цены, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве. К числу оптовых цен относятся:
    • Закупочные цены
    • Биржевые цены
  • Розничные цены - это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли
    • Цены на услуги населению
    • Отпускная цена на предприятиях общественного питания

Информация о работе Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)