Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия цены и ценообразования;
изучить функции и виды цен в экономике;
рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
изучить особенности ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли);
изучить проблемы ценообразования (на примере цен на недвижимость) в экономике России в условиях кризиса и рассмотреть пути их решения.
Цена как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.
Понятие цены и ценообразования…………………………………….5
Сущность и виды рыночных цен……………………………………..............................................................…..8
Функции цены в рыночной экономике………………………..........................................................................14
Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).
1. Тенденции и факторы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………..……………………….17
Особенности определения цены на строительную продукцию……......................................................................................................19
Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.
Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях кризиса....................................................................................................................21
Необходимость и пределы воздействия государства на цены………............................................................................................................24
Методы государственного регулирования цен……………………….......................................................................................26
Перспективы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….......…..31
Список использованной литературы……………………………………........33
ПЛАН
Цена как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.
Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).
1.
Тенденции и факторы динамики
цен в России (на примере цен
на недвижимость)……………………………………
Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.
Заключение………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………......
ЦЕНА
КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.
В
условиях рыночной экономики успех
любого предприятия или
Определение цены является одной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.
В
ценовом механизме следует
Объект данного исследования – цена.
Предмет исследования - проблемы ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли).
Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и проблем ценообразования в экономике России (на примере строительной отрасли).
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦЕНЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
1. Понятие цены и ценообразования
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Цена, будучи фундаментальной экономической категорией, является объектом рассмотрения экономической теории. В трактовке экономической теории как единства микроэкономики (экономики фирмы), мезоэкономики (экономики региона, сферы, комплекса), макроэкономики (национального хозяйства), метаэкономики (мировой экономики) вопросы цен и их особых форм раскрываются на всех названных уровнях.
Первым в истории экономической мысли ученым, который попытался найти закон образования и изменения цен, был Аристотель (IVв. до н.э.). Вопрос о первооснове рыночных цен разрабатывался мыслителями – сначала философами и богословами – на протяжении многих столетий. Эту первооснову называли «справедливей ценой», «внутренней» или «естественной» ценностью благ. В частности, канонисты - богословы формулировали учение о «справедливой цене» как цене, установленной Богом и определяемой трудом. Отсюда вытекало: присвоение торговой прибыли процента нарушает обмен по «справедливой цене». Тем самым обосновывалось запрещение крупной торговли и ростовщичества.
Меркантилизм порывал с традициями экономической мысли Средневековья, её поисками «справедливой цены», нормативизмом, ориентацией на натуральное хозяйство. Меркантилизм имел реальную базу (первоначальное накопление капитала), отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени.
В рамках меркантилизма вопросы теории товарного производства не были решены. Теория стоимости отсутствовала, хотя цена противопоставлялась издержкам производства. В избытке цены над издержками и возникла «прибыль от отчуждения» - источник богатства.
Множество экономических школ и научных течений занимались изучением цены, что предопределяет многообразие формулировок определения этой категории. Автор данной курсовой работы не рассматривает различные теории цены из-за ограниченного объема. Однако длительная ценовая история позволяет с уверенностью сказать, что толкование цены как экономической категории тем точнее, чем точнее определены задачи, функции цены и пенообразующие факторы в данных экономических условиях.
В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:
1. Денежное выражение стоимости;
2. Денежное выражение системы ценообразующих факторов;
3. Инструмент рыночной конкуренции;
4. Характеристика товара на рынке;
5. Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);
6. Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);
7. Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;
8. Один из элементов комплекса маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование. В условиях командного ценообразования установление цены является прерогативой сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат на производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процесса производства, на плановой основе с непосредственным участием государственных органов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на их дальнейшее изменение.
Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразования происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара или услуги.
Принципиальное
отличие рыночного
Цены
играют важную роль не только в экономике
в целом, но и в предпринимательской деятельности
отдельных предприятий, т.к. от их уровня
зависят конечные результаты их деятельности,
в том числе прибыль и рентабельность.
Цены выступают основным фактором в решении
таких вопросов, как определение рынков
сбыта продукции, целесообразности производства
товаров или услуги, расчета издержек
производства, определения объемов инвестиций.
2. Сущность и виды рыночных цен
Цена обслуживает оборот по реализации и (или) приобретению товаров, и, поэтому в цене в одинаковой мере должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка (покупка-реализация).
Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен. Несмотря на множество цен, действующих на рынке, все они взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка связаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят за классификацию, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
Информация о работе Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)