Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия цены и ценообразования;
изучить функции и виды цен в экономике;
рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
изучить особенности ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли);
изучить проблемы ценообразования (на примере цен на недвижимость) в экономике России в условиях кризиса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

Цена как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.
Понятие цены и ценообразования…………………………………….5
Сущность и виды рыночных цен……………………………………..............................................................…..8
Функции цены в рыночной экономике………………………..........................................................................14
Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).
1. Тенденции и факторы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………..……………………….17
Особенности определения цены на строительную продукцию……......................................................................................................19
Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.
Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях кризиса....................................................................................................................21
Необходимость и пределы воздействия государства на цены………............................................................................................................24
Методы государственного регулирования цен……………………….......................................................................................26
Перспективы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….......…..31
Список использованной литературы……………………………………........33

Работа состоит из  1 файл

экономика курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

      Проблема  определения необходимого и достаточного уровня государственного регулирования  национальной экономики является одним  из дискуссионных вопросов экономической  теории. Корректировка государством действий рыночного механизма необходима, ее применение смягчает негативные последствия внешних эффектов, позволяет обеспечить эффективное перераспределение доходов, полученных субъектами экономики от положительных внешних эффектов. В настоящее время, когда доля прямого влияния государства на рыночные процессы в России стала незначительной, вопрос о формах и объемах участия государства в экономике становится особенно актуальным.

      В пределах функций государственного регулирования должен быть обеспечен  целый ряд параметров. К таковым относятся способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; приемлемый уровень жизни населения; равномерное распределение ресурсов общества между отдельными слоями населения; устойчивость финансовой системы. Таким образом, возникает вопрос сбалансированной модели государственного регулирования в национальной экономике.

      Государственное регулирование необходимо в силу несовершенства частного сектора, для  сохранения равновесия на внутренних и внешних рынках. При чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может достаточно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае образуется, как и в плановой экономике, либо дефицит, либо затоваривание не имеющих сбыта товаров.

      В рыночной экономике недопустимы как чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства, так и полный отказ от такого регулирования прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий. В переходный период ситуация осложняется еще и своей неустойчивостью и кризисом производства. В этих условиях усиливается необходимость прямого государственного регулирования цен.

            3.   Методы государственного  регулирования цен.

      В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Эта проблема решалась путем увеличения импорта товаров. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. С другой стороны, если цены недостаточно высоки, то они не заинтересовывают производителей в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.

      Различают следующие методы государственного регулирования цен:

  • прямого регулирования цен;
  • косвенного регулирования цен.

      При прямых методах регулирования государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, а также другими аналогичными методами.

      К косвенным методам относится  регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

      Наиболее  оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

      Прямое  государственное регулирование  предполагает необходимость корректировки  рынка и дополнения рыночного  механизма централизованной политикой  государства путем контроля за важнейшими параметрами рынка. В условиях несовершенного рыночного хозяйства, что и имеет место в России, возникающая равновесная цена не удовлетворяет оптимальному состоянию и стабильности в экономике. Поэтому государство путем установления и регулирования цен должно целенаправленно создавать условия равновесия.

      В России государственное регулирование  цен осуществляется, в основном методами устаковления коэффициентов изменения  цен и предельных нормативов рентабельности, фиксирования их предельного уровня, ограничения предельного уровня.

      За  последние годы государственное  регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

  • Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".
  • Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.
  • Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
  • Установление твердых фиксированных цен.
  • Установление для предприятий-монополистов предельных цен
  • Ограничение уровня рентабельности предприятий - немонополистов.
  • Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.
  • Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.
  • Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.
 

      4. Перспективы динамики  цен в России (на  примере цен на  недвижимость)

      Прогнозируя динамику цен на недвижимость в 2010 году, эксперты следуют проверенному принципу: все познается в сравнении, ищи  будущее в прошлом. Оглядываясь  назад и вспоминая беспрецедентный рост стоимости квадратного метра в предкризисные годы в столице, можно сказать, что падение рынка было неизбежным. По ходу развития финансового кризиса становилось все очевиднее, что динамика цен на недвижимость в 2009 году будет отрицательной.

      Как считают аналитики, в 2010 году не будет  причин, которые могли бы вызвать  многократное подорожание недвижимости. В прежние годы это происходило, во-первых, от переизбытка свободных  денег, во-вторых, из-за дефицита предложения. С приходом финансового кризиса исчезла первая причина, и цена квадратного метра упала примерно на треть. Чтобы падение цен продолжилось до еще более низких уровней, необходимо исчезновение и второго фактора – дефицита предложения. А чтобы цены вернулись на докризисный уровень, должен вновь возникнуть переизбыток ликвидности, то есть вернуться первый фактор. Финансовый кризис продолжается, не стоит ожидать в 2010 году возвращения былого инвестиционного ажиотажа, легких и доступных кредитов, а также расцвета ипотеки. Аналитики отмечают тот факт, что не произошло даже роста ставок аренды на квартиры в Москве, а это означает отсутствие потенциала платежеспособности у населения. Если даже аренда оказалась неспособной к росту, то ожидать в ближайшем году заметного подорожания квартир в Москве было бы чересчур оптимистичным.

      Впрочем, ни заметного роста, ни заметного  снижения цен на квартиры в экономклассе не ожидается. Более существенная коррекция  возможна по ряду причин в дорогих  сегментах жилья: бизнес и элитном. Во-первых, жилье здесь подешевело в меньшей степени. Во-вторых, именно в этом сегменте никогда не было ограниченного предложения, потому что строили последние 5 лет в Москве именно жилье бизнес-класса. В-третьих, это был самый дорогой сегмент жилья, и если до кризиса росло число людей, готовых его покупать, то в нынешних условиях, когда произошло снижение доходов у многих бизнесменов и топ-менеджеров, число способных такое жилье приобретать снизилось, и этот сегмент больше всего пострадал в плане платежеспособного спроса. Падение цен на квартиры бизнес- и элит-класса может составить 15–20%.

      Финансовый  кризис значительно повлиял на конъюнктуру  рынка, банки стали более консервативными. К лету 2010 года рынок ипотечного кредитования восстановится, продолжится  плавный выход из кризиса, но резкого падения ипотечных ставок не будет. В целом же аналитики придерживаются мнения, что в 2010 году рынок ждет дальнейшая стабилизация, и ждать каких-то потрясений не следует, а рост цен, если он и произойдет, то без каких-либо скачков.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Натуральный обмен товаров – это исторически  сложившийся процесс общения  людей в целях обеспечения  взаимного благополучия. Для справедливого  обмена люди создали единый заменитель товара – деньги. Чтобы удобно было пользоваться деньгами, как эквивалентом многих разнообразных товаров постепенно создали и систему учета затрат денег (капитала) на объем товарной продукции и единицу изделия. Совокупность этих затрат назвали ценой. В последствии такая совокупность расширилась до сложного механизма ценообразования.

      Цены  являются активным инструментом формирования структуры производства и оказывают  решающее воздействие на создание общественного  продукта, способствуют повышению эффективности  производства, влияют на распределение  и использование рабочей силы, определяют уровень жизни граждан.

      В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены. Выработка  ценовой стратегии в первую очередь  зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения. Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности и необузданности. В большинстве развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась политика сочетания регулируемых и свободных цен.

      Способ  определения цены характеризует  природу рынка и экономическую  систему в целом. Цены определяют структуру производства, оказывают  решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение  товарной массы, уровень благосостояния населения. Однако цена по-прежнему одна из наименее разработанных категорий, о чем свидетельствует дискуссионный характер публикаций, посвященных вопросам теории цены и практики ценообразования.

      Цены  осуществляют связь производства и  потребления, предложения и спроса благодаря функции цены как сбалансирования спроса и предложения. Цена выявляет диспропорцию в производстве и обращении, и равновесие может быть достигнуто посредством или изменения объема производства, или изменения цены, или их одновременного корректирования. Цена поощряет производство и повышение качества, расширение ассортимента продукции. Балансировочную функцию цены выполняют все виды рыночных цен, регулируя стихийно развивающиеся общественное производство. При постоянных колебаниях цен в периоды жизненного цикла товара происходит перелив капитала из одной сферы в другую. Приходится свертывать производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направлять в новые отрасли производства для производства товаров, необходимых рынку.

        Россия встала на путь глубоких  экономических преобразований, сложного  и противоречивого перехода к  рыночным отношениям, к многообразию  форм собственности за счет  приватизации государственных предприятий,  к созданию частных фирм и  акционерных обществ.

      Переходный  характер российской экономики, трудности  в проведении рыночных преобразований налагают свой отпечаток на особенности  образования цен в России. Благодаря  механизму цен происходит перелив  капитала в более перспективные  отрасли с высокой нормой прибыли под воздействием конкуренции и движения спроса. Масштабы перелива пока невелики из-за сдерживания за счет высокого уровня инфляции и слабой конкуренции при монополизме многих производителей.  

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета"
  2. Распоряжение Правительства РФ от 2.02.2010 г. № 102-р: Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010 - 2020 годы"
  3. Федеральный закон от 21 июля 2001 г . N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
  4. Абалонин С. М. Ценообразование – современные подходы: ценовые факторы деятельности предприятия. – 2008.
  5. Александров В. Т., Касьяненко Ценообразование в строительстве. – 2007. С. 151 – 162.
  6. Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России / Экономика и математические методы. ―2008.
  7. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. – 2009.
  8. Джон Л. Дейли Эффективное ценообразование – Основа конкурентного преимущества – 2005.
  9. Есипов В. Е. Цены и ценообразование / Учебник для вузов – 2009.  С. 25-30, 263-267
  10. Подобед М. А.  Цены в строительстве – 2007. С85-93
  11. Салимжанов И. К. Ценовая политика организации – 2006. С. 55-58
  12. Слепов В. А., Николаева Т. Е. Ценообразование – 2007.  С. 8-14
  13. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие – 2005.
  14. Справочник экономиста №02-2009 Иванова И. Ю. – Методы ценообразования
  15. Финансы и кредит №40-2009 Стерник С. Г. Развитие системы статистических индексов в финансовом анализе инвестиций на рынке недвижимости
  16. информационный портал www.vestnik-irn.ru
  17. информационный портал www.spbpromstroy.ru
  18. информационный портал www.expert-russia.ru

Информация о работе Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)