Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:33, курсовая работа

Описание

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятия цены и ценообразования;
изучить функции и виды цен в экономике;
рассмотреть теоретические аспекты ценообразования;
изучить особенности ценообразования в российской экономике (на примере строительной отрасли);
изучить проблемы ценообразования (на примере цен на недвижимость) в экономике России в условиях кризиса и рассмотреть пути их решения.

Содержание

Цена как ключевой элемент рыночной экономики…………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты цены как экономической категории.
Понятие цены и ценообразования…………………………………….5
Сущность и виды рыночных цен……………………………………..............................................................…..8
Функции цены в рыночной экономике………………………..........................................................................14
Глава II. Механизм формирования рыночной цены в экономике Российской Федерации (на примере строительной отрасли).
1. Тенденции и факторы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………..……………………….17
Особенности определения цены на строительную продукцию……......................................................................................................19
Глава III. Проблемы ценообразования в условиях кризиса.
Проблемы ценообразования и пути их решения в условиях кризиса....................................................................................................................21
Необходимость и пределы воздействия государства на цены………............................................................................................................24
Методы государственного регулирования цен……………………….......................................................................................26
Перспективы динамики цен в России (на примере цен на недвижимость)…………………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….......…..31
Список использованной литературы……………………………………........33

Работа состоит из  1 файл

экономика курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать документ)

    2. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке различают следующие виды цен:

      • Свободные (рыночные) цены устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спрос и предложения на данном рынке. Теоретически, в идеале рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Однако реально не удается избежать воздействия на процесс установления рыночных цен ряда факторов не только экономической, но и психологической природы, связанных с поведением, интересами покупателей и продавцов. В этом смысле корректно определить свободные рыночные, или равновесные, цены как цену, равную, с одной стороны, ценности для потребителей дополнительной единицы приобретаемого блага и, с другой стороны, издержкам производства и продажи дополнительной единицы данного блага для продавца.  К свободным ценам относятся:
    • Цена спроса
    • Цена предложения
    • Цена производства
  • Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены могут быть: гарантированные, рекомендуемые, лимитные, залоговые, пороговые.

    3. По способу установления, фиксации различают:

  • Твердые цены назначаются органами ценообразования или другими государственными органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону. В централизованно управляемой экономике назначаемые цены имеют широкое распространение, они известны под названием государственных. Государственные органы ценообразования обладают монопольным правом назначать и изменять государственные цены, повышать или снижать их. В основе такого ценообразования обычно лежит затратный принцип, то есть цена рассчитывается как сумма затрат на производство и обращение единицы продукции, к которой прибавляется нормативная прибыль или из которой вычитается государственная ценовая дотация.
      • Подвижные цены - такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится). В таком случае должна измениться цена, зафиксированная в договоре, о чем делается соответствующая оговорка. Эта оговорка называется «оговорка о повышении и понижении цены».
      • Скользящие цены - это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции. (Например, когда имеет место инфляция, устойчивое изменение цен на ресурсы и т.д.)
    1. По способу получения информации об уровне цены различают:
  • Публикуемые цены - это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. К публикуемым ценам относятся: справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, торгов
  • Расчетные цены - это цены, публикуемые в различных печатных изданиях. Источниками справочных цен являются экономические газеты и журналы, специальные бюллетени, фирменные каталоги, прейскуранты
    1. В зависимости от вида рынка различают:
  • Цены товарных аукционов Аукцион — это торги, специализирующиеся на сбыте определенных товаров. Они проводятся, как правило, один или несколько сколько раз в год, чаще всего в традиционной для каждого аукциона форм. Цены аукционов — это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаре (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате изменения соотношения между спросом и предложением. Особенностью аукциона является наличие в большинстве случаев многих покупателей и одного или нескольких продавцов. На аукционах, в отличие, например, от бирж, продаются реальные товары со строго индивидуальными свойствами.
  • Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного и, в отличие от аукционов, постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах продают сельскохозяйственное непродовольственное и лесное сырье (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанеру), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.
  • Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендер предполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренции предложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболее выгодных условий сделки для ее организаторов.
  1. С учетом фактора времени различают:
  •    Постоянная цена — цена, срок  действия которой заранее не определен.
  • Сезонная цена — цена, срок действия которой определен периодом времени.
  • Ступенчатая цена — ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

    7.  Внутрифирменные  цены 

    Трансфертные  цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.

      8.  По условиям поставки  и продажи различают следующие виды цен:

      • цена-нетто — цена на месте купли-продажи;
      • цена-брутто (фактурная цена) — определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида «франке» и условия страховки). 
  1. Мировые цены - это цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции, достаточно полно характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами. На практике мировые цены определяются по одним товарам (обычно сырьевым) уровнем цен стран-экспортеров или импортеров, по другим — ценами бирж, аукционов, по готовым изделиям — обычно ценами ведущих в мире производителей, специализирующихся {изготовлении продукции данного вида. Мировыми считаются цены, если соблюдаются следующие условия: 1) это цены крупных экспортных или импортных сделок, совершаемых на ведущих по данному товару рынках; 2) сделок, носящих регулярный характер; 3) сделок, предусматривающих платежи в свободно конвертируемой валюте. 1

      3. Функции цены в  рыночной экономике

      Еще один способ проникновения в суть цен состоит в изучении их функций, характеризующих роль, которую цены играют в экономике. При этом надо иметь в виду, что функции цен  и способы их реализации различаются  в зависимости от природы той  экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, это различие действия ценового механизма в экономике централизованно-государственного и рыночного типа.

      Рассмотрим  основные функции цен.

      Функция учета и изменения  затрат общественного  труда

      Эта функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена выступает тем экономическим инструментом, который позволяет организовать стоимостный учет различных хозяйственных процессов, измерения их результатов. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность сопоставлять самые различные потребительские свойства товаров и услуг, исходя из затрат труда. Цена показывает, во что обходится обществу обеспечение потребности в конкретной продукции. Она дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли. В условиях рынка цена может существенно отклоняться от издержек. Производитель заинтересован в максимальной прибыли от продажи товара, а покупатель - в минимальной цене покупки. Чтобы противостоять конкурентам, производитель товара должен постоянно контролировать издержки, сравнивать их с затратами конкурентов. Выстоять в конкурентной борьбе он сможет благодаря снижению затрат, улучшению качества товара.

      Функция сбалансированности спроса и предложения

      Балансирующую функцию той или иной степени  выполняют все виды рыночных цен. В условиях свободного рынка, естественной конкуренции, реализуя эту функцию, цена как бы исполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад) происходит и прилив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг.

      Спрос выражает потребность в товаре со стороны совокупного покупателя, исходя из его возможностей. На практике это проявляется в том, что устанавливается обратная зависимость между рыночной ценой и количеством покупаемых товаров. При прочих равных условиях количество покупаемых товаров или услуг зависит от уровня цен. Чем выше цена и характернее тенденция к ее росту, тем меньше товаров (услуг) будет приобретено потребителями. Снижается объем продаж товара. При уменьшении цены все идет в обратном направлении. При дефиците, когда не хватает каких-либо товаров и услуг, цены на них неизбежно растут. Когда же на рынок поступает большое количество товаров и услуг данного вида, их успешная реализация обычно возможна лишь при снижении цен.

      Характерно  и постепенное убывание спроса по мере насыщения потребительского рынка. Изменение спроса на товары всегда вызывает адекватную трансформацию рыночного предложения этих товаров. Под предложением обычно понимают уже имеющиеся возможности производства, потенциал ускоренного наращивания мощностей по выпуску товаров, пользующихся повышенным спросом на рынке. Предложение характеризуется прямой зависимостью между ценой и количеством товаров, производимых и предлагаемых к продаже. С повышением цен увеличивается объем производимых товаров, и наоборот.

      Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров. Уровень цен предлагаемых товаров предопределяет уровень прибыли. Чем они выше, тем быстрее растет на рынке предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, менять объемы выпуска и продаж товаров. Естественное взаимодействие спроса и предложения, обеспечение их равновесия на основе цен реально лишь на свободном рынке.

      Стимулирующая функция цены

      Стимулирующая функция цены характеризуется ее воздействием на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления товаров.

      Посредством цен можно реально стимулировать  научно-технический прогресс, обеспечивать экономию затрат, улучшать качество продукции, изменять структуру производства и потребления. Стимулирование обеспечивается путем варьирования уровнем прибыли в цене, надбавками, скидками с цены.

      Функция распределения и  перераспределения

      Эта функция цены связана с отклонением  ее от стоимости в рамках действия рыночных факторов. Цены выступают  инструментом распределения и перераспределения  национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Данная функция цены отражается через акцизы на конкретные группы товаров, налог на добавленную стоимость и другие формы изъятия налогового характера, поступающие в бюджет.

      С помощью цены перераспределяется создаваемая  стоимость между производителем и потребителем, между отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта  функция проявляется в ценах, регулируемых государством. Применение цен в качестве средства перераспределения национального дохода предпочтительно тогда, когда надо резко изменить пропорции в народном хозяйстве.

      Функция цены как средство более рационального  размещения производства. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в те секторы экономики, в развитие тех производств, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под воздействием конкуренции и движения спроса. Законодательно предприятию предоставлено право самостоятельно определять, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или область экономики инвестировать капитал. 
 

ГЛАВА II. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ) 

      1. Тенденции и факторы  динамики цен в  России (на примере  цен на недвижимость)

    Российский  рынок недвижимости переживает сложные времена – спрос на квартиры падает, предложение сокращается, темпы строительства новых жилых домов замедляются. Однако при этом квартиры по-прежнему рассматривают как один из наиболее эффективных инструментов для вложения средств.

    С лета 2009 года Подмосковье опередило  по уровню падения цен на жилье  все регионы России и даже Москву: в области долларовая стоимость  одного "квадрата" сократилась  за 12 месяцев на 24% – до 2,3 тыс. долларов, а рублевая – на 19% до 68,73 тыс. рублей. В Москве за это же время готовое жилье в долларах подешевело на 21% – до 5,8 тыс. долларов за квадратный метр, а в рублях – на 16% до 173,8 тыс. рублей.

    В равной степени жилье подешевело только на вторичных рынках в Москве и в Московской области – на 16,8% и 15,4% соответственно (до 143,1 и 71,3 тыс. рублей за "квадрат").

    Однако, с начала 2010 года наблюдается тенденция  к повышению цен. Только за январь 2010 года отмечен рост столичных новостроек эконом-класса на 10% до средней цены в 117,6 тыс. рублей за квадратный метр. Все это происходит на фоне сократившегося предложения и активизации покупателей. При этом  следует иметь ввиду, что согласно данным столичного правительства, в 2010 году в Москве планируется построить 3 млн квадратных метров жилья, треть из этого количества сразу уйдет на социальные жилищные программы для москвичей, и только 2 млн поступят в свободную продажу.

    Кризис  значительно усилил конкуренцию  между девелоперами и их проектами, а недобросовестные застройщики  попросту выбыли с рынка, оставив  после себя замороженные проекты. Неудачные  или просто переоцененные жилищные комплексы, спроектированные из расчета "все скупят", стали неликвидами. Сейчас покупатель пока может выбирать, и в первую очередь, обращает внимание на высокие потребительские характеристики объекта, развитую инфраструктуру района, транспортную доступность в сочетании с адекватными ценами, говорят эксперты.

Информация о работе Проблемы ценообразования в экономике РФ (на примере строительной отрасли)