Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:29, курсовая работа
Рассмотрены проблемы развития предпринимательской деятельности и способы их решения
Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
Функции предпринимательства…………………………………6
Виды и формы предпринимательства…………………………..8
Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
Роль государства в регулирования предпринимательства......17
Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
Проблема налогообложения предпринимательства………….30
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………37
Библиография……………………………………………………………....39
Для наглядности данные, представленные в таблице 1, можно проиллюстрировать с помощью диаграммы (Рисунок 1).
Рисунок
1. Классификация предпринимательства
по видам экономической деятельности
Из приведенных данных мы видим, что наибольший удельный вес занимают организации, занятые в сфере оптовой и розничной торговли – 45%, то есть почти половину от общего числа организаций. На втором месте идут организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их удельный вес составляет 19%. Наименьший удельный вес занимают организации, занимающиеся рыболовством и добычей полезных ископаемых, их удельный вес составляет менее 1%. Также мало организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды; образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг – 1%.
Что касается классификации предпринимательской деятельности по масштабам производства и численности работников, то наибольший удельный вес занимают средние и крупные предприятия.
К числу средних предприятий относится число действующих на конец отчетного года хозяйствующих субъектов среднего предпринимательства – юридических лиц, средняя численность работников которых от ста одного до двухсот пятидесяти человек, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должны составлять не более 1 млрд. рублей.
В
приведенной ниже таблице представлена
динамика числа средних предприятий в
РФ за 2008-2010 гг.
Таблица 3. Количество средних предприятий, РФ9
2008 | 2009 | 2010 | |
Январь-март | 16225 | 17195 | 17583 |
Январь-июнь | 16612 | 17476 | 18260 |
Январь-сентябрь | 17084 | 17723 | 18550 |
Январь-декабрь | 17387 | 18012 |
Для
наглядности данные, приведенные в таблице,
можно отразить в следующей диаграмме
(Рисунок 2).
Рисунок
2. Динамика численности средних предприятий,
2008-2010 гг.
Из приведенных данных прослеживается положительная динамика роста численности средних предприятий, если в январе-сентябре 2008 года насчитывалось 17084 предприятия, то январе-сентябре 2010 года их число возросло на 1466 и составило 18550 предприятий.
К числу малых предприятий относится число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников которых до ста человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должны составлять не более 400 млн. рублей.
В
приведенной ниже таблице представлена
динамика числа малых предприятий в РФ
за 2008-2010 гг.
Таблица 4. Количество малых предприятий, РФ10
2008 | 2009 | 2010 | |
Январь-март | 287027 | 227560 | 219582 |
Январь-июнь | 286177 | 227706 | 219607 |
Январь-сентябрь | 281703 | 227742 | |
Январь-декабрь | 282651 | 227529 |
Для
наглядности данные, приведенные в таблице,
можно отразить в следующей диаграмме
(Рисунок 3).
Рисунок
3. Динамика численности малых предприятий,
2008-2010 гг.
В отличие от средних предприятий, число малых предприятий за последние три года значительно сократилось. Если в январе-июне в РФ насчитывалось 286177 малых предприятий, то к январю-июню их число сократилось на 66570 (23,3%) и составило 219607 предприятий.
Если рассмотреть соотношение малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 гг., то мы увидим, что доля малого бизнеса постепенно сокращается. Если в 2008 году доля малого предпринимательства по отношению к среднему составила 94%, то в 2010 году этот показатель снизился до 92%.
Рисунок
4. Соотношение малого и среднего предпринимательства,
2008 год
Рисунок
5. Соотношение малого и среднего предпринимательства,
2009 год
Рисунок
6. Соотношение малого и среднего предпринимательства,
2010 год
Предпринимательская
деятельность классифицируется также
по формам собственности.
Таблица 5. Демография организаций по формам собственности11
Количество зарегистрированных организаций, август 2010 год | Количество официально ликвидированных организаций, август 2010 год | |
Всего | 34457 | 19791 |
В том
числе по формам собственности:
Российская |
33578 |
19239 |
В том
числе:
Государственная |
93 |
389 |
Из
нее:
Федеральная |
28 |
214 |
Субъектов РФ | 64 | 174 |
Муниципальная | 343 | 609 |
Частная | 32277 | 17413 |
Российских граждан, постоянно проживающих за границей | 6 | 2 |
Потребительской кооперации | 6 | 17 |
Общественных и религиозных организаций (объединений) | 645 | 698 |
Смешанная российская | 208 | 111 |
Иностранная | 439 | 331 |
Совместная российская и иностранная | 440 | 221 |
Для
лучшего восприятия данные изобразим
с помощью диаграммы (Рисунок 7).
Рисунок 7. Классификация
предпринимательства по формам собственности,
2010 год
Из приведенных данных видно, что наибольший удельный вес занимают предприятия частной собственности – 96%. Предприятия федеральной собственности и собственности субъектов РФ относятся к организациям государственной собственности, их удельный вес очень маленький и составляет 1%.
Итак,
мы выяснили что такое предпринимательство
и какова сущность предпринимательской
деятельности, на какие виды она подразделяется
и что из себя представляет каждый вид.
Кроме того обратились к статистике в
области численности малых и средних предприятий,
которые занимают наибольший удельный
вес, и сделали вывод из приведенных данных
о том, что число малых предприятий постепенно
уменьшается, а ведь именно малый бизнес
составляет основу предпринимательства,
основу рыночной экономики. Поэтому следующая
глава нашей работы будет посвящена выявлению
проблем развития предпринимательства.
2.
Основные проблемы становления и развития
предпринимательства в России
В настоящее время развитие предпринимательства в России сталкивается с рядом трудностей и противоречий. Основными проблемами в сфере предпринимательской деятельности являются следующие:
Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.
Предприниматели
отмечают также проблему слишком высоких
налоговых ставок, сложность и запутанность
налоговой системы, сложность и несовершенство
законодательства, регистрирующего предприятия,
регламентирующего их деятельность, например,
сертификацию продукции, лицензирование
и т.д. Препятствия на пути предпринимательства
получили наименование «административные
барьеры».
2.1.
Роль государства в регулировании предпринимательства
Известно, что рынок — саморегулирующаяся система, но чистой рыночной экономики не существует. Везде государство участвует в экономической жизни, правда, в различной степени. Поэтому современные экономические системы называют смешанной экономикой, так как рыночная система дополняется государственным регулированием экономики. Поскольку предпринимательство является неотъемлемой частью экономики, то задача государства — создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса.
Методы регулирования бизнеса могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному предприятию, например по его финансированию, или помощь всем предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные, или селективные (т.е. выборочные), методы означают поддержку не всем предприятиям, а только отдельным категориям. Например, государство поддерживает инновационный либо экспортный бизнес или поощряет бизнес в тех регионах, которые находятся в тяжелом положении, где наблюдается большая безработица.
Являясь, по сути, ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование должно основываться на четких принципах.
На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности следует поставить принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия.
Действие данного принципа можно рассмотреть на примере законов, с помощью которых государство осуществляет поддержку малого бизнеса.12
Основой такой поддержки является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Конечно, с 1995 г. многое изменилось, и Закон нуждается в существенной корректировке. На протяжении последних лет было много дискуссий по поводу этого Закона, в котором принимали участие и Министерство экономического развития, и Антимонопольный комитет, и Государственная Дума РФ. Причем высказывались диаметрально противоположные точки зрения — от полной отмены Закона 1995 г., а вместе с ним и отказа от поддержки малого предпринимательства вообще, до расширения государственной поддержки всего бизнеса, включая не только средний, но и крупный. Однако победила нейтральная позиция и более разумная точка зрения. В 2004 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки к Закону 1995 г., исключив из него целый ряд статей.