Проблемы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Рассмотрены проблемы развития предпринимательской деятельности и способы их решения

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
Функции предпринимательства…………………………………6
Виды и формы предпринимательства…………………………..8
Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
Роль государства в регулирования предпринимательства......17
Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
Проблема налогообложения предпринимательства………….30
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………37
Библиография……………………………………………………………....39

Работа состоит из  1 файл

Проблемы развития предпринимательства в России в печать.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)
 

     Для наглядности данные, представленные в таблице 1, можно проиллюстрировать с помощью диаграммы (Рисунок 1).

     

Рисунок 1. Классификация предпринимательства по видам экономической деятельности 

     Из приведенных данных мы видим,  что наибольший удельный вес занимают организации, занятые в сфере оптовой и розничной торговли – 45%, то есть почти половину от общего числа организаций. На втором месте идут организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, их удельный вес составляет 19%. Наименьший удельный вес занимают организации, занимающиеся рыболовством и добычей полезных ископаемых, их удельный вес составляет менее 1%. Также мало организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды; образования; здравоохранения и предоставления социальных услуг – 1%.

     Что касается классификации предпринимательской деятельности по масштабам производства и численности работников, то наибольший удельный вес занимают средние и крупные предприятия.

     К числу средних предприятий относится число действующих на конец отчетного года хозяйствующих субъектов среднего предпринимательства – юридических лиц, средняя численность работников которых от ста одного до двухсот пятидесяти человек, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должны составлять не более 1 млрд. рублей.

     В приведенной ниже таблице представлена динамика числа средних предприятий в РФ за 2008-2010 гг. 

Таблица 3. Количество средних предприятий, РФ9

      2008 2009 2010
    Январь-март 16225 17195 17583
    Январь-июнь 16612 17476 18260
    Январь-сентябрь 17084 17723 18550
    Январь-декабрь 17387 18012  
 

     Для наглядности данные, приведенные в таблице, можно отразить в следующей диаграмме (Рисунок 2). 

     

Рисунок 2. Динамика численности средних предприятий, 2008-2010 гг. 

     Из приведенных данных прослеживается положительная динамика роста численности средних предприятий, если в январе-сентябре 2008 года насчитывалось 17084 предприятия, то январе-сентябре 2010 года их число возросло на 1466 и составило 18550 предприятий.

     К числу малых предприятий относится число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников  которых до ста человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год  без учета НДС  должны составлять не более 400 млн. рублей.

     В приведенной ниже таблице представлена динамика числа малых предприятий в РФ за 2008-2010 гг. 

Таблица 4. Количество малых предприятий, РФ10

      2008 2009 2010
    Январь-март 287027 227560 219582
    Январь-июнь 286177 227706 219607
    Январь-сентябрь 281703 227742  
    Январь-декабрь 282651 227529  
 

     Для наглядности данные, приведенные в таблице, можно отразить в следующей диаграмме (Рисунок 3). 

     

Рисунок 3. Динамика численности малых предприятий, 2008-2010 гг. 

     В отличие от средних предприятий, число малых предприятий за последние три года значительно сократилось. Если в январе-июне в РФ насчитывалось 286177 малых предприятий, то к январю-июню их число сократилось на 66570 (23,3%) и составило 219607 предприятий.

     Если рассмотреть соотношение малого и среднего предпринимательства за 2008-2010 гг., то мы увидим, что доля малого бизнеса постепенно сокращается. Если в 2008 году доля малого предпринимательства по отношению к среднему составила 94%, то в 2010 году этот показатель снизился до 92%.

      

Рисунок 4. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2008 год 

     

Рисунок 5. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2009 год 

      

Рисунок 6. Соотношение малого и среднего предпринимательства, 2010 год 

     Предпринимательская деятельность классифицируется  также по формам собственности.  

Таблица 5. Демография организаций по формам собственности11

      Количество  зарегистрированных организаций, август 2010 год Количество  официально ликвидированных организаций, август 2010 год
    Всего 34457 19791
    В том  числе по формам собственности:

    Российская

     
     
    33578
     
     
    19239
    В том  числе:

    Государственная

     
    93
    389
    Из  нее:

    Федеральная

     
    28
     
    214
    Субъектов РФ 64 174
    Муниципальная 343 609
    Частная 32277 17413
    Российских  граждан, постоянно проживающих за границей 6 2
    Потребительской кооперации 6 17
    Общественных  и религиозных организаций (объединений) 645 698
    Смешанная российская 208 111
    Иностранная 439 331
    Совместная  российская и иностранная 440 221
 

     Для лучшего восприятия данные изобразим с помощью диаграммы (Рисунок 7). 

     

Рисунок 7. Классификация  предпринимательства по формам собственности, 2010 год 

     Из  приведенных данных видно, что наибольший удельный вес занимают предприятия частной собственности – 96%. Предприятия федеральной собственности и собственности субъектов РФ относятся к организациям государственной собственности, их удельный вес очень маленький и составляет 1%.

     Итак, мы выяснили что такое предпринимательство  и какова сущность предпринимательской  деятельности, на какие виды она подразделяется и что из себя представляет каждый вид. Кроме того обратились к статистике в области численности малых и средних предприятий, которые занимают наибольший удельный вес, и сделали вывод из приведенных данных о том, что число малых предприятий постепенно уменьшается, а ведь именно малый бизнес составляет основу предпринимательства, основу рыночной экономики. Поэтому следующая глава нашей работы будет посвящена выявлению проблем развития предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России 

     В настоящее время развитие предпринимательства  в России сталкивается с рядом  трудностей и противоречий. Основными  проблемами в сфере предпринимательской  деятельности являются следующие:

    • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
    • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
    • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
    • недостаточность кадрового потенциала;
    • правовая неграмотность самих предпринимателей;
    • недобросовестность крупного бизнеса;
    • нестабильность экономической ситуации в стране и т.д.

     Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

     Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».  

     2.1. Роль государства в регулировании предпринимательства 

     Известно, что рынок — саморегулирующаяся система, но чистой рыночной экономики не существует. Везде государство участвует в экономической жизни, правда, в различной степени. Поэтому современные экономические системы называют смешанной экономикой, так как рыночная система дополняется государственным регулированием экономики. Поскольку предпринимательство является неотъемлемой частью экономики, то задача государства — создать нормальные условия для функционирования всех видов бизнеса.

     Методы регулирования бизнеса могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы означают непосредственную помощь конкретному предприятию, например по его финансированию, или помощь всем предприятиям, предоставляя им налоговые льготы. Косвенные, или селективные (т.е. выборочные), методы означают поддержку не всем предприятиям, а только отдельным категориям. Например, государство поддерживает инновационный либо экспортный бизнес или поощряет бизнес в тех регионах, которые находятся в тяжелом положении, где наблюдается большая безработица.

     Являясь, по сути, ограничителем, регулятором отношений, государственное регулирование должно основываться на четких принципах.

     На первое место среди принципов государственного регулирования предпринимательской деятельности следует поставить принцип законности. Государственное воздействие на экономику может осуществляться только на основе законов, нормы которых должны строго соблюдаться в процессе такого воздействия.

     Действие данного принципа можно рассмотреть на примере законов, с помощью которых государство осуществляет поддержку малого бизнеса.12

     Основой такой поддержки является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Конечно, с 1995 г. многое изменилось, и Закон нуждается в существенной корректировке. На протяжении последних лет было много дискуссий по поводу этого Закона, в котором принимали участие и Министерство экономического развития, и Антимонопольный комитет, и Государственная Дума РФ. Причем высказывались диаметрально противоположные точки зрения — от полной отмены Закона 1995 г., а вместе с ним и отказа от поддержки малого предпринимательства вообще, до расширения государственной поддержки всего бизнеса, включая не только средний, но и крупный. Однако победила нейтральная позиция и более разумная точка зрения. В 2004 г. Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении поправки к Закону 1995 г., исключив из него целый ряд статей.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства