Проблемы развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание

Рассмотрены проблемы развития предпринимательской деятельности и способы их решения

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
Функции предпринимательства…………………………………6
Виды и формы предпринимательства…………………………..8
Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
Роль государства в регулирования предпринимательства......17
Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
Проблема налогообложения предпринимательства………….30
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………37
Библиография……………………………………………………………....39

Работа состоит из  1 файл

Проблемы развития предпринимательства в России в печать.doc

— 362.00 Кб (Скачать документ)

     «Повышение  страховых взносов — это обнаженный нерв взаимодействия власти и бизнеса. Согласно опросу, в результате 25% предпринимателей планируют повысить цены, 25% — уйти в тень, 16% — сократить социальные пакеты сотрудников и 25% — сократить персонал и объем инвестиций», — сообщил Галушка. Итог очевиден: налогов, как и налогоплательщиков, станет меньше, и повышение налоговой ставки будет нивелировано сужением налогооблагаемой базы. 

     

Рисунок 10. Действия предпринимателей вследствие повышения страховых взносов 

     Согласно  подсчетам Минздравсоцразвития, в  следующем году повышение взносов  принесет в бюджет 988 млрд. рублей, а в 2012 году — 1,18 трлн. рублей. Но предприниматели считают, что в действительности эффект для бюджета может оказаться практически нулевым. Повышение страховых взносов может привести к замедлению темпов роста ВВП на 0,7%, предупреждает бизнес, а о модернизации можно будет просто забыть. «Удар придется на несырьевой малый и средний бизнес, в котором большое число занятых и относительно небольшие зарплаты (порядка 20 тыс. рублей). Сырьевые компании, в которых зарплата составляет 10% выручки, почти не пострадают.

     «Таким образом, мы будем стимулировать сырьевой бизнес и дестимулировать остальных», — считает Галушка. Ужас еще и в том, что по социальным налогам Россия не сможет конкурировать со своими соседями по Таможенному союзу и не выдержит конкуренции.

     В «Деловой России» уверены: ставка ЕСН  должна стать плоской, а не регрессивной, как сейчас (размер страховых взносов  составит 34% лишь для годовой зарплаты до 415 тыс. рублей, а для зарплаты выше 600 тыс. рублей в год ставка составляет 2%), ее размер не должен превышать 26%. Это даст бизнесу возможность развиваться и быть конкурентоспособным. «Для нас целевым ориентиром является ставка 21%. Это размер социального налога в Казахстане, нашем прямом конкуренте. Если снизить ее до 20%, то уровень сбора и даст искомые 2% ВВП. Тот, кто это предложит, будет самым популярным политиком в России», — намекнул Галушка.

     Альтернативой сохранения налогов на прежнем уровне может быть только сокращение расходов бюджета. Все страны стоят перед этой дилеммой: повышение налогов или сокращение расходов в условиях дефицита бюджета, образовавшегося в кризис. «Я за первый путь: я вижу возможности для оптимизации расходов. Но настроения не у всех такие», — признался он. Расходы на оборону и «социалку», особенно пенсии, продолжают расти. Кудрин отметил, что порядка 1 трлн. рублей из расходной части бюджета ежегодно просто разворовывается — такой резерв мог бы довести дефицит бюджета до приемлемых 3%. Но как навести порядок, власти по-прежнему не придумали. За воров ответит бизнес.22 

     2.4. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области 

     Развитие  малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается занятость населения и повышение качества жизни жителей Кировской области, формирование среднего класса и демократических институтов гражданского общества.

     Роль  малого бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что  при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия сокращают масштабы производства, оптимизируют затраты и временно приостанавливают свою деятельность, что, в свою очередь, усиливает рост социально - экономических проблем.

     По  итогам 2009 года в Кировской области действовало 10 488 малых предприятий, на которых было занято свыше 103 тысяч человека. Хозяйственную деятельность осуществляли 44,1 тысячи индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Всего в сфере малого предпринимательства занято свыше 241 тыс. человек, что составляет 32,2% экономически активного населения области.

     Традиционными отраслями для малого бизнеса  в Кировской области являются: деревообработка, мебельное производство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, строительство, оптовая и розничная торговля, общественное питание, сфера услуг.

     По  итогам I полугодия 2010 года наблюдается  рост основных показателей хозяйственной  деятельности малых предприятий  по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Планируется увеличение количества малых предприятий до 10 700 с численностью занятых до 104 800 человек.

     В 2010 году объем средств, привлеченных из федерального бюджета на реализацию мероприятий областной целевой  программы «Поддержка и развития малого предпринимательства в Кировской области» на 2010- 2014 годы, составляет 208 млн. рублей. Кроме того, в IV квартале 2010 года планируется дополнительно привлечь 15 млн. рублей федеральных средств на поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, а также 712 тыс. рублей на создание регионального Интернет-портала поддержки малого и среднего предпринимательства.23 
 

     

Рисунок 11. Динамика средств, привлеченных из областного и федерального бюджетов на реализацию областной целевой программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области». 

     Общий объем финансирования программы  составляет 2 247 млн. рублей, в том  числе за счет средств областного бюджета 781,5 млн. рублей.

     Новая программа предусматривает оказание субъектам малого предпринимательства  различных видов государственной  поддержки.

    1. Финансово-кредитная поддержка:
    • дальнейшее развитие системы гарантийно-залогового кредитования и системы кредитной потребительской кооперации;
    • субсидирование части процентной ставки по кредитам и субсидирование части лизинговых платежей субъектов малого предпринимательства по договорам финансовой аренды (лизинга);
    • развитие системы льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, в том числе микрокредитование субъектов малого предпринимательства;
    • венчурное кредитование инновационных проектов субъектов малого предпринимательства;
    • грантовая поддержка отдельных категорий граждан, желающих организовать собственный бизнес.
    1. Информационно-консультационная поддержка.
    1. Инфраструктурная поддержка:
    • развитие существующей системы бизнес-центров, направленное на расширение спектра и комплексный характер предоставляемых субъектам малого предпринимательства услуг (по принципу «под одной крышей»), распространение деятельности существующих бизнес-центров на соседние муниципальные образования, где отсутствует или на данном этапе нецелесообразно создание самостоятельного объекта инфраструктуры;
    • создание в г. Кирове и городах областного значения сети бизнес-инкубаторов.
    1. Укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства.
    1. Обучение кадров для сферы предпринимательства:
    • разработка и внедрение многоуровневых программ обучения лиц, желающих заниматься бизнесом, начинающих предпринимателей и действующих предпринимателей;
    • предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства для компенсации затрат, связанных с оплатой образовательных услуг, обменом опытом;
    • развитие у детей и молодежи интереса к предпринимательской деятельности, поддержка предпринимательских инициатив молодежи через проведение специализированной олимпиады по основам предпринимательской деятельности, организацию профильных смен в рамках летнего отдыха подростков, конкурсного бесплатного обучения старшеклассников основам предпринимательской деятельности.
    1. Содействие предпринимателям в продвижении их продукции за пределы Кировской области:
    • предоставление различных видов субсидий субъектам малого предпринимательства, производящим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
    • организация и проведение выставок, стажировок, «бирж контактов» с представителями деловых кругов Кировской области, регионов Российской Федерации и зарубежных стран.
    1. Стимулирование деятельности органов местного самоуправления по поддержке и развитию малого предпринимательства
    1. Разработка и внедрение механизмов, стимулирующих развитие малого инновационного предпринимательства:
    • вовлечение молодежи в инновационную деятельность через разработку и внедрение специальной стипендиальной программы;
    • проведение обучающих семинаров и тренингов для студентов, аспирантов, молодых ученых, субъектов малого предпринимательства – разработчиков инновационных проектов;
    • проведение конкурсов инновационных проектов;
    • организация и проведение региональных (межрегиональных) выставок, ярмарок, фестивалей инновационных проектов;
    • оказание содействия разработчикам инновационных проектов по их участию во всероссийских проектах (в лагере РОСТ, инновационной смене в лагере на Селигере, инновационном конвенте и др.);
    • оказание содействия субъектам малого предпринимательства в коммерциализации инновационных разработок и реализации, в том числе продвижении, инновационных проектов.

     Для данной программы разработаны два  проекта: инерционный и интенсивный. Первый предполагает сохранение объёмов финансирования на уровне нынешнего года. Второй вариант, интенсивный, предполагает существенное увеличение финансирования, в том числе из областного бюджета на ОЦП планируется в этом случае направить почти вдвое больше средств.

     Чтобы обсудить плюсы и минусы обоих  вариантов новой ОЦП, подвести итоги  истекающей, обменяться мнениями о  развитии предпринимательства в  нашем крае, представители деловых  кругов, власти, средств массовой информации провели общественные слушания.

     Губернатор  Н.Ю. Белых заметил, что интенсивный  вариант предпочтительнее, но департамент  финансов настаивает на программе-минимум - инерционном, причём не без оснований:  в программе развития предпринимательства  очень большую роль играют федеральные средства (при интенсивном варианте их значение возрастёт), но они - вещь малопрогнозируемая: например, не так давно из обещанных 20 миллионов в область пришло только девять.

     Были  высказывания и о недоработках старой программы. Например, гендиректор АНО «Кировский региональный информационно-инновационный центр», депутат ОЗС В.Н. Туруло заметил, что малое предпринимательство очень активно работает, например, в торговле, но нужен стимул к тому, чтобы «малые» активнее занимались и производственной деятельностью. Также необходимо активнее работать с органами местного самоуправления в районах, чтобы выяснить, где и какие отрасли экономики, доступные малому бизнесу, наиболее востребованы. И принимать соответствующие стимулирующие меры. На это губернатор ответил: «В производстве товаров народного потребления всё шире применяются технологии, не требующие большого числа рабочих рук. Вместе с тем именно сферы торговли и услуг способны создать наибольшее количество рабочих мест, так как традиционно нуждаются в значительном количестве сотрудников. Что же касается районов, то местные власти действительно мало осведомлены о механизмах развития малого предпринимательства, о том, какой вид деятельности, доступный малому бизнесу, наиболее у них востребован. Отраслевой подход к поддержке малого и среднего бизнеса в глубинке действительно применим».

     Директор  группы компаний «ПроБизнесКонсалтинг»  Т.А. Мамедов внёс предложение создать  в области ситуационный центр  по малому бизнесу для отслеживания состояния отрасли в целом и отдельных субъектов, для принятия при необходимости срочных мер поддержки, предоставить субъектам малого предпринимательства возможность выбора образовательных услуг, наладив чёткую систему «наука-образование-бизнес», а также решить вопрос о предоставлении возможности «малым» использовать бездействующие во время кризиса производственные площади, технический, интеллектуальный капитал «крупных».

     Президент Вятской торгово-промышленной палаты Н.М. Липатников начал своё выступление  с той же темы, которую он поднял на встрече с министром экономического развития РФ Э.С. Набиуллиной. Тема эта - разделение крупных предприятий на малые с целью получения господдержки и налоговых льгот и поиск мер противодействия порочной практике дробления «крупных». Николай Михайлович высказал согласие с Валерием Николаевичем Туруло о необходимости изменения принципов работы с малым предпринимательством (не поддержка, а создание условий), заявил, что арендная плата за производственные и торговые помещения сплошь и рядом оказывается непосильна для субъектов малого предпринимательства, а также сказал, что из-за неравномерности условий и даже предвзятости при выдаче в аренду предпринимателям лесных площадей лесной  бизнес «малых» запросто и очень скоро придёт к катастрофе, если не будет создано честных, цивилизованных условий конкуренции в этой отрасли. «Я не один фонд поддержки предпринимательства в Кировской области пережил, - сказал Н.М. Липатников. - Где эти деньги теперь? За расходом средств этих фондов нужен глаз да глаз! Настаиваю на необходимости создания общественного контроля над разного рода программами и запасами средств. Что касается новой ОЦП по предпринимательству, то её надо принять: всё же это - план конкретных необходимых действий».

     Да, в необходимости принятия программы сомнений не было ни у кого из собравшихся на общественные слушания. Ну а по поводу некоторых дополнительных мер... Явно отрицательную оценку на слушаниях получило такое мероприятие, как кредитование действующих предпринимателей из средств областного бюджета до 1 млн. рублей на год. «Общий глас» был таков: ни одно предприятие - малое, крупное ли - не в состоянии запустить на таких условиях ни одну программу обновления техники, ассортимента продукции, что принесло бы достаточно быструю прибыль, которая позволила бы своевременно вернуть займ со всеми процентами.

     «Я  рад, что обсуждение приняло продуктивный характер, - сказал губернатор Н.Ю. Белых. - Надеюсь, что и в будущем наша совместная работа будет эффективной, позволит нам чётко определить и  успехи, и слабые места программы развития предпринимательства».24 
 
 
 

 

      Заключение 

     В данной работе была произведена попытка  охарактеризовать предпринимательство  в России на современном этапе, выделить особенности его развития и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Информация о работе Проблемы развития предпринимательства