Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:29, курсовая работа
Рассмотрены проблемы развития предпринимательской деятельности и способы их решения
Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
Функции предпринимательства…………………………………6
Виды и формы предпринимательства…………………………..8
Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
Роль государства в регулирования предпринимательства......17
Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
Проблема налогообложения предпринимательства………….30
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………37
Библиография……………………………………………………………....39
Сталкиваясь с проблемой кредитования бизнеса, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения (29%), а также средства друзей и знакомых (25%). Банковские займы доступны лишь 12% малых предприятий.
По
данным опроса, проведенного Общероссийской
общественной организацией малого и среднего
бизнеса «ОПОРА РОССИИ» основными источниками
финансирования малого бизнеса являются
следующие (табл. 6).
Таблица 6. Основные источники финансирования малого бизнеса (% от числа опрошенных)20
Источники финансирования | Для пополнения оборотных средств | Для инвестиций в развитие фирмы |
Доходы от деятельности предприятия | 92 | 84 |
Личные средства учредителей | 24 | 33 |
Кредиты финансовых учреждений, банков | 24 | 21 |
Заемные средства у родственников и друзей | 33 | 17 |
Финансовая поддержка местных властей и фондов предпринимательства | 8 | 11 |
Имущество физических и юридических лиц | 9 | 9 |
Ссуды других организаций и предприятий | 9 | 5 |
Гранты | 2 | 3 |
Займы кредитных корпоративов | 1 | 1 |
Данные,
представленные в таблице, проиллюстрируем
при помощи следующих диаграмм.
Рисунок
8. Основные источники финансирования
малого бизнеса для пополнения оборотных
средств
Как мы видим, кредиты
финансовых учреждений, банков занимают
небольшой удельный вес в основных источниках
финансирования малого бизнеса: 12% для
пополнения оборотных средств и 11% для
инвестиций в развитие фирмы.
Рисунок
9. Основные источники финансирования
малого бизнеса для инвестиций в развитие
фирмы
Проблема кредитования малого и среднего бизнеса в нашей стране остаётся нерешённой на протяжении длительного периода времени.
Потребность в кредитах предприятий в 2006 году оценивалась Минэкономразвития суммой в 700-800 млрд. рублей, тогда как реально было выдано кредитов на сумму не более 250 млрд., то есть порядка 30% от необходимого объёма.
Кроме того, необходимо отметить некоторое противоречие: с одной стороны предприниматели нуждаются в денежных средствах, а банки готовы их им предоставить, а с другой стороны, по данным опросов, проведённых среди представителей малого и среднего бизнеса лишь около 12% бизнесменов регулярно пользуются банковскими кредитами. Почему возникла такая ситуация?
Банкиры дают на этот вопрос два ответа. Прежде всего, для получения кредита деятельность предприятия должна быть более или менее “прозрачной”. В среде малого и среднего бизнеса на этот шаг готовы решиться не многие предприятия. Зачастую “выход из тени” грозит потерей конкурентных преимуществ, по причине того, что конкуренты обеспечат себе более стабильное финансовое положение, продолжая работать по “серым” схемам. Таким образом, низкая легитимность бизнеса, фигурирующая в бухгалтерских отчётах, становится основанием для отказа в получении кредита. Однако более высокая прибыль сопряжена с увеличением налогового бремени. Это чревато для предприятия значительным снижением прибыли и потерей конкурентоспособности. Получается замкнутый круг. Тем бизнесменам, кто всё-таки хочет из него вырваться, банкиры приводят следующую закономерность. Чаще всего, повышение легитимности бизнеса на 25-30% даёт предприятиям возможность воспользоваться кредитными инструментами, выгода от которых уже через небольшой период времени покроет увеличившуюся налоговую нагрузку. По мнению банкиров, вторым фактором, который не позволяет бизнесменам в полной мере воспользоваться кредитом, это их низкая финансовая грамотность. То есть далеко не все предприниматели имеют представление о том, как именно использовать полученные денежные средства.
Сами бизнесмены приводят несколько другие данные. Согласно статистике, порядка 15% представителей малого и среднего бизнеса не берут кредит по причине высоких процентных ставок. На самом деле привести среднее значение ставки по кредитованию малого и среднего бизнеса достаточно сложно. Всё потому, что в зависимости от вида кредитного инструмента, суммы кредита, периода времени, на который он предоставляется, залогового обеспечения, а также валюты, в которой выдается кредит, процентная ставка может изменяться от 10 до 19% годовых. Другой причиной не слишком высокой популярности кредитов в среде малого и среднего бизнеса, которую привели около 23% предпринимателей, являются требования банка по предоставлению поручителей. И, наконец, порядка четверти всех бизнесменов не прибегают к использованию кредитных инструментов из-за необходимости предоставления залога. Основная причина этого заключается в низкой стоимости активов предприятий малого бизнеса. Существуют и беззалоговые кредитные инструменты, однако сумма кредита в данном случае, как правило, не превышает 500-700 тысяч рублей. Это мало даже для “малого” предприятия, не говоря уже о среднем. Необходимо также отметить, что существует зависимость между получением кредита и видом залога. Чем больше скорость реализации залога, тем больше вероятность получения бизнесменом кредита. В случае если залогом являются, например продовольственные, фармацевтические товары или бытовая химия, срок хранения которых составляет менее полугода, банки выдают кредит неохотно. Это связано с тем, что в случае непогашения кредита, банку сложно будет реализовать залог до истечения срока его годности.
Если же говорить в общем о кредитовании малого и среднего бизнеса в нашей стране, то несмотря на рост данного сегмента рынка кредитных услуг в последние несколько лет, ему необходимо дальнейшее развитие по целому ряду направлений. Среди них совершенствование системы оценки предприятий малого и среднего бизнеса, создание новых кредитных программ, снижение процентных ставок, улучшение условий кредитования и так далее. Однако, несмотря на высокие темпы роста, объемы кредитования малого и среднего бизнеса в России, по оценкам экспертов, смогут догнать объёмы кредитования в развитых странах не ранее, чем через 15 лет.
В условиях кризиса коммерческие банки снижают процентные ставки при финансировании малого бизнеса, одновременно ужесточая условия получения кредита.
В период кризиса банки в разы сократили объемы кредитования малых и средних предприятий. Более того, некоторые вовсе приостановили оказание таких услуг: финансовый кризис заставил кредитные учреждения пересмотреть политику выдачи средств по программам, направленным на поддержку малого бизнеса.
Однако сейчас ситуация изменилась – несмотря на тревожные ожидания второй волны кризиса, банки вновь готовы оказывать помощь предпринимателям, хотя и на существенно изменившихся условиях.
Первое, чего коснулись изменения, – процентная ставка: по оценкам руководителей частных предприятий, она возросла более чем в полтора раза и составляет до 28% годовых в рублях. Исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Михаил Курицын отмечает, что «если до кризиса ставки были от 14 до 18%, то осенью эти кредиты сократились и ставки значительно выросли». «В период с ноября по март-апрель минимальная банковская ставка была в районе 20−22%, встречались и ставки 24−28%. С начала лета пошла обратная тенденция – Сбербанк и ВТБ-24 выдают кредиты под 17−18%, остальные банки установили планку 18−21%», – говорит Курицын.
ВТБ-24 и Сбербанк, являясь банками с господдержкой, осуществляют свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам субъектов малого предпринимательства. Сбербанк России в июле 2009 года понизил уровень процентных ставок по вновь предоставляемым кредитам корпоративным клиентам. «Процентная ставка устанавливается индивидуально для каждого клиента с учетом параметров финансируемой сделки, финансового состояния клиента, сроков и целей кредитования. Наметилась положительная тенденция в сторону увеличения объемов и темпов кредитования субъектов малого предпринимательства, данные на начало августа сопоставимы с прошлогодними показателями этого же периода. Количество заемщиков – более 4,5 тыс. Доля ссудной задолженности субъектов малого предпринимательства составляет примерно 20% всего кредитного портфеля Северо-Западного банка (около 50 млрд. рублей)», – отмечают в Сбербанке.
Изменилась ситуация и с суммой заемных средств, которую кредитные организации готовы предоставить, и со сроком кредита. Эту тенденцию Михаил Курицын также объясняет на примере собственного фонда: суммы кредитов, которые рассматривает Фонд содействия кредитованию малого бизнеса, преимущественно краткосрочные – от полугода до полутора лет. Также отмечается значительное уменьшение суммы заемных средств. Если раньше средний размер кредита, проходящего через фонд, был около 4 млн. рублей, то в последние месяцы он не превышал 1,5 млн. «Недавно был кредит на 150 тыс. рублей. Раньше для банка это был нонсенс. Дело в том, что себестоимость оценки кредита примерно одинакова – что на 100 млн. рублей, что на 150 тыс. Банки неохотно кредитовали на 300−350 тыс., это считалось низшим порогом. Средний минимум составлял 700−800 тыс. рублей. Сейчас появились кредиты на меньшие суммы, это значит, что банки начинают интересоваться различными деньгами и различными объемами, меняя программы и подстраиваясь под предпринимателей», – рассказывает Курицын.21
Однако,
несмотря на положительную для
Эксперты отмечают, что банки ужесточили и залоговое обеспечение – его стоимость должна быть не меньше суммы кредита плюс проценты как минимум за три месяца. В основном по такой схеме работают банки с господдержкой. Коммерческие кредитные организации, как правило, устанавливают соотношение залога и суммы кредита в 300−400%, пытаясь таким образом свести риски к минимуму. Также банки менее охотно берут в залоговое обеспечение недвижимость. Это обусловлено тем, что рынок недвижимости теряет покупателей, стремительно дешевеет и становится менее ликвидным.
Если рассматривать кредитование малого бизнеса в разрезе отраслей, то наиболее высокие шансы получить кредит – у предприятий пищевой промышленности. Банки находят их «приятными и удобными заемщиками». «Судя по структуре тех кредитов и тех поручительств, которые мы выдаем сейчас, все, что касается производства в пищевой сфере – мясного, молочного, кондитерского и т.д., кредитуется», – делится Михаил Курицын. Уточняя, что «в любой сфере есть те, кто будет говорить о трудностях, но в целом большинство предприятий получили полезное преимущество перед другими».
Среди явных аутсайдеров – строительная отрасль и сопутствующие сегменты. Этот рынок практически не кредитуется на сегодняшний день – банки, оценивая возможные риски, не готовы выдавать заемные средства предприятиям подобного профиля. «Согласно статистике, компании, которые работают в сфере народного потребления, менее подвержены кризису, если сравнивать с предприятиями, занятыми в строительстве», – подтверждают сотрудники коммерческих банков.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
вывод о том, что в России проблема
финансирования, а в частности кредитования,
предпринимательства остается не до конца
решенной. Кредиты для предприятий нужно
сделать более доступными, процентные
ставки необходимо снизить. Только грамотно
разработанная стратегия и ее правильное
практическое исполнение способны вывести
экономику государства на новый уровень
и существенно наполнить финансовыми
средствами бюджет.
2.3.
Проблема налогообложения предпринимательства
Основной проблемой в налогообложении предпринимательства является рост налогов в следующем году.
В результате роста налогов в следующем году четверть представителей малого и среднего бизнеса планируют уйти в тень, еще четверть — сократить персонал и инвестиции. Налоги можно было бы и не повышать, если бы удалось справиться с коррупцией. 1 трлн. рублей, который уходит из расходной части бюджета в неизвестном направлении, мог бы сократить дефицит бюджета до приемлемых 3% ВВП, признает министр финансов Алексей Кудрин.
Повышение ЕСН со следующего года больно ударит по бизнесу и не принесет существенных дополнительных доходов в бюджет. Такое заявление сделал 22 ноября 2010 г. вице-президент общественной организации среднего бизнеса «Деловая Россия» Александр Галушка на встрече с министром финансов Алексеем Кудриным.
Дискуссия по вопросу повышения социальных отчислений для покрытия бюджета Пенсионного фонда и Фонда медицинского страхования возникла почти год назад, когда было принято решение о повышении совокупной ставки социальных отчислений до 34% с 26% с 1 января 2011 года, которые будут взиматься с годового дохода в пределах 415 тыс. рублей.
За
это время предприниматели