Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 13:29, курсовая работа
Рассмотрены проблемы развития предпринимательской деятельности и способы их решения
Введение……………………………………………………………………...3
Теоретические основы предпринимательства…………….…………...4
Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности………………………………………………….…...4
Функции предпринимательства…………………………………6
Виды и формы предпринимательства…………………………..8
Основные проблемы становления и развития предпринимательства в России……………………………………………………………………17
Роль государства в регулирования предпринимательства......17
Основные проблемы в области финансирования предпринимательства………………………………………...…24
Проблема налогообложения предпринимательства………….30
Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………37
Библиография……………………………………………………………....39
Вместе с тем в последнее время были приняты три закона, направленные на отмену бюрократических преград на пути развития малого бизнеса.
Проведена реформа законодательства о проверках малых компаний. Принят важный закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Этот закон с 1 мая 2009 года установил обязательную процедуру согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства с органами прокуратуры Российской Федерации. Ограничены сроки проведения плановых проверок: не более 50 часов - для малых компаний, и не более 15 часов - для микропредприятий. Сокращены и права контрольных органов на проведение плановых проверок предпринимателей: не чаще 1 раза в 3 года.13
Данный
закон должен был упорядочить
взаимоотношения между
Беспредел
при работающем законе продолжался
до тех пор, пока Дмитрий Медведев
в конце июля не потребовал от генпрокурора
выяснить, кто «пьёт кровь» малых
предприятий и «кошмарит
Поэтому несмотря на принятый государством закон проблема коррупции в сфере предпринимательства не была решена. По данным опроса, проведенного среди предпринимателей в 2009 году, 95% предпринимателей утверждали, что антикоррупционное и бюрократическое давление на бизнес не снижается.14
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу в феврале 2002 г. Его цель — сократить количество лицензий с 800 до 100 (в некоторых регионах было незаконно установлено до 1600), сократить сроки лицензирования, установить среднюю плату за выдачу лицензии и продлить срок ее действия до 5 лет. Сейчас положение улучшилось, уже многие фирмы не рассматривают лицензирование как серьезное препятствие для роста фирмы. Тем не менее сроки получения лицензии не сократились, а даже увеличились (в среднем с 14 до 19 дней), а средневзвешенные расходы возросли с 8 тыс. до 10 тыс. руб. (вместо 1,4 тыс. руб., установленных Законом).
Закон «О государственной регистрации юридических лиц» вступил в силу в июле 2002 г. Его цель — ограничить плату за регистрацию до 2 тыс. руб., осуществлять регистрацию в течение 5 дней после подачи документов и в одном учреждении. Но пока еще трудности регистрации остаются. Хотя сейчас при налоговых органах создан специальный отдел, предпринимателям все еще приходится бывать в разных государственных учреждениях: в Пенсионном фонде РФ и фондах обязательного социального и медицинского страхования РФ, пожарной и санитарной инспекции. В результате, если предприниматель самостоятельно проходит всю процедуру, то у него это занимает от 1 недели до 1 месяца (по Закону — 5 дней). Согласно опросам Центра экономических и финансовых исследований и разработок, 80% предпринимателей и 74% юридических лиц, которые регистрировались с помощью посредников, не уложились в 2 тыс. руб. за регистрацию. Средневзвешенная стоимость регистрации, по оценкам, составила от 3,5 тыс. до 4 тыс. руб. Отсюда вывод: бюрократические барьеры в этой области еще очень сильны.
Тем не менее Президент Д.А. Медведев полон решимости сломать эти барьеры, о чем свидетельствует подписанный им 14 мая 2008 г. Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Президент поручил Правительству РФ в двухмесячный срок разработать и внести в Государственную Думу РФ проекты федеральных законов, предусматривающие:
К другим принципам государственного регулирования предпринимательства относятся следующие:
Современный мировой опыт показывает важность налаживания партнерских отношений государства и бизнеса, поскольку в таких отношениях заинтересованы обе стороны. Для предпринимательских структур – это путь получения от государства благоприятных условий хозяйствования и обеспечения надежной прибыли от участия в выгодных совместных проектах, а для государства партнерство с бизнесом – это способ привлечь частный капитал к финансированию национально значимых проектов. Партнерские отношения государства и бизнеса складываются непросто. На западе для этого потребовалось несколько десятилетий. Россия же находится в начале пути.
Российская практика взаимодействия государства и бизнес-структур в различных сферах позволяет выделить следующие формы совместного сотрудничества:
В России рассмотренные механизмы сотрудничества государства и бизнеса используются недостаточно. В настоящее время такие проекты только стартуют в транспортных отраслях, энергетике, ЖКХ. Но сфера их применения пока ограничена, что не позволяет использовать потенциал государственно-частного партнерства в обеспечении граждан доступным жильем, в развитии агропромышленного сектора, в разработке и производстве медицинского оборудования и медикаментов. Поскольку расширение участия частного капитала в сфере социальной ответственности государства невозможно без создания условий для их реализации.16
Вопрос регулирования предпринимательства со стороны государства был вынесен Президентом РФ Д.А. Медведевым на мировой уровень. Президент России принял участие в работе «круглого стола» бизнес-саммита «двадцатки» на тему «Роль бизнеса в обеспечении устойчивого и сбалансированного спроса».
Значение малого и среднего бизнеса для преодоления последствий кризиса Президент России подчеркнул особо: небольшие предприятия и компании могут обеспечить дополнительную занятость, увеличение объёмов производства, а также потребительский спрос, и сыграть главную роль в стимулировании экономического роста.
В период кризиса проблемы, которые сдерживают развитие малых и средних предприятий, обострились: уменьшается объём поддержки от финансовых институтов и от рынков капитала, от корпоративного сектора. Всё это связано с последствиями кризиса, но в конечном счёте это усугубилось также тем, что государства, и Российское государство в том числе, прежде всего направляли приоритетную помощь крупным производствам и стратегическим отраслям, чтобы сохранить остатки конкурентоспособности.17
Для проведения эффективной антикризисной политики правительства должны уделять больше внимания вопросам улучшения предпринимательского климата, оптимизации условий ведения бизнеса, снижения административных барьеров, предоставлять преференции, содействовать освоению малыми и средними компаниями передовых технологий.
В связи с вышеизложенным государство должно оказывать необходимую финансовую поддержку для развития предпринимательства. Согласно интервью, проведенного 15 марта 2010 г. с Министром экономического развития Э.С. Набиуллиной «на финансирование программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году будет направлено 11 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета».
Дважды в течение прошлого года увеличивались затраты на поддержку предпринимательства. В итоге с 4,3 млрд. рублей они возросли до 18,6 млрд. рублей. При этом 93% средств было направлено на следующие мероприятия:
-
гранты начинающим - безвозмездные
безвозвратные субсидии до 300 тысяч
рублей вновь
-
субсидирование процентной
- развитие микрофинансирования - займов до 1 млн. рублей сроком до 1 года;
-
капитализация региональных
Средства
федерального бюджета предоставлялись
на конкурсной основе. И в прошлом
году запросы регионов составили 36
млрд. рублей, то есть превысили в 2 раза
возможности федерального бюджета.
Отсюда вывод: государство выделяет недостаточное
количество средств на развитие предпринимательства.
Необходимо разрабатывать программы по
увеличению финансирования бизнеса, в
особенности это касается малого предпринимательства.
2.2.
Основные проблемы в области финансирования
предпринимательства
Одно из первых мест по значимости для развития бизнеса занимают проблемы финансирования, в частности кредитования.
В финансовой сфере предприятия складываются с такими проблемами как:
Особенно остро эти трудности ощущают на себе владельцы малого бизнеса. Как неоднократно отмечали и сами банкиры, и наблюдатели рынка, в кредитовании предпочтение отдается самым надежным заемщикам — крупному бизнесу, который может предоставить адекватные залоги по кредитам и имеет достаточно ликвидности. «Кредитовать пока действительно предпочитают качественных заемщиков, и за них идет настоящая борьба, в основном с крупными западными банками», — констатировал несколько дней назад член индексного комитета ММВБ Сергей Суверов.
Однако предоставляя преимущественно кредиты крупному бизнесу банки также сталкиваются с проблемами. «Кредитуя крупные промышленные предприятия, банки рискуют оказаться в тяжелом финансовом положении, если у тех возникнут хоть небольшие задержки с платежами», — отмечалось в одном из обзоров. Такая стратегия стала постепенно распространяться в банковском сообществе. Однако как следует из исследования «Эксперта РА», более динамичный рост кредитования «малышей» характерен для частных, а не государственных банков. Эксперты объясняют это, в том числе, тем, что крупные компании в основном достаются богатым госбанкам, которые в кризис только «нарастили жирок» и могут выдавать крупные длинные кредиты под умеренные проценты. Так, например, объемы кредитования МСБ в первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года у ВТБ 24 сократились на 14%, а у банка «Траст», наоборот, выросли на 640%.19