Проблемы становления фермерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я решила рассмотреть проблемы становления и развития крестьянско-фермерских хозяйств у нас в стране. Эта тема сегодня стала вновь актуально после того, как были полностью приняты все необходимые законодательные акты в этой сфере. Самый главный вопрос, который мучил всех фермеров (да и не только их) – право собственности на землю. Ведь земля - это уникальное богатство созданное самой природой. Всё - таки, спустя десять лет, этот вопрос был решён во время правления В.В. Путина. От того, какая форма собственности (частная или государственная) на землю будет, зависит во многом дальнейшее развитие русской деревни, а нам, горожанам, эта тема важна по той причине, что вопрос о земле во многом решает и вопросы цен на продукты первой необходимости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 История развития фермерства ………………………………….…5
1.1 Россия в 1890- 1905гг …………………………………………………………..5
1.2.Реформа П.А.Столыпина 1907- 1908гг ……………………………………...6
1.3.Крестьянское (фермерское) хозяйство с точки зрения экономики……...8
Глава 2 Земли сельхозназначения в фермерском хозяйстве………….10
2.1. Аренда земли………………………………………………………………......10
2.2. Состояние и экономические проблемы земель сельхозназначения….11
Глава 3 Проблемы крестьянско – фермерских хозяйств………………...13
3.1. Проблема капитала…………………………………………………………….13
3.2. Налоги…………………………………………………………………………….13
3.3. Проблема сельскохозяйственной техники…………………………………16
3.4. Проблема населения деревни………………………………………………..19
Глава 4 Сельское хозяйство сегодня………………………………………….21
4.1. Продовольственный кризис и фермерство…………………………...…….21
4.2. Агропромышленный комплекс………………………………………………..23
4.3.Перспективы развития предпринимательства в аграрном секторе
экономики……………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсач эк. теория.docx

— 68.14 Кб (Скачать документ)

1.3. Крестьянское (фермерское) хозяйство с точки зрения экономики.

Крестьянское (фермерское) хозяйство  с точки зрения экономики это  ничто иное как фирма-производитель, самостоятельный хозяйственный  субъект, в котором главной задачей является получение прибыли. Но только вот средство производства (земля) и сам товар (сельскохозяйственная продукция) весьма специфический.

Если рассмотреть землю  с точки зрения капиталовложений, то это, пожалуй, самое быстро окупаемое (особенно в условиях большого объёма производства) себя вложение. Для разъяснения  того, почему я так считаю, рассмотрим следующую примитивную картину: предприниматель взял в аренду, скажем 100 га. Пахотной земли. Для обработки  этих 100 га. земли достаточно 1-2 единицы  техники, 2200-2500 кг. семян, около 3000 кг. горюче-смазочных  материалов, и конечно же рабочих, которые будут работать на технике. Если исходить из сегодняшних цен, всё  это обойдётся около 400-500 тыс. руб. Теперь, когда пришла пора уборки урожая, давайте посмотрим, сколько предприниматель (или на языке правоведов фермер) сможет выручить с этой земли. Минимальный  урожай, если верить статистике, практически  никогда не бывает ниже 10 центнеров  с гектара (если брать в расчёт озимую пшеницу), т.е. это 1000 кг. зерна  с одного гектара пашни. Сейчас пшеница  самого низшего разряда стоит  около 9 руб.\кг. Выходит, с одного гектара  фермер выручит 9000 руб., а со ста соответственно 900 тыс. руб. Выходит, по самым скромным подсчётам, прибыль составит около 100 тыс. руб. в год. Получается, все  затраты окупились за год, да ещё  и принесли прибыль! Но ведь дело ещё  и в том, что на следующий год  его затраты сократятся примерно наполовину, поскольку технику ему  уже не придётся закупать. Именно поэтому  я считаю, что сельское хозяйство  с точки зрения экономики самый  выгодный вид вложения капиталов. Только, наверное, наши предприниматели этого  ещё не осознали.

 

2. ЗЕМЛИ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

2.1.  Аренда земли.

  Арендаторами могут стать любые  физические и юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.  Арендодателями могут  быть только  собственники  земли.  Государство  предоставляет   ее  в аренду  через  администрацию   местного  Совета  народных  депутатов,  которая   и   оформляет   соответствующий   договор   с  крестьянским (фермерским) хозяйством  и другими арендаторами.  Кроме  того, сдавать землю   в  аренду  вправе  граждане,  их  объединения,  крестьянские хозяйства, но только  если они владеют землей на  праве собственности.

  Физические и  юридические   лица,  владеющие  землей  на   праве постоянного пользования,  пожизненного наследуемого владения, аренды, других видов временного  пользования,  арендодателями быть  не  могут. Субаренда, т.е.  сдача  арендатором земельного участка другому лицу, также не допускается. Наиболее распространенный  вид  аренды  -  тот,   при   котором арендодателем выступает   местная   администрация,   ибо  держателем основной массы земель является  государство  и  его  органы  в  лице местной администрации.

Аренда  земельных   участков  может  быть краткосрочной и  долгосрочной. Краткосрочная - до пяти лет - допускается, когда землепользование  не требует капитальных затрат.  Долгосрочная аренда - до пятидесяти лет -  основной  вид аренды  для крестьянского хозяйства (в том числе и тогда,  когда оно уже имеет земли в собственности или в пожизненном владении).

  Граждане или крестьянские хозяйства,  являющиеся собственниками земли,  передавая  участки в аренду,  обязаны соблюдать установленные  для них законом требования:  1) срок аренды не должен превышать  пяти лет; 2) аренда    допускается    лишь    в    случаях   временной нетрудоспособности работника,  его призыва на действительную  военную службу, поступления   на  учебу.  Правило  о  5-летнем  сроке  имеет, однако, одно исключение.  Если право  аренды  земельного  участка  и имущества, находящегося на нем, переходит по   наследству несовершеннолетнему, допускается передача  в  аренду  этого  участка другому лицу   вплоть  до  достижения  наследником  совершеннолетия.

2.2. Состояние и экономические проблемы земель сельхозназначения.

Площадь земельного фонда Российской Федерации  по данным доклада 2007 года Федерального агентства кадастра объектов недвижимости составила 1709,8 млн. га, из них площадь  земель сельскохозяйственного назначения — 402,6 млн. га (23,5%). В целом площадь  земель сельскохозяйственного назначения в России увеличилась за год  на 992,1 тыс. га. В составе данной категории земель площадь «сельскохозяйственных угодий» составила 195,1 млн. га, площадь «несельскохозяйственных угодий» — 207,5 млн. га. Итак, земли сельхозназначения формально растут по площади, но на деле их значительная часть, связанная с предприятиями-банкротами, имеет неясную судьбу. Здесь необходимо наведение порядка — инвентаризация земель.

На  протяжении последних 10 лет наблюдается  ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране. Большая  их часть используется в сельскохозяйственном производстве, значит, уменьшение площади  продуктивных земель в Российской Федерации  приводит к выбытию сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота.

Основной  причиной сокращения сельхозугодий, используемых для производства сельхозпродукции, явилось прекращение деятельности предприятий и организаций, крестьянский (фермерских) хозяйств и перевод  освободившихся земель, в большей  части, в фонд перераспределения  земель. В связи с этим увеличение площади сельскохозяйственных угодий, числящихся в фонде перераспределения, составило 11,3 млн. га, из них 3,6 млн. пашни. Таким образом, рост фонда перераспределения это серьезная проблема, требующая решения.

 

 

Формы собственности  земли сельхозназначения на 1.1.20081

 Таблица 1

Виды собственности

Площадь (млн. га)

Площадь %

государственная и муниципальная

256,5

68,7

гражданская

120,3

29,9

юридические лица

5,7

1,4


Следует подчеркнуть, что земли сельхозназначения, находящиеся в собственности  граждан и юридических лиц  — 126,0 млн. га — это 97,1% всех частных  земель в России. При этом из них 87,4% — земельные доли граждан  в общей собственности на землю.

В последние годы наблюдается процесс  изменения структуры форм собственности  на землю сельхозназначения в  сторону увеличения площади государственных  и муниципальных земель (на 0,7 млн. га за 2007г.), что связано, прежде всего, с увеличением общей площади этой категории земель. В то же время происходит уменьшение земель (на 421,3 тыс. га), находящихся в собственности граждан. Правда, основная причина этого — ситуация, сложившаяся в двух областях — Белгородской и Ростовской (за счет приобретения долей у граждан в первой, за счет прекращения прав долевой собственности в судебном порядке по искам органов местного самоуправления во второй).

Эти тенденции уменьшения земель, находящихся  в собственности хозяйствующих  субъектов рынка, выглядят достаточно противоречиво: они вряд ли способствуют экономическому развитию в сельскохозяйственном секторе.

 

3. ПРОБЛЕМЫ КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ

3.1. Проблема капитала.

Самая главная проблема на сегодня –  отсутствие капитала или другими  словами денег. Нет инвестора  ни в лице государства, ни в лице частника. Я не знаю, почему ещё не оценили наши предприниматели то, как быстро можно «делать деньги»  на земле. Нет средств, а значит и  нет производства, поскольку любое  производство требует вложений. Министерство сельского хозяйства и продовольствия говорит о том, что оно, как  представитель государства не может  предоставить капитал в силу того, что у нас в государстве  как всегда нет денег. Объяснить  почему же не идёт частный капитал  тоже просто: нет полной законодательной  базы в этой отрасли, а поскольку  вложения будут производиться значительные, то любое малейшее изменение в  законодательстве может привести к  невероятным потерям капитала. Это  вовсе не противоречит тому, что  о чём я говорила ранее, поскольку  речь идёт о том, что при наличии  капитала развитие деревни происходило  бы более быстрыми темпами.

3.2. Налоги.

Другая проблема – налоги. Хотя сейчас налоговое законодательство нашей страны стало более гуманно, по сравнению с тем которое  было несколько лет тому назад, но проблем у фермеров от этого меньше не стало. Дело в том, что любое  даже самое мелкое фермерское хозяйство  законодательно рассматривается не как предпринимательство без  образования юридического лица, а  как полноценная фирма. А отсюда вытекает, что фермер, не зависимо от того какой у него оборот средств, сколько человек работает, какие  объёмы производства должен иметь лицевой  расчётный счёт в банке, платить  повышенные ставки налогов, а так  же налоги, многие из которых для  частного предпринимателя законодательно отменены. Следовательно фермер терпит дополнительные расходы. А следствием этого является удорожание себестоимости  продукции.

 Установлены три формы  платы  -  это  земельный налог,  арендная плата и нормативная  цена земли при ее покупке  в собственность.

Сущность  проблемы земельного налога заключается  в определении его роли в системе  налогообложения сельскохозяйственного  производства. Главное средство производства в сельском хозяйстве - земля, но земельный  налог настолько мал, что не может  рассматриваться в качестве значимого  средства регулирования землепользования. Это противоречие служит основанием для поиска путей совершенствования  земельного налогообложения.

Доля  земельного налога в 2004-2005 гг. в составе  затрат на 1 га пашни в Ростовской области составляла 2,2-2,3% при значительных колебаниях по районам. Группировка  районов по оценочным зонам показывает, что изменение доли земельного налога в затратах абсолютно не соответствует величине затрат на 1 га и кадастровой стоимости земли. Новый подход к установлению ставок земельного налога в 2006 г. привел к их увеличению в целом по области на 58% при значительных отклонениях по отдельным районам. Ставка земельного налога росла в тех же темпах, в каких возрастали производственные затраты. Вместе с тем именно затраты на 1 га посевов и ставка земельного налога стабильно увеличивались весь анализируемый период. Налоги растут быстрее, чем затраты, а земельный налог - в 3 раза быстрее выручки от реализации. В 2007 г. он увеличился еще на 90%. Производство продукции сопоставимыми темпами расти не может. Из этого следует, что значение земельного налога резко возрастает.

Рост  ставок земельного налога вызовет волну  пересмотра договоров аренды земельных  долей. При этом следует учитывать, что земельный налог до 2006 г. уплачивали сельскохозяйственные организации - арендаторы земельных долей, а с введением  в действие гл. 31 Налогового кодекса  его будут платить собственники.

В каждом районе и отдельном сельском поселении своя социально-экономическая  ситуация, которая и будет влиять на принимаемые решения. Доля арендной платы в затратах по районам Ростовской области колеблется от 6% в Заветинском  до 69% в Шолоховском районе при  среднем значении по области 29%. Результаты группировки районов по кадастровой  стоимости земли показывают, что  доля арендной платы в составе  затрат практически не зависит от стоимости земли. В 2005 г. доля земельного налога в арендной плате составляла 6,5%, в 2006 г. она возросла до 10%, в 2007 г. - до 20%. Это означает, что земельный налог становится важным фактором определения размеров арендной платы и, таким образом, будет оказывать влияние на уровень затрат.

Теперь  рассмотрим, какая доля рентного дохода изымается арендной платой и земельным  налогом. В среднем по области  рентный доход у производителей сельхозпродукции полностью изымается  арендной платой, при этом в 2005 г. они  платили еще и земельный налог. Получается, что с арендной платой и земельным налогом изымались  не только рентный, но и часть необходимого дохода. По отдельным районам размер изъятия вдвое превосходил рентный  доход. Особо следует отметить арендную плату и земельный налог по землям, не приносящим рентного дохода. Этот вопрос имеет очень глубокие корни и нуждается в специальных  исследованиях. В практическом плане  рентой с таких земель можно считать  величину арендной платы, фактически за них уплачиваемую. Такой подход наиболее близок и к рыночной оценке земель.

Распределение рентного дохода между собственниками и арендаторами по районам сильно колеблется. В целом по области 71,5% рентного дохода изымается собственниками и 28,5% остается арендаторам.

Итак, рентный доход изымается из сферы  производственно-предпринимательской  деятельности практически полностью  и поступает в сферу личного  потребления владельцев земельных  долей. Это сельские жители, уровень  доходов которых вместе с доходами от земельной собственности значительно ниже средних показателей по стране. В сложившейся ситуации говорить о том, что рентный доход должен принадлежать всему обществу и изыматься через земельный налог - значит, нарушать социальную справедливость.

Для оценки влияния земельного налога на производителей сельскохозяйственной продукции имеет значение равновеликость налоговой нагрузки на всех плательщиков. Земельный налог устанавливается  пропорционально кадастровой стоимости  земли, и многие исследователи считают  его нейтральным по отношению  к производству. Так ли это на самом деле?

Полученные  результаты позволяют сделать вывод, что земельный налог не обеспечивает равномерной налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, использующие земли разного качества, и неоднозначно влияет на процесс воспроизводства. Особенности его воздействия на хозяйствующие субъекты, находящиеся в разных условиях, необходимо учитывать при применении других методов регулирования.

Информация о работе Проблемы становления фермерства в России