Проблемы становления фермерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я решила рассмотреть проблемы становления и развития крестьянско-фермерских хозяйств у нас в стране. Эта тема сегодня стала вновь актуально после того, как были полностью приняты все необходимые законодательные акты в этой сфере. Самый главный вопрос, который мучил всех фермеров (да и не только их) – право собственности на землю. Ведь земля - это уникальное богатство созданное самой природой. Всё - таки, спустя десять лет, этот вопрос был решён во время правления В.В. Путина. От того, какая форма собственности (частная или государственная) на землю будет, зависит во многом дальнейшее развитие русской деревни, а нам, горожанам, эта тема важна по той причине, что вопрос о земле во многом решает и вопросы цен на продукты первой необходимости.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3
Глава 1 История развития фермерства ………………………………….…5
1.1 Россия в 1890- 1905гг …………………………………………………………..5
1.2.Реформа П.А.Столыпина 1907- 1908гг ……………………………………...6
1.3.Крестьянское (фермерское) хозяйство с точки зрения экономики……...8
Глава 2 Земли сельхозназначения в фермерском хозяйстве………….10
2.1. Аренда земли………………………………………………………………......10
2.2. Состояние и экономические проблемы земель сельхозназначения….11
Глава 3 Проблемы крестьянско – фермерских хозяйств………………...13
3.1. Проблема капитала…………………………………………………………….13
3.2. Налоги…………………………………………………………………………….13
3.3. Проблема сельскохозяйственной техники…………………………………16
3.4. Проблема населения деревни………………………………………………..19
Глава 4 Сельское хозяйство сегодня………………………………………….21
4.1. Продовольственный кризис и фермерство…………………………...…….21
4.2. Агропромышленный комплекс………………………………………………..23
4.3.Перспективы развития предпринимательства в аграрном секторе
экономики……………………………………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………...31

Работа состоит из  1 файл

курсач эк. теория.docx

— 68.14 Кб (Скачать документ)

Первое, что интересно в связи с  новой программой, — государство  готово выслушать самих фермеров. За последнее десятилетие это  первый случай. А ведь всего три-четыре года назад на самом верху, от сельскохозяйственных руководителей звучало: зачем развивать  фермерство, оно у нас не состоялось, и вообще это девятнадцатый век... Вот какие изменения произошли  за три года! А в национальном проекте по развитию сельского хозяйства  малым формам посвящен целый раздел. Наконец-то поняли: на те дешевые кредиты, которые давали различным формам сельскохозяйственных объединений, наиболее активно развернулись опять же фермерские хозяйства. Получили крохотную поддержку  — и пошли!.. Тогда Медведев сказал: проект рассчитан на четыре года; к  тому же его включили в действовавшую  программу развития сельского хозяйства. Теперь же разрабатывается самостоятельная  программа». Остается лишь надеяться, что эта программа будет разработана  и принята без проволочек, «дойдет» до регионов и начнет в них активно  реализовываться — в том числе  и на территории Пермского края.

4.2. Агропромышленный комплекс

Вопросы государственного регулирования деятельности агропромышленного комплекса (АПК) всегда были в центре внимания российских органов власти – как центральной, так и на местах. С переходом  к рыночной экономике, как водится, произошел полный пересмотр принципов, методов и форм государственного вмешательства в АПК. Почему-то на государственном уровне было решено, что для создания условий развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве достаточно выполнить два основных мероприятия – объявить, что теперь земля принадлежит крестьянам, и полностью отказаться от государственного вмешательства в агросектор.

Растениеводство

В 2008 году земледельцы области собрали  высокий урожай – свыше 1,6 миллиона тонн зерна. Это на 637 тысяч тонн больше, чем в прошлом году. Урожайность  составила более 33 центнеров с  гектара (на 5,9 ц/га больше, чем в 2007 году) – наивысший результат за всю  историю земледелия в регионе. Это  стало возможным благодаря внедрению в производство современной сельскохозяйственной техники, передовых технологий выращивания и уборки сельскохозяйственных культур, высеву высокоурожайных сортов и гибридов сельхозкультур, внесению удобрений, применению средств защиты растений. Также получена высокая урожайность картофеля (220 ц/га), сахарной свеклы (415 ц/га), кукурузы на силос (212 ц/га). Основная доля зерновых культур выращивается в сельхозорганизациях, картофель и овощи производят личные подсобные хозяйства населения.

Под урожай 2009 года во всех категориях хозяйств посеяно 302,6 тыс. га озимых культур, что  на 8,7 тыс. га больше прошлогоднего.

Применение  современных технологий позволяет  многим хозяйствам области при любых  погодных условиях получать стабильно  высокие урожаи сельскохозяйственных культур. Рязанская область обладает большими резервами для увеличения производства зерна.

В фермерских хозяйствах площадь сельхозугодий  составляет 115,4 тыс. га (в среднем  по 48 га сельхозугодий на одно хозяйство), в том числе пашня – 98 тыс. га. В области свыше 70% фермерских хозяйств с небольшими наделами земли (до 20 га), что в определенной мере сдерживает развитие товарного производства. Государственная  поддержка, предусмотренная условиями  Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в значительной степени оказывает влияние на развитие этого сектора сельской экономики.

Животноводство

За 2008 год в отрасли животноводства увеличилось производство молока. В  хозяйствах всех категорий получено 377,8 тыс. т, что на 2,7 тыс. т больше, чем в прошлом году, в том  числе в сельхозорганизациях  – 272,5 тыс. т (+7,2 тыс. т).

Возросла  продуктивность скота. За 2008 год надой  молока на фуражную корову в сельхозпредприятиях  области составил 3596 кг и увеличился, по сравнению с 2007 годом, на 332 кг.

Производство  мяса скота и птицы на убой (в  живом весе) во всех категориях хозяйств составило 71,6 тыс. тонн – на 2,1 тыс. тонн выше уровня прошлого года.

Следует отметить работу ОАО «Бройлер Рязани», где за 2008 год производство мяса птицы возросло на 1606 т и  составило 20,7 тыс. т, что на 8,3% больше прошлогоднего. На долю двух предприятий  – ОАО «Рязанский свинокомплекс» и ОАО «Бройлер Рязани» – приходится 35% от общего объёма мяса, произведенного в области.

Количество выпускаемой продукции в Рязани3

Таблица 2

Наименование продукции 

Еденица измерения

За 2005 г.

За 2006 г.

За 2007 г.

За 2008 г.

Скот и птица на мясо в живом  весе

тыс. тонн

74,5

76,4

69,5

71,6

Молоко

тыс. тонн

382,5

386,2

375,2

377,8

Яйцо

млн. шт.

328,8

363,8

377,9

444,8





 
Пищевая и перерабатывающая промышленность

Последние годы пищевая и перерабатывающая промышленность области динамично  развивается. Предприятиями отрасли проводится работа по увеличению объемов производства, расширению ассортимента выпускаемой продукции, продвижению ее на рынке. За последнее время предприятия отрасли внедрили свыше 60 видов мясной продукции, около 30 видов молочной продукции, более 50 видов хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

В 2008 году предприятия пищевой и  перерабатывающей промышленности области  произвели и реализовали продукцию  на сумму 18,3 млрд. рублей. Индекс промышленного  производства составил 110,6% по отношению  к показателям прошлого года. Увеличилось  производство основных видов продовольственных  товаров. Производство мяса, включая  субпродукты 1-й категории, возросло на 2,4%; мясных полуфабрикатов – на 15,4 %; мясных консервов – в 1,7 раза; сыров жирных – на 10,2%; цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) – на 8,6%; плодоовощных консервов – на 29,6%; масла растительного – на 23,9%; кондитерских изделий – на 4,2%; безалкогольных напитков – в 1,7 раза.

Учитывая  значение национального проекта  в сфере АПК для страны и  его позитивное восприятие со стороны  аграрного сообщества, государство  пошло на увеличение финансирования как из федерального бюджета, так  и из бюджетов регионального и  муниципального уровней. На его реализацию в 2007 году планируется направить  средства федерального бюджета в  объеме 23,5 млрд рублей, что на 7,3% больше, чем было выделено в 2006 году на реализацию предусмотренных мероприятий по всем приоритетным направлениям. Объемы финансирования мероприятий проекта  в 2007 году и в 2008–2009 годах (в млрд рублей) представлены в табл. 3.

Объемы финансирования мероприятий4

Таблица 3

Наименование  статей расходов

Бюджет на 2007 год (млрд. руб.)

Перспективный финансовый план на 2008 год (млрд. руб.)

Перспективный финансовый план на 2009 год (млрд. руб.)

Ускоренное  развитие животноводства

16,99

17,99

13,31

Субсидии  на поддержку племенного животноводства

1,325

1,255

1,255

Субсидии  на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства 

0,25

0,25

0,25

Субсидии  на поддержку овцеводства

0,3

0,3

0,3

Субсидии  бюджетам на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным на срок до 5 лет в российских кредитных  организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для  животноводческих комплексов и организаций

2,476

2,676

2,776

Субсидии  бюджетам на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в  российских кредитных организациях на развитие животноводства и промышленного  рыболовства на срок до 8 лет

8,327

9,508

8,733

Взнос РФ в уставный капитал ОАО <<Росагролизинг>>

4,0

4,0

4,0

Стимулирование  развития малых форм хозяйствования в АПК

4,69

10,541

3,472

Субсидии  бюджетам на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в  российских кредитных организациях на развитие малых форм хозяйствования в АПК

4,69

4,841

3,473

Взнос РФ в уставный капитал ОАО <<Россельхозбанк>>

0,00

5,7

0,00

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе

2,0

2,0

0,00

Субсидии  бюджетам на обеспечение жильем молодых  семей и специалистов, проживающих  и работающих в сельской местности  в рамках ФЦП <<Соц. Развитие села  до 2010 г.>>

2,0

2,0

0,00

Методическое  обеспечение и информационная поддержка

0,15

0,15

0,00

Всего:

23,52

30,68

16,79


 

4.3.Перспективы развития предпринимательства в аграрном секторе экономики.

Необходимость разработки стратегии активизации  предпринимательства в сельском хозяйстве России на перспективу  определяется тем, что именно через  его развитие возможно преодоление  глубокого системного кризиса.

Это определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых, предпринимательство, являясь важным фактором сельскохозяйственного производства, обеспечивает эффективное использование других факторов - труда, техники, земли и других природных ресурсов, а также капитала. По мнению Э. Долана5, предпринимательство отражает по существу качественную сторону соединения трех основных факторов, выражающуюся в конечном итоге в лучшем удовлетворении потребительских желаний, переходе на новую ступень знаний и соответственно в получении экономического вознаграждения по результатам предпринятых усилий. Миссия предпринимателя в сельском хозяйстве, как и в любой другой отрасли, состоит в функции соединять, комбинировать факторы производства таким образом, чтобы их «критическая масса» вызывала «живую реакцию» создания нового результата.  А именно этот новый результат совершенно необходим для обеспечения экономического роста в аграрной сфере, улучшения использования земельных  ресурсов более 30% из которых совершенно деградировали, а также трудового потенциала села.

  Во-вторых, предпринимательский подход к организации сельхозпроизводства способен обеспечить наращивание прибыли в отрасли, что совершенно необходимо в связи с тем, что последние годы, независимо от форм собственности или форм хозяйствования, предприятия, производящие сельхозпродукцию, в большинстве своем являются убыточными.

   В-третьих, предпринимательство, в силу способности повышать прибыльность аграрного производства, способно активизировать инвестиционный процесс.

  В-четвертых предпринимательство обеспечивает в сельском хозяйстве восприятие рыночных сигналов и учет их при выборе стратегических решений в менеджменте, повышение на этой основе качества управления, разработку новых подходов к нему, а ведь известно, что от того, насколько  профессионально разрабатываются и принимаются управленческие решения, какие принципы и механизмы закладываются при выработке направлений аграрной политики, зависит успех или провал проводимых преобразований.

В-пятых  в сельской местности страны формируется благоприятствующий климат, а также соответствующий контингент населения, способный обеспечивать развитие процесса предпринимательства. Так к настоящему времени в российских селах выделились небольшие группы экономически достаточно конкурентоспособных товаропроизводителей, состоящие из руководителей бывших совхозов и колхозов и их подразделений, активных фермеров, специалистов-технологов сельхозпроизводства, действующих, как правило, на принципах предпринимательства. Их доля составляет 5-7% от всего сельского населения. Их нынешнее материальное положение в значительной степени связано с доступностью и возможностью для них приобретения на льготных условиях сельскохозяйственной техники, оборудования и других средств производства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог, можно сказать, что фермерский метод хозяйствования только начинает приспосабливаться к условиям России. Сегодня фермерские хозяйства понемногу  начинают развиваться, занимать ниши на рынке. И можно смело утверждать, что фермерство в России будет! Даже если оно не будет получать и в  дальнейшем поддержки государства, всё равно найдутся люди, которые  будут способны поднять фермерство и будут настоящими хозяевами  своей земли.

Проблема  сельхозпроизводителей в большей  или меньшей степени заботит  почти каждого гражданина нашей  страны.

На  протяжении всей российской истории  земельный вопрос был одним из самых больных. Нормативно-правовая база в области земельных отношений  должна стать главным приоритетом  в работе Минсельхоза России. Необходимо защитить земли сельскохозяйственного  назначения от нецелевого и ненадлежащего  использования, а добросовестных пользователей  всячески поощрять.

Фермерство  стало наиболее динамичным и перспективным  аграрным укладом. За последние 10 лет  фермеры увеличили производство продукции почти в три раза (в целом по сельскому хозяйству  рост составил 40%). В целом фермеры  вместе с товарными крестьянскими  хозяйствами производят сегодня  треть всего продовольствия страны. По качественным показателям многие хозяйства уверенно вышли на мировой  уровень производства.

Несмотря  на мировые кризисы, сельское хозяйство  живёт, ведь продовольствие существенно  для жизни и не равнозначно  нефти и газу.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2009 года. // Экономист, № 12, 2004, с.14-20.

2. Булатова А.С. Экономика.,М.,1999 г.

3. Гальченко С. // АПК: экономика и управление.-2007.-№3.-с.58-75.

4. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства. // Экономист, № 6, 1998, с.90-93.

5. Ковальченко И.Д. "История России", М.: «Феникс»  1995г.

6. Кресникова Н, //АПК: экономика и управление, -2007.-№7.-с,37-52.

7. Лившиц А.В. Инструкция  Государственной  налоговой службы Российской Федерации "Об отчетности и налогообложении крестьянских (фермерских) хозяйств". - Законодательство и экономика. - 1997. - N 7-8.

8. Макаров О.Ю. "Современная экономика" - М.: Зевс, 2004г.

9. Максимова В., Шишов А. «Рыночная экономика» Учебник. М.: 2006г.

10. Селезнев А.Н. Новое налоговое законодательство России. Сборник. М.: 2001г.

11. Степанов А. // Экономика и жизнь.-2008.-№12.-с.32-41.

12. Тарасов А. // АПК: экономика и управление.-2007.-№ 8.-с.43-45.

13. Трофимова Н. //Налоговый вестник.-2007.-№6.-с.96-101.

14. Хрипливый Ф. // Экономика с/х России.-2008.-№5.-с.24-27.

15. Шыряев А.В. “Агротехника и агротехнилогии”. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000г.

Информация о работе Проблемы становления фермерства в России