Структура рынка: конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.

Содержание

Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая Толя.doc

— 459.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки РФ

Муниципальное образовательное  учреждение

ВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА 
 

Кафедра Экономическая теория 

Факультет заочного обучения 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Экономическая теория» 

на тему: «Структура рынка: конкуренция и монополия» 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнил:

                                                          Студент 1курса

                                                         специальности

                                                                                «Менеджмент организации»

                                                гр. 1-зМ-2

                                                         

                                                                            Научный руководитель:

                                                                                    к. э. н. проф. Пономарева Н.М. 
 
 
 
 

Волжский 2010

Содержание:

Введение                                                                                                                   3

1. Рынок, структура и инфраструктура рынка                                               6

  1.1 Понятие и структура рынка                                                                              6

  1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы                                 11

  1.3 Принципы функционирования рынка                                                             25

  1.4 Инфраструктура рынка и её функции                                                             27

2. Характеристика и  значение конкуренции  на рынке                                   32

  2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная

конкуренция                                                                                                               32

  2.1.1 Ценовая дискриминация                                                                                37

  2.1.2 Монополия и эффективность                                                                       39

  2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике                                                                                                                   40

  2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста            51

3. Происхождение и  формы монополии                                                              54

  3.1 Монополия. Виды монополии                                                                          54

  3.2 Монополизм в России                                                                                       56

4. Различия и взаимосвязь  конкуренции и  монополии                                   66

  4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками.                                                                                         66

  4.2 Динамика рыночных отношений  в РФ в переходной период                       69

Заключение                                                                                                               79

Список  использованной литературы                                                                  83

Приложение                                                                                                              85 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  темы. В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются конкуренция и монополия.

     Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один  продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов  рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что и было проделано в рамках данной работы.

     Актуальность  исследуемой проблемы несомненна –  несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес  представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.

     В экономической литературе мы видим  любопытные разобщения и путаницу понятий  конкуренции и монополии. В этой работе мы рассмотрим эти понятия  по отдельности, и увидим существующие различия между ними, конечно же, это приведет к углубленной и тщательной разработке основ обособленных теорий. В настоящее время выделяют следующие типы рынков: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. За исключением совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России. Склоняясь на эти проблемы, я считаю, что моя тема курсовой работы максимально интересная.

     Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.

     Данная  цель достигается посредством решения  ряда конкретных задач:

     1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.

     2. Охарактеризовать конкуренцию на  рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.

     3. Выяснить возникновение монополии  и как она проявляется себя в российской экономике.

     4. Изучить и найти различия конкуренции  и монополии на рынке.

       В связи с вышесказанными задачами, эта курсовая работа будет подразделяться на четыре главы. В первой главе − выявим функции рынка, его структуру и инфраструктуру рынка. Во второй главе − опишем виды конкуренции, то есть определим понятие ценовой дискриминации, осветим особенности монополистической конкуренции, рассмотрим монополию и эффективность, и изучим их в рыночной экономике, а также выявим влияние налогов на поведение монополиста. В третий главе − рассмотрим происхождение монополии и монополизм в России. В четвертой главе − выясним взаимосвязь между монополистическими и конкурентными рынками, а также и их различия.

     Решив построить рыночную экономику, надо, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка человеком препятствует несколько причин. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.

     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.

     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Таким образом, представляется необходимым  осуществить анализ монополии и  конкуренции под углом зрения, существенно отличающимся от подходов классиков.

     В работе использовались труды Э. Чемберлина, Джоана Робенса, Ф. Перу, Н.П. Кононкова и других. 
 
 

     1. Рынок, структура  и инфраструктура  рынка

     1.1 Понятие и структура  рынка

     Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Вместе с тем в более  широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.

     Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением – его возникновение вполне закономерно, и связано с процессом развития общественного производства.

     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.

     Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно свободных товаропроизводителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой между всеми элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых. Отсюда мы видим, что основными составляющими рынка являются: продавец, покупатель и продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, бытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то, естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.

     Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.

Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия