Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2. Охарактеризовать конкуренцию на рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
3. Выяснить возникновение монополии и как она проявляется себя в российской экономике.
Введение 3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1 Понятие и структура рынка 6
1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы 11
1.3 Принципы функционирования рынка 25
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2. Характеристика и значение конкуренции на рынке 32
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция 32
2.1.1 Ценовая дискриминация 37
2.1.2 Монополия и эффективность 39
2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике 40
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3. Происхождение и формы монополии 54
3.1 Монополия. Виды монополии 54
3.2 Монополизм в России 56
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками. 66
4.2 Динамика рыночных отношений в РФ в переходной период 69
Заключение 79
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное образовательное учреждение
ВОЛЖСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА
Кафедра
Экономическая теория
Факультет
заочного обучения
Курсовая
работа
по дисциплине:
«Экономическая теория»
на тему:
«Структура рынка: конкуренция и монополия»
Волжский 2010
Содержание:
Введение
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка 6
1.1
Понятие и структура рынка
1.2
Функции рынка. Рыночный механизм и его
элементы
1.3
Принципы функционирования рынка
1.4 Инфраструктура рынка и её функции 27
2.
Характеристика и
значение конкуренции
на рынке
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция
2.1.1
Ценовая дискриминация
2.1.2
Монополия и эффективность
2.1.3
Монополистическая конкуренция. Биржи
и их роль в рыночной экономике
2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста 51
3.
Происхождение и
формы монополии
3.1
Монополия. Виды монополии
3.2
Монополизм в России
4. Различия и взаимосвязь конкуренции и монополии 66
4.1
Входные барьеры, как причина различий
между монополистическими и конкурентными
рынками.
4.2
Динамика рыночных отношений
в РФ в переходной период
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
Введение
Актуальность темы. В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются конкуренция и монополия.
Диаметральная
противоположность этих рыночных структур
очевидна даже из их названия - «один
продавец» и «состязательность»
Актуальность исследуемой проблемы несомненна – несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.
В экономической литературе мы видим любопытные разобщения и путаницу понятий конкуренции и монополии. В этой работе мы рассмотрим эти понятия по отдельности, и увидим существующие различия между ними, конечно же, это приведет к углубленной и тщательной разработке основ обособленных теорий. В настоящее время выделяют следующие типы рынков: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. За исключением совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России. Склоняясь на эти проблемы, я считаю, что моя тема курсовой работы максимально интересная.
Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
Данная
цель достигается посредством
1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
2.
Охарактеризовать конкуренцию
3.
Выяснить возникновение
4.
Изучить и найти различия
В связи с вышесказанными задачами, эта курсовая работа будет подразделяться на четыре главы. В первой главе − выявим функции рынка, его структуру и инфраструктуру рынка. Во второй главе − опишем виды конкуренции, то есть определим понятие ценовой дискриминации, осветим особенности монополистической конкуренции, рассмотрим монополию и эффективность, и изучим их в рыночной экономике, а также выявим влияние налогов на поведение монополиста. В третий главе − рассмотрим происхождение монополии и монополизм в России. В четвертой главе − выясним взаимосвязь между монополистическими и конкурентными рынками, а также и их различия.
Решив построить рыночную экономику, надо, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка человеком препятствует несколько причин. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.
Проблемы
монополизации хозяйственной
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
Таким образом, представляется необходимым осуществить анализ монополии и конкуренции под углом зрения, существенно отличающимся от подходов классиков.
В
работе использовались труды Э. Чемберлина,
Джоана Робенса, Ф. Перу, Н.П. Кононкова
и других.
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка
1.1 Понятие и структура рынка
Рынок
нередко определяют как совокупность
существующих и потенциальных покупателей
товаров. Вместе с тем в более
широком плане рынок
Поскольку
воспроизводственный процесс
Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.
Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно свободных товаропроизводителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой между всеми элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых. Отсюда мы видим, что основными составляющими рынка являются: продавец, покупатель и продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, бытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то, естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.
Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.
Информация о работе Структура рынка: конкуренция и монополия