Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:50, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
Изучение природы прибыли, основных ее понятий
Определение основных путей максимизации прибыли на различных рынках
Анализ эффективности методов
Введение
Глава I. Прибыль…………………………………………………….. 4
1.1.Экономическое понятие и значение прибыли…………………..4
1.2.Источники получения прибыли………………………………….7
1.3. Функции прибыли……………………………………………….10
Глава II.Максимизация прибыли на различных рынках…………..11
2.1.Периоды максимизация прибыли……………………………….11
2.2. Рынок совершенной конкуренции……………………………...12
2.3. Рынок несовершенной конкуренции…………………………...16
2.3.1. Рынок монополии………………………………………….16
2.3.2. Рынок монополистической конкуренции………………..20
2.3.3. Рынок олигополии…………………………………………22
Глава III.Сравнительный анализ путей максимизации прибыли….26
Заключение
Список литературы
Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.
Можно
выделить несколько причин появления
этого дополнительного дохода. Во-первых,
экономическую прибыль можно
рассматривать как
Во-вторых,
экономическую прибыль можно
рассматривать как
Наконец, в-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Монополист имеет возможность, изменяя объемы предложения, влиять на величину рыночной цены и устанавливать ее на уровне, превышающем предельные издержки, что позволяет ему получать сверхприбыль.
Обладание
монопольной властью в
В
целом, следует подчеркнуть, что
движущей силой экономического развития
в большинстве случаев выступает именно
новаторская деятельность предпринимателей,
связанная с предвидением, оригинальностью
мышления, инициативой, смелостью, умением
брать на себя риск и т. п. Таким образом,
если предпринимательство выступает как
фактор, нарушающий равновесие рынка,
смещающий кривые спроса и предложения
в иное положение под воздействием открытия
новых технологий, новых рынков, создания
новых видов продукции, изменения рыночных
структур и т. п., то и прибыль не может
выступать как равновесная цена.
1.3. Функции прибыли.
В функционирующей фирме прибыль выполняет определенные функции, основополагающими из которых являются:
Получение
прибыли как избыточного
Глава II.Максимизация
прибыли на различных
рынках.
2.1.Периоды максимизация прибыли.
В зависимости от времени, затрачиваемого на изменение количества используемых в производстве ресурсов, различают краткосрочный и долговременный периоды в деятельности фирмы.
Краткосрочный - тот, в течение которого предприятие не может изменить свои производственные мощности. В этот период оно в состоянии добиваться сдвигов лишь в интенсивности использования этих мощностей - через ресурсы (сырье, топливо, энергия, живой труд и т.п.), которые поддаются быстрой корректировке.
Долговременный период - такой, что
достаточен для изменения
Краткосрочный и долговременный периоды не являются строго определенными интервалами, одинаковыми для всех отраслей. Последние различаются, прежде всего, по возможностям изменения производственных мощностей, а не по продолжительности. Например, в легкой промышленности эти изменения могут быть довольно быстро осуществлены (так, предприятие по пошиву одежды расширит свои производственные мощности за несколько дней, установив дополнительные столы для раскроя тканей и швейные машины). В тяжелой промышленности этот процесс требует значительно большего времени (например, для строительства нового нефтеперерабатывающего завода может понадобиться несколько лет).
Деление
на два периода имеет большое
значение при определении стратегии
и тактики фирмы в максимизации
прибыли.
2.2. Рынок совершенной конкуренции.
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Согласно традиционным теории фирмы и теории рынков, максимизация прибыли является основной целью фирмы. Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на свой доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход (TR) фирмы больше совокупных издержек (TC), то она получает прибыль. Если совокупные издержки превышают валовой доход, то фирма несёт убытки .
Существуют
два подхода к определению уровня производства,
при котором конкурентная фирма будет
получать максимальные прибыли или минимальные
убытки. Первый включает сравнение валового
дохода (TR) и валовых издержек (TC); второй
- сравнение предельного дохода (MR) и предельных
издержек (MC). Оба подхода применимы не
только к чисто конкурентной фирме, но
также и к фирмам, функционирующим в условиях
любой из основных рыночных структур.
Принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками.
Если
графическое изображение
Такая конфигурация кривых валового дохода и валовых издержек обусловлена тем, что при небольшом объеме производства постоянные издержки превышают валовой доход, затем доход обгоняет затраты, поскольку постоянные издержки не растут, но по достижении некоторого оптимального сочетания факторов производства издержки начинают вновь возрастать.
Рис.1.Определение
максимальной прибыли (оптимального выпуска)
методом сравнения валового дохода
и валовых издержек: Q0 - количество
продукции, в результате продажи
которой получают наибольшую прибыль;
Q1 и Q2 - соответственно количество продукции,
при продаже которой прибыль равна нулю.
Принцип сопоставления предельного дохода с предельными издержками.
На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельных дохода и издержек, т. е. дополнительных дохода от прироста продукции и издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке максимизируется.
Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек. За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться.
Таким образом, объем производства, при
котором предельный доход равен предельным
издержкам, является оптимальным (обеспечивающим
максимальную прибыль), а соответствующая
точка Q0 на графике называется точкой
оптимального объема продаж
Рис 2. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения предельного дохода и предельных издержек (в точке Q0 MR = MC)
Оба
метода сравнения: валовых либо предельных
дохода и издержек, - дают одинаковый
результат при расчете
При
расчете методом сравнения
В
долгосрочном периоде фирмы могут приспособиться
к изменению рыночного спроса, увеличивая
или сокращая производство. При возникновении
экономических прибылей в той или иной
отрасли появляются новые фирмы – обостряется
конкуренция, падает цена, а при исчезновении
прибыли многие фирмы покидают отрасль
– происходит сокращение отраслевого
предложения и цена вновь поднимается
до прежнего уровня .
Рис. 3 - Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Таким
образом, в условиях совершенной
конкуренции в долгосрочном периоде
(рис. 3) максимум прибыли достигается
тогда, когда выполняется равенство:
MR = МС = Р = АС.
2.3. Рынок несовершенной конкуренции.
Характерной
чертой рынков несовершенной конкуренции
является наличие определенной монопольной
власти. Ее возникновению способствуют
юридические и естественные барьеры входа
в отрасль. В зависимости от степени прочности
этих барьеров возникает либо чистая монополия,
либо монополистическая конкуренция,
либо олигополия.
2.3.1.
Рынок монополии.
Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Под монополией понимается и сам продавец. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых. Продукт монополии должен быть уникальным в том смысле, что не существует хороших и близких заменителей данного продукта. В такой ситуации у покупателя нет приемлемых альтернатив потребления данного товара: он должен покупать его у монополиста либо обходится без данного товара. Поскольку фирма-монополист является единственным продавцом, кривая спроса для этой фирмы будет ни чем иным, как кривой рыночного спроса. Отсюда понятно, что данная кривая имеет отрицательный наклон. Идеально конкурентная фирма может продавать столько, сколько захочет, по рыночной цене. Монополия же не принимает цену как нечто данное. По мере увеличения объёма выпуска цена непременно должна снижаться, потому что кривая спроса направлена вниз.
Ради повышения цены монополист вынужден сократить объём производства (продаж), потому что потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением покупок данного блага. Следовательно, конкурентная фирма, максимизирующая прибыль, должна выявить только оптимальный объём выпуска. Фирма-монополист, преследующая ту же цель, должна не только определить количество товара, максимизирующее прибыль, но ещё и установить такую цену, при которой всё произведённое количество было бы выкуплено потребителями.