Пути максимизации прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является:

Изучение природы прибыли, основных ее понятий
Определение основных путей максимизации прибыли на различных рынках
Анализ эффективности методов

Содержание

Введение

Глава I. Прибыль…………………………………………………….. 4

1.1.Экономическое понятие и значение прибыли…………………..4

1.2.Источники получения прибыли………………………………….7

1.3. Функции прибыли……………………………………………….10

Глава II.Максимизация прибыли на различных рынках…………..11

2.1.Периоды максимизация прибыли……………………………….11

2.2. Рынок совершенной конкуренции……………………………...12

2.3. Рынок несовершенной конкуренции…………………………...16

2.3.1. Рынок монополии………………………………………….16

2.3.2. Рынок монополистической конкуренции………………..20

2.3.3. Рынок олигополии…………………………………………22

Глава III.Сравнительный анализ путей максимизации прибыли….26

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Готовый вариант.doc

— 790.50 Кб (Скачать документ)

Поведение фирмы-монополиста обусловлено не только потребительским спросом  и предельным доходом, но и издержками производства.

Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции  до такого объема, когда предельный доход (MR) будет равен предельным издержкам (МС):

MR = MC.

Дальнейший  рост объема выпуска на одну единицу  продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции  в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы блага. 

Максимальную  прибыль фирма-монополист извлекает  в том случае, когда объем выпуска  таков, что предельный доход равен  предельным издержкам, а цена равна  высоте кривой спроса при данном уровне выпуска (рис. 4).

Рис. 4. Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль в коротком периоде.

На рис. 4 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где MR = МС. Затем она устанавливает цену Рм, которая необходима, чтобы побудить покупателей купить объем благ QM. При данных цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (Рм - АСМ ). Общая экономическая прибыль равна (Рм - АСМ ) х QM.

Если  спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли  невозможно. Если цена, соответствующая  выпуску, при котором MR = МС, понизится  ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 5). 

Рис. 5. Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде 

Когда фирма-монополист покрывает все  свои издержки, но не извлекает прибыль, она находится на уровне самоокупаемости.

    В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли. 

Рис.6 . Оптимальный выпуск и максимизация прибыли в долгом периоде

Когда фирма-монополист прибыльна, она может  рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком, и в  долгом периоде.

В долгом периоде фирма-монополист максимизирует  прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде.

Но следует  также упомянуть о так называемом регулировании монополии, которое  осуществляется государством и устанавливает  цену, равную средним общим издержкам ATC и обеспечивающую нормальную прибыль монополисту, дабы избежать слишком высокой экономической прибыли монополиста и неравенства доходов.

     В принципе максимизация прибыли конкурентной фирмы и монополиста схожи, однако между ними существует одно важное различие: предельный доход конкурентной фирмы равен цене (P=MR=MC), в то время как предельный доход монополии меньше цены (P>MR=MC).Дело в том, что чистая монополия может увеличить свои продажи только назначая более низкую цену за каждую последующую единицу своей продукции, что ведет к снижению предельного дохода.. Следовательно, после нахождения оптимального объема, при котором MR=MC, монополист использует кривую спроса для нахождения соответствующей этому объёму товара цены . 
 
 

2.3.2. Рынок монополистической конкуренции.

     Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным  входом на рынок и выходом с  рынка.

Основные  черты рынка монополистической конкуренции:

  1. Относительно большое число фирм
  2. Дифференциация продукта
  3. Легкое вступление в отрасль
  4. Преобладание неценовой конкуренции

Существует  три варианта равновесия фирмы монополистической  конкуренции.

Объем производства и цена в условиях м.к. зависят, с одной стороны, от конкуренции на рынке, а с другой – от монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Как и  в условиях чистой монополии, кривая спроса фирмы монополистической  конкуренции имеет отрицательный  наклон.

Для начала рассмотрим, как в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции определяет объем производства и цену, которые максимизируют прибыль или минимизируют убытки.

Подобно чистому монополисту, фирма определяет такой объем производства, который  соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек MR (Q) =MC (Q) и устанавливает цену Р, которая превышает средние общие издержки ATC. В этом случае фирма извлекает экономическую прибыль. Это побуждает новые фирмы вступить в отрасль, однако в ходе конкуренции прибыли исчезнут, и у некоторых фирм возникнут убытки. 

 

Рис 7. Прибыль в краткосрочном периоде (P> ATC)

   Фирмы, попавшие в такую ситуацию, будут минимизировать убытки. В этих целях объем производства и цена будут установлены, руководствуясь тем же правилом – равенства предельного дохода предельным издержкам.

Как показано на рис. 8, фирма выпустит Q1 продукции  и установит цену Р1. хотя Р1 ниже средних общих издержек АТС, такой  уровень цены дает возможность реализовать Q1 единиц продукции и минимизировать убытки.

  Многие фирмы в условиях убыточного производства начнут покидать данную отрасль, что будет продолжаться до тех пор, пока нормальные прибыли не будут восстановлены. В последнем случае цена покроет  средние общие издержки ATC  при объеме производства MR =MC. Следует помнить, что в данный момент в отрасли одновременно функционируют фирмы, получающие экономическую прибыль и имеющие убытки, а также такие, которые довольствуются нормальной прибылью.

рис 8.Убытки в краткосрочном периоде(P< ATC) 

В результате описанных процессов в долговременном периоде существует тенденция к получению фирмой нормальной прибыли, другими словами, к безубыточности. Равновесие конкурентно-монополистической фирмы в долгосрочном периоде показано на рисунке 9. Оно характеризуется тем, что кривая спроса D является касательной к средним общим издержкам ATC при максимизирующем прибыль объеме производства Qn, дающем возможность установить цену Pn, которая равна средним общим издержкам (P=ATC).

Минимальное значение АТС лежит правее точки касания D и АТС, т.е. фирма в долгосрочном периоде имеет цену, которая превышает минимум общих издержек Pn >ATCmin.

Рис 9. Равновесие в долгосрочном периоде(Р=АТС) 
 

2.3.3. Рынок олигополии.

Олигополия –  это отрасль, в которой большая  часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями с учетом реакции конкурентов.

Олигополия означает «немного продавцов». Существует два  вида олигополии. Первый предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт. Второй – что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Основные черты  олигополистического рынка:

  • Однородность или разнородность продукции.
  • Малочисленность и крупные размеры фирм.
  • Крупные барьеры (размер фирмы).
  • Несовершенная информация.

Концентрацию  рынка и степень власти над  ценой в условиях олигополии можно  измерить с помощью  индекса Герфиндаля – Хиршмана.

Построение индекса  предполагает предварительную оценку доли фирмы на рынке, т. е. доли в общем объём продаж отрасли (в процентах), обозначаемую символом  S. Далее необходимо определить, сколько всего фирм в отрасли (от 1 до n). И, наконец, показатель каждой фирмы возводится в квадрат и все показатели  S2 суммируются:

H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2

Огромную роль при определении рыночного поведения  олигополиста играет субъективный фактор – характер взаимоотношений между  конкурирующими фирмами. В этом уникальная особенность олигополии.

Только на олигополистическом рынке решение каждого олигополиста непосредственно сказывается на других участниках и на отрасли в целом.

Модель  дуополии Курно

   Дуополией Курно называется простейшая модель Дуополии, в которой :

Ценообразование на рынке пассивное, т.е. цена определяется равновесием спроса и предложения.

Оба участника  уверены, что при изменении ими  объема производства их конкурент не отреагирует и сохранит свой объем  производства на прежнем уровне.

 В результате объем производства каждого из олигополистов является функцией от : 1) рыночного спроса, 2) собственных издержек и 3) производства конкурента.

  Известно, что решение уравнения максимизации прибыли, которое мы обозначим Q1*, зависит от величины Q2. И мы можем изобразить эту зависимость на графике, откладывая по одной оси Q1 , а по другой -- Q2 . В результате, мы получим некоторую кривую, обладающую отрицательным наклоном, так называемую линию реакции первого производителя на действия второго (LRa).

У второго производителя  будет существовать аналогичная  зависимость Q2* от Q1 . Поэтому мы может изобразить ее на той же самой диаграмме. В результате, мы получим картинку вида:

Линии реакции  производителей в 

Дуополии Курно. LRa - линия реакции первого производителя; LRb - второго.

Если в начальный  момент времени мы находимся в  точке А и решение принимает первый производитель, то мы перемещаемся в точку B, лежащую на линии реакции первого производителя. Но в этой точке второй производитель находится в неравновесном состоянии и он меняет свое производство, перемещаясь в точку C, лежащую на линии реакции второго производителя. В этой точке в неравновесном состоянии находится первый производитель и он должен изменить свой объем производства. Так будет продолжаться, пока производители не окажутся в точке Z, т.е. в точке пересечения двух линий реакции:

     Основная  проблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в  необходимости постоянного учета  деятельности фирм-конкурентов. Теснейшая  взаимозависимость фирм на рынке  предопределяет специфику их поведения. В отличие от других рыночных структур, олигополист всегда учитывает, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранными им решениями. В силу этого фирма, действующая на рынке олигополии:

     а) не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

     б) не имеет заданной кривой предельного  дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой  фирмы и ее конкурентов);

     в) не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

     г) не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что наилучшим вариантом  увеличения прибыли для олигополиста будет так называемое «неценовое привлечение» клиентов, то есть:

      • усиление дифференциации продукции;
      • рост качества обслуживания покупателей;
      • качество и технические характеристики самого изделия;
      • условия кредита;
      • усовершенствование стиля и дизайна;
      • долговременность использования и срок гарантии;
      • реклама и стимулирование сбыта;
      • расширение номенклатуры продукции.

Информация о работе Пути максимизации прибыли