Распределение доходов в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………6
1.1 Понятие и показатели дохода………………………………………….6
1.2 Виды доходов…………………………………………………………...10
1.3 Распределение доходов: теоретические подходы................................14
2. Неравномерность распределения доходов и методы его измерения...18
2.1 Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью……………………………………………..18
2.2 Методы измерения неравномерного распределения………………...25
3. Особенности распределения доходов в России……………………….31
3.1 Дифференциация доходов в России .....………………………………31
3.2 Социальная политика государства……………………………………37
Заключение…………………………………………………………………43
Список использованных источников……………………………………..46
Приложения………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)

    Рисунок 1.3 - Кривая Лоренца (на примере распределения доходов в России в 2000г.)

       Точка А на графике показывает, что самые беднейшие 20% населения России с самыми низкими доходами получили в 2000 г. 6,1% национального дохода, точка В на графике свидетельствует о том, что 40% населения с низкими доходами (первая и вторая группа) получили 16,7% дохода (6,1 % + 10,5%), точка С соответствует совокупным доходам первых трех групп, что составляет 31,6% (16,7% + 14,9%), точка D отражает доходы четырех групп -52,8% (31,6% + 21,2%), точка Е, полученная путем суммирования доходов предыдущих четырех групп с доходами последней, пятой, самой высокодоходной группы (52,8% + 47,2%), соответствует 100% национального дохода, присваиваемого всем населением страны.

       Соединив  все точки на графике, получаем кривую Лоренца ОABCDE, характеризующую распределение доходов в России в 2000 г. Чем больше кривая Лоренца отдалена от линии абсолютного равенства ОЕ и больше приближена к ломаной абсолютного неравенства ОКЕ, тем больше степень неравенства в обществе. При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.

       Основным  инструментом государственного перераспределения  выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов  выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабилизации.

       Один  из основных источников информации, характеризующих  объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов.  Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.  Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.

          Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.

       Доходная  часть баланса состоит из поступлений  от различных источников, которые  могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

       Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах [6]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Неравномерность распределения доходов и методы его               измерения 

      2.1 Противоречие между экономической эффективностью и               социальной справедливостью 
     

       Проблема  эффективности распределения экономических  благ тесно связана с проблемой  справедливости. Существует множество  оптимальных, по Парето, вариантов распределения  ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества может существенно различаться. Эффективность распределения благ в обществе определяется господствующими экономическими отношениями.

       Для любого человеческого общества неравенство  доходов и, следовательно, неравенство доступа к ресурсам и благам является фундаментальным фактом. В условиях феодальной экономики нормальным и справедливым считалось, что дворянство и духовенство распоряжаются большей частью общественного продукта, а крестьяне и ремесленники, его не посредственные производители, — гораздо меньшей. Подобное распределение общественного продукта стало восприниматься как социально несправедливое всего лишь около двух столетий назад. В эпоху чистого капитализма важнейшим критерием социальной справедливости стало право человека конкурировать на равных нача­лах с другими. Однако время показало, что и данная экономическая система социально несправедлива, поскольку большая часть населения  лишена средств производства и существует только за счет продажи своей рабочей силы, а другая — меньшая часть населения — является собственником средств производства и присваивает большую часть дохода, создаваемого в данном обществе. Рыночный механизм не дает гарантированного уровня благосостояния. Расслоение общества по доходам очень велико. Реакцией на подобное устройство общества стали массовые акты протеста наемных рабочих и пролетарские революции [3].

       Свобода и равенство — две основные тенденции развития человеческого  общества на протяжении всей истории его существования. Капитализм XIX в. воплотил стремление к свободе реально, а стремление к равенству было воплощено только юридически. Ответом на такое положение стала коммунистическая доктрина, базирующаяся на том, что свободным может быть только экономически независимый человек. Очевидно, что основной целью данной доктрины стало установление экономического равенства. В ряде государств сформировалась социалистическая система хозяйствования, в которой большую частиц национального богатства присваивала партийно-государственная элита. В течение десятилетий подобное устройство общества опять-таки считалось нормальным и справедливым. Осознание несправедливости социального устройства командно-административной системы и явилось основной причиной экономических и социальных реформ в постсоциалистических странах, в том числе и в России. Крах социализма в бывшем СССР и странах Восточной Европы наглядно продемонстрировал неэффективность выравнивания доходов большинства населения (равенство) за счет ограничения его деловой активности (свобода).

       Современное общество зачастую называют обществом  двойного стандарта. Характерными чертами  такого общества являются, с одной  стороны, равные права всех граждан  демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуют множества факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения [11].

       В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:

       1) эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite — равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;

       2) роулсианский. Этот принцип связан с именем Джона Роулза, современного американского философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;

         Джон Роулз (1921—2002) — американский  философ, основоположник либерально-государственной  концепции внутреннего и международного  права-, в значительной степени лежащего в основе современной политики США. Дж. Роулз на протяжении всей жизни преподавал в крупнейших университетах страны. Долгое время был президентом ассоциации политических и социальных философов США. Широко известен, прежде всего, как автор книги «Теория справедливости».

       3) утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «теории счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;

       Иеремия Бейтам (1748—1832) — выдающийся английский философ, экономист и теоретик права. Посвятил свою жизнь изучению состояния правовой и политической системы и исправлению ее недостатков. Его нравственный идеал — «наибольшее счастье наибольшего числа людей».

       5) рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.

       Перед любой экономической системой стоит  проблема выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или же государственное распределение доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительного неравенства в распределении доходов, имущественной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между социальной справедливостью и экономической эффективностью.

       Рыночное  распределение доходов не гарантирует  каждому человеку приемлемый уровень  дохода. В этом состоит некая социальная несправедливость рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Несмотря на достижения развитых стран в социально-экономической сфере, дифференциация доходов, ее масштабы и обоснованность по-прежнему представляют серьезную общественную проблему.

       Неантагонистическое противоречие экономической эффективности  и социальной справедливости — это  современная превращенная форма  общеэкономического противоречия между  производством и потреблением. Чем больше мы тратим на производство, тем меньше остается для потребления, и наоборот. Соответственно, экономическая эффективность достигается в условиях рыночной системы с минимальным вмешательством государства. Социальная справедливость рассматривается как механизм перераспределения доходов с целью предотвращения их чрезмерной дифференциации. Такое перераспределение снижает стимулы, создаваемые рынком и связанные, с одной стороны, с возможностью быстрого обогащения, с другой — с опасностью разорения и безработицы»

       Основной  аргумент в пользу неравенства доходов  состоит в том, что необходимо сохранить стимулы для производства продукции и получения доходов. Кроме того, перераспределение доходов  стоит дорого. Налоги в целом для  общества стоят обычно больше той величины, которую правительство получает в виде налогов. Как показывают оценки некоторых зарубежных экономистов, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия определенных сумм у богатых оборачиваются серьезными потерями в эффективности. Эта ситуация наиболее точно была сформулирована американским экономистом Артуром Оукеном:

       «...мы можем переносить деньги от богатых  к бедным только в дырявом ведре.... ».  Учитывая предпочтение обществом равенства, а также издержки отклонений от определяемого рынком распределения, общество сталкивается с дилеммой: равенство или эффективность. Оптимальным результатом, как правило, является компромисс». По подсчетам Оукена, попытки увеличить доходы бедных за счет изъятия части доходов у богатых приводит к потерям, которые равносильны тому, что из каждых 350 долл., изъятых у богатых, 100 долл. доходят до бедных, а 250 долл. просто теряются.

       Рисунок 2.1 демонстрирует нам именно эту проблему. Точка А является точкой наиболее эффективного результата, когда национальный выпуск максимален. Точка Е соответствует равному распределению дохода. Допустим, перед экономикой стоит задача переместиться из точки A, в которой она сейчас находится, в точку равенства Е. Добиться этого можно за счет установления прогрессивной налоговой системы, последствия введения которой мы уже отмечали (снижение деловой активности в обществе и, следовательно, сокращение объема распределяемого дохода, т. е. потери в эффективности). Поскольку перераспределяющие программы частое приводят к потерям эффективности, то траектория перераспределения может пойти по линии AZ. Страна должна принять решение о том, какой частью эффективности она готова пожертвовать во имя большего равенства. 

         

       Рисунок  2.1 – Перераспределение доходов в ущерб эффективности 

       На  рисунок кривая AZ закручивается  вниз из-за огромного бремени расходов, которые сопутствуют значительному  вмешательству государства в работу рыночного механизма. Все общество будет за то, чтобы избежать неэффективных перераспределяющих программ, ведущих страну в точку С.

       Мировой опыт показывает, что в ряде случаев  нарушения рыночного механизма, вызванные чрезмерно активным вмешательством государства в его функционирование, приводят к тому, что попытки улучшить положение одной части населения за счет другой приносили вред обеим. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге — к падению производства, снижению его эффективности.

Информация о работе Распределение доходов в современной экономике