Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 17:10, курсовая работа
Целью данной работы является изучение распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.
Введение……………………………………………………………………4
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………6
1.1 Понятие и показатели дохода………………………………………….6
1.2 Виды доходов…………………………………………………………...10
1.3 Распределение доходов: теоретические подходы................................14
2. Неравномерность распределения доходов и методы его измерения...18
2.1 Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью……………………………………………..18
2.2 Методы измерения неравномерного распределения………………...25
3. Особенности распределения доходов в России……………………….31
3.1 Дифференциация доходов в России .....………………………………31
3.2 Социальная политика государства……………………………………37
Заключение…………………………………………………………………43
Список использованных источников……………………………………..46
Приложения………………………………………
Другая
часть государственной
Расходы федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике увеличиваются, что показывает таблица 3.4 приведенная в приложений Е. Так в 2005 г. они составляли 3 047 929,3 млн. рублей, в 2006 г. –4 270 114,7 млн. рублей, в 2007 г. – 5 463 479,9 млн. рублей, в 2008 г. – 6 500 253,5 млн. рублей, в 2009 г. – 7 177 955,9 млн. рублей, в 2010 г. – 7 598 817,2 млн. рублей.[9] Наибольшая доля в них принадлежит социальной политике, что показывает таблица 3.5 приведенная в приложений Ж ,(в 2005 г. эта доля составляло 5,5%, в 2006 г. – 4,8%, в 2007 г. – 3,9%, в 2008 г. – 4,2%, в 2009 г. – 4,7%, в 2010 г . – 4,9%) и пенсионное обеспечение (в 2005 они составляли 3,9% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2006 г. – 3,4%, в 2007 г. – 3,0%, в 2008 г. – 3,4%, в 2009 г. – 3,8%, в 2010 г. – 3,%). Также большую долю занимают социальное обслуживание населения и социальное обеспечение населения. Хотя расходы на выплату пособий и социальную помощь значительно увеличиваются с каждым годом, они не являются высокоэффективными, поскольку дифференциация доходов и соответственно количество населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается практически неизменной и снижается очень низкими темпами [17].
3) Прогрессивное налогообложение. В России налоговая политика пока не помогает выравниванию доходов. Большим достижением наше правительство считало и, видимо, продолжает считать введение плоской шкалы подоходного налога в размере 13%. В то время как в зарубежных странах он составляет 30-60%. Подоходный налог с населения (важнейший источник доходов государства) дает до четверти всех поступлений. У нас же подавляющая часть населения еще очень бедна, а преуспевающее меньшинство только начинает привыкать платить налоги. Поэтому для нашей страны необходимо изменение налоговой системы в сторону ее большей адекватности рыночным отношениям и ориентации на экономический рост. Однако не менее важно позаботиться о повышении благосостояния широких слоев населения. Глубокая его дифференциация по уровню доходов вряд ли оправдывает дальнейшее существование прежней системы индивидуального налогообложения: представляется необходимым проведение более гибкой налоговой политики. Большое влияние здесь играет скрытие дохода и неуплата налогов [10].
4) Государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов.
Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Исправление сложившегося положения требует ряда мер. Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности. В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.
В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
Среди
частных проблем
1) Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
2) Погашение задолженности работникам по заработной плате;
3) Расширение источников финансирования социальных услуг;
4) Внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
5) Введение единого порядка корректировки
шкалы и ставок подоходного налогообложения.
На
основании проделанной работы, можно
сделать вывод о том, что равенства
распределения доходов в
Исходя из поставленных задач, нами было дано понятие дохода, как материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя: реальный доход, номинальный доход, располагаемый доход. Были раскрыты принципы распределения доходов: уравнительное распределение, рыночное распределение, привилегированное распределение, распределение по накопленному имуществу. Были выявлены две проблемы распределения доходов в обществе:
1) что лучше: больший пирог, но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но при неэффективной экономике.
2) чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.
Мы выяснили, какова степень неравенства доходов в России: очень явное различие между богатыми и бедными - более 50% населения получают доход меньше или равный прожиточному минимуму.
В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:
-
в сфере регулирования оплаты
труда прогрессивной мерой
-
в реформировании социальной
защиты населения приоритетами
стали считаться: достижение
-
основой налогового
Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики
во всем мире стремились к равномерному
распределению доходов
Высокую
значимость имеет обеспечение комплексного
подхода к осуществлению
Главными
целями при перераспределении доходов
граждан можно считать: сокращение
дифференциации в оплате труда по
отраслям и предприятиям, снижением
сезонной безработицы в сельской местности
, поиск новых источников финансирования
проводимой социальной политики и др.
Список использованных
источников
1 Российский статистический ежегодник 2009 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) . - Моссква, 2009. - 806 с.
2 Булатова, А. С. Экономика : учебник / Под ред. А. С. Булатова .- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2005. - 831 с. - ISBN 5-981118-124-9.
3 Вечканов, Г. С. Макроэкономика : учеб. для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова .- 3-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 337с. - ISBN 978-5-388-00581-6.
4 Видяпина, В. И. Экономическая теория : учебник для вузов / Под ред. В. И. Видяпина и др.- изд. испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 672 с. - ISBN 5-16-002162-0.
5 Киселева, Е. А. Макроэкономика : курс лекций / Е. А. Киселева . - М. : Эксмо, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-699-08077-9.
6 Николаевой, И. П. Экономическая теория : учебник для вузов / Под ред. И. П. Николаевой . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 510 с - ISBN 5-238-00399-4.
7 Чепурина, М. Н. Курс экономической теории : учеб. для вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой . - Киров : АСА, 2001. - 752 с. - ISBN 5-88186-343-7.
8
Белова, Т. Межотраслевая
9
Бочкарева, В. К. Государственное
регулирование доходов
Информация о работе Распределение доходов в современной экономике