Распределение доходов в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………6
1.1 Понятие и показатели дохода………………………………………….6
1.2 Виды доходов…………………………………………………………...10
1.3 Распределение доходов: теоретические подходы................................14
2. Неравномерность распределения доходов и методы его измерения...18
2.1 Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью……………………………………………..18
2.2 Методы измерения неравномерного распределения………………...25
3. Особенности распределения доходов в России……………………….31
3.1 Дифференциация доходов в России .....………………………………31
3.2 Социальная политика государства……………………………………37
Заключение…………………………………………………………………43
Список использованных источников……………………………………..46
Приложения………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)
>       Важнейшей частью государственной программы  социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лиц, имевших в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования. Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства.

       Другая  часть государственной программы  социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

       Расходы федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике увеличиваются, что показывает таблица 3.4 приведенная в приложений Е. Так в 2005 г. они составляли 3 047 929,3 млн. рублей, в 2006 г. –4 270 114,7 млн. рублей, в 2007 г. – 5 463 479,9 млн. рублей, в 2008 г. – 6 500 253,5 млн. рублей, в 2009 г. – 7 177 955,9 млн. рублей, в 2010 г. – 7 598 817,2 млн. рублей.[9] Наибольшая доля в них принадлежит социальной политике, что показывает таблица 3.5 приведенная в приложений Ж ,(в 2005 г. эта доля составляло 5,5%, в 2006 г. – 4,8%, в 2007 г. – 3,9%, в 2008 г. – 4,2%, в 2009 г. – 4,7%, в 2010 г . – 4,9%) и пенсионное обеспечение (в 2005 они составляли 3,9% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2006 г. – 3,4%, в 2007 г. – 3,0%, в 2008 г. – 3,4%, в 2009 г. – 3,8%, в 2010 г. – 3,%). Также большую долю занимают социальное обслуживание населения и социальное обеспечение населения. Хотя расходы на выплату пособий и социальную помощь значительно увеличиваются с каждым годом, они не являются высокоэффективными, поскольку дифференциация доходов и соответственно количество населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается практически неизменной и снижается очень низкими темпами [17].

       3) Прогрессивное налогообложение. В России налоговая политика пока не помогает выравниванию доходов. Большим достижением наше правительство считало и, видимо, продолжает считать введение плоской шкалы подоходного налога в размере 13%. В то время как в зарубежных странах он составляет 30-60%. Подоходный налог с населения (важнейший источник доходов государства) дает до четверти всех поступлений. У нас же подавляющая часть населения еще очень бедна, а преуспевающее меньшинство только начинает привыкать платить налоги. Поэтому для нашей страны необходимо изменение налоговой системы в сторону ее большей адекватности рыночным отношениям и ориентации на экономический рост. Однако не менее важно позаботиться о повышении благосостояния широких слоев населения. Глубокая его дифференциация по уровню доходов вряд ли оправдывает дальнейшее существование прежней системы индивидуального налогообложения: представляется необходимым проведение более гибкой налоговой политики. Большое влияние здесь играет скрытие дохода и неуплата налогов [10].

       4) Государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

       Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов.

       Проводимая  ныне социальная политика характеризуется  спонтанностью и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Исправление сложившегося положения требует ряда мер. Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической целесообразности, а не политических амбиций. Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности. В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация генеральных целевых установок с учетом сложившейся системы государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических условий и ограничений различного характера.

       В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:

  • активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;
  • формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения: высокопроизводительных рабочих мест, профессионально подготовленных работников и их высоких доходов;
  • действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы;
  • формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;
  • разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности;
  • институциональные преобразования с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п. [12].

       Среди частных проблем совершенствования  социальной политики основными являются следующие:

            1) Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

            2) Погашение задолженности работникам по заработной плате;

            3)   Расширение источников финансирования социальных услуг;

            4)   Внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

            5) Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения. 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение 

       На  основании проделанной работы, можно  сделать вывод о том, что равенства  распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как  рыночная система - это беспристрастный механизм. Она «не знает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Также немаловажно сказать, что люди различаются между собой трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, умением продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. Каждый получает ровно столько, сколько заслужил.

       Исходя  из поставленных задач, нами было дано понятие дохода, как материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя: реальный доход, номинальный доход, располагаемый доход. Были раскрыты принципы распределения доходов: уравнительное распределение, рыночное распределение, привилегированное распределение, распределение по накопленному имуществу. Были выявлены две проблемы распределения доходов в обществе:

       1)  что лучше: больший пирог, но разделенный на неравные порции, то есть эффективная экономика, но неравенство в обществе; или всем поровну, но уже от меньшего пирога, то есть равенство, но при неэффективной экономике.

       2) чем оно видит социальную справедливость: в равном распределении доходов или в равных возможностях их зарабатывания.

       Мы  выяснили, какова степень неравенства  доходов в России: очень явное  различие между богатыми и бедными - более 50% населения получают доход  меньше или равный прожиточному минимуму.

       В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:

       - в сфере регулирования оплаты  труда прогрессивной мерой стало  поэтапное повышение минимального  размера оплаты труда и ликвидация  его увязки с социальными выплатами;

       - в реформировании социальной  защиты населения приоритетами  стали считаться: достижение упорядоченности,  обоснованности и адресности  социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального  страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.

       - основой налогового регулирования  доходов стало принятие единой  минимальной ставки налога на доходы физических лиц.

       Главной проблемой в условиях острой необходимости  социальной поддержки граждан Российской Федерации является недостаточность  финансирования трансфертных программ. Заслуживают внимание предложения  по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием. Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан, которое является дополнением и конкретизацией федеральных программ. В сфере распределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом, согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.

       Политики  во всем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но со временем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческому  складыванию экономики России. При увеличении доходов богатых повышались цены на сырье и другие товары народного потребления.

       Высокую значимость имеет обеспечение комплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, в  сложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения через налоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения. Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл создание благоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.

       Главными  целями при перераспределении доходов  граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда по отраслям и предприятиям, снижением  сезонной безработицы в сельской местности , поиск новых источников финансирования проводимой социальной политики и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Список использованных источников  

       1 Российский статистический ежегодник  2009 : стат. сб. / Федер. служба гос. статистики (Росстат) . - Моссква, 2009. - 806 с.

       2 Булатова, А. С.  Экономика : учебник  / Под ред. А. С. Булатова .- 4-е  изд., перераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2005. - 831 с. - ISBN 5-981118-124-9.

       3 Вечканов, Г. С.  Макроэкономика  : учеб. для вузов / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова .- 3-е изд., доп. - СПб. : Питер, 2009. - 337с. - ISBN 978-5-388-00581-6.

       4 Видяпина, В. И.  Экономическая теория : учебник для вузов / Под ред. В. И. Видяпина  и др.- изд. испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 672 с. - ISBN 5-16-002162-0.

       5 Киселева, Е. А. Макроэкономика  : курс лекций / Е. А. Киселева . - М. : Эксмо, 2007. - 352 с. - ISBN 978-5-699-08077-9.

       6 Николаевой, И. П. Экономическая теория : учебник для вузов / Под ред. И. П. Николаевой . - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 510 с - ISBN 5-238-00399-4.

       7  Чепурина, М. Н. Курс экономической  теории : учеб. для вузов / Под ред.  М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой  . - Киров : АСА, 2001. - 752 с. - ISBN 5-88186-343-7.

       8 Белова, Т. Межотраслевая дифференциация  доходов населения и их динамика / Т. Белова // Экономист.-2008. - № 4. - С. 62-66.

       9 Бочкарева, В. К.  Государственное  регулирование доходов населения  / Бочкарева В. К., Мигранова Л.  А. // Уровень жизни населения регионов  России,2009. - № 10/11. - С. 53-62.

Информация о работе Распределение доходов в современной экономике