Распределение доходов в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение распределение доходов и проблема справедливости в рыночной экономике.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1. Сущность, критерии распределения и структура доходов……………6
1.1 Понятие и показатели дохода………………………………………….6
1.2 Виды доходов…………………………………………………………...10
1.3 Распределение доходов: теоретические подходы................................14
2. Неравномерность распределения доходов и методы его измерения...18
2.1 Противоречие между экономической эффективностью и социальной справедливостью……………………………………………..18
2.2 Методы измерения неравномерного распределения………………...25
3. Особенности распределения доходов в России……………………….31
3.1 Дифференциация доходов в России .....………………………………31
3.2 Социальная политика государства……………………………………37
Заключение…………………………………………………………………43
Список использованных источников……………………………………..46
Приложения………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 1.22 Мб (Скачать документ)

       Конечно, в СССР для подавляющей массы  населения различия в уровнях доходов были куда меньше, чем сейчас в Российской Федерации, но, тем не менее, они существовали: кто-то покупал «Жигули» в экспортном исполнении или «Волги», в то же время во всех школах родительские комитеты вынуждены были заниматься сбором денег для покупки школьной формы детям из нищих семей. Кроме того, чтобы заручиться поддержкой государственного и партийного аппарата, руководство страны поощряло их сотрудников «неденежными доходами» - то есть правом на покупку дефицитных товаров по пониженным ценам в так называемых «закрытых распределителях». Итогом этого было резкое - но как бы замаскированное - различие в реальных доходах и богатстве семей.

       Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  тогда оно создает угрозу для  политической и экономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые страны мира постоянно реализуют меры по сокращению такого неравенства.

           Но сначала попробуем разобраться в том, почему нежелательно и абсолютное равенство в доходах. 

       Дело  в том, что такая организация экономической жизни убивает у людей стимулы к производительному труду. Ведь все мы рождаемся разными и наделены разными способностями, некоторые из которых встречаются реже других. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос на такие способности, намного превышает предложение. А это ведет к росту цены трудовых способностей таких людей, то есть их доходов. 

       Впрочем, люди с одинаковым типом способностей выполняют одни и те же обязанности  тоже по-разному, с разной производительностью труда и качеством продукции. Как оплачивать эти различные результаты труда? Что важнее - факт труда или его результат?

       Если  оплачивать одинаково – «по факту  труда», то обидятся люди, работающие с большей производительностью и наделенные полезными обществу талантами. Многие из них перестанут работать в полную силу (зачем напрягаться, если всем платят одинаково?). А значит, результативность их труда опустится до уровня наименее одаренных и трудолюбивых членов общества. Итогом этого станет уменьшение возможностей экономического прогресса страны и замедление темпов роста благосостояния всех ее граждан. Именно такие последствия «уравниловки» в оплате труда оказали крайне губительное влияние на экономику СССР и стали одной из главных причин постепенного прекращения ее роста.

       Поэтому оплачивать деятельность людей приходится по-разному. И поскольку врожденные способности к труду у людей различны, а на это еще наслаиваются различия в приобретенной квалификации и опыте (человеческом капитале), то результатом становятся существенные различия в уровнях доходов.

       В силу этого определенное неравенство  доходов; следует признать нормальным. Более того - это крайне важный инструмент поощрения трудовой активности людей [10].

       Различия  в уровне доходов на душу населения  или заработной платы на

одного занятого называются дифференциацией доходов, или дифференциацией заработной платы.

       Дифференциация  доходов населения – результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности распределения благ и проявляющийся в различии долей доходов, получаемых разными группами населения. Она формируется под воздействием видов занятости, влияния таких демографических факторов, как количество работающих в семье, количество детей, соотношение иждивенцев и работающих.

       Приведем  распределение общего объема денежных доходов населения

РМ по его 20%-ным группам, что показывает приведенная в приложений В таблица 3.1.

       Результаты  исследования показали, что за 2000-2009 гг. произошли не-

значительные  изменения в его распределении. Так, за 2009 год первая группа (с

наименьшими доходами) составляет 6,5%, вторая группа – 11,7%, третья группа

– 16,8%, четвертая группа – 23% и пятая группа (с наибольшими доходами) –42,3%. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини) составил 0,422, а коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов) – 16,7 раза. [14]

       Важнейшим фактором дифференциации населения  по доходам является межотраслевая  и внутриотраслевая дифференциация заработной платы. В  приложений Г представлены данные Росстата о среднемесячной номинальной заработной плате по укрупненным видам экономической деятельности в период с 2002 по 2009 г.

       Наибольшая величина средней заработной платы отмечается в двух видах деятельности: «финансовая деятельность» (33 233 руб.), «добыча полезных ископаемых» (27 005 руб.). Три следующие позиции по уровню заработной платы занимают: «транспорт и связь», «государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды». Таким образом, два приоритета, непоколебимые в динамике по годам, совершенно очевидны: это отрасли, связанные с добычей и распределением природных ресурсов и виды экономической деятельности, в которых новая стоимость не создается: финансовая деятельность, государственное управление.

     Для выявления тенденции в динамике средней заработной платы вначале  проследим рейтинговые колебания. Вышеупомянутые «приоритетные» виды экономической  деятельности, занимающие в рейтинге первые пять позиций, за исследуемый  период колебались мало и «соревновались» по уровню доходов между собой. Весьма непростые экономические условия, отразившиеся на уровне заработной платы, складывались в этот период в таких отраслях и видах деятельности: «рыболовство и рыбоводство», «операции с недвижимым имуществом», «строительство», «оптовая и розничная торговля». Средняя заработная плата в этих отраслях колебалась в пределах двух-трех рейтинговых позиций. Очень хорошо просматриваются колебания рейтинговых позиций реформы в здравоохранении. Заработная плата повышалась (в этой сфере) в 2004 и 2008 гг.

     Две последние строчки в рейтинге средней заработной платы занимают «образование» и «сельское хозяйство». Несмотря на попытки правительства  страны осуществить реализацию национальных проектов в этих сферах, профессиональные доходы работников остаются крайне низкими.

     В жизни это означает знакомую ситуацию. Работники одинаковых профессий, допустим уборщица или бухгалтер, в школе  зарабатывают в 3-5 раз меньше, чем  уборщица и бухгалтер в банке. Значит ли это, что для работы в  банке требуется более высокая квалификация, образование, опыт, стаж и т. д.? Или столь высокая «отраслевая рента» - результат ее «сложности и напряженности»? Посмотрим внутриотраслевые различия профессиональных доходов работников в нашем народном хозяйстве. Наиболее дифференцированной является оплата труда финансовых работников. Так, по данным выборочного обследования (2006 г.) заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников превышала в 30 раз заработки 10% самых низкооплачиваемых работников этой сферы.

     Все это приводит к тому, что оплата труда работников одного предприятия, организации существенно различается. Разница между заработной платой самой высокооплачиваемой части  работников (это, как правило, руководитель и его заместители) и низкооплачиваемых работников составляет 10-30 раз, а работников среднего звена - 5-8 раз.

     Между тем в Японии, например, заработная плата рядового работника и топ-менеджера  различается не более, чем в 5 раз. В развитых европейских странах  наименьшая отраслевая дифференциация заработной платы наблюдается в Швеции, Великобритании, Франции, Италии. Для этих стран характерна высокая оплата медицинских работников и работников сферы образования.

     Межотраслевые, внутриотраслевые различия в оплате труда дополняются и межрегиональными различиями, вносящими свой вклад в дифференциацию населения по трудовым доходам. Это весьма обширная и сложная проблема, рассмотрим некоторые тенденции межотраслевой дифференциации заработной платы [13].

     Как показывает анализ темпов ее роста  с 2003-2009 гг .,приведенная в приложений Д , практически все виды экономической деятельности сохраняют постоянные темпы роста среднемесячной начисленной заработной платы. Средний темп роста заработной платы за рассматриваемый период в целом по экономике составил 1,29 (129%). Темпы роста оплаты труда работников сферы финансов хотя и сильно колебались по годам, но в среднем оказались равны 1,3 (130%). В отличие от финансовой деятельности высокие уровни оплаты труда в добывающих отраслях имеет тенденцию к снижению. Такая же положительная динамика характерна и для работников транспорта и связи. Темпы роста профессиональных доходов работников государственного управления и обеспечения военной безопасности сильно колебались: от 139% в 2007 г. до 116% в 2009 г., средний темп роста почти не отличается от среднего по экономике. В различных отраслях промышленности (обрабатывающие производства) темпы роста за весь период были меньше, чем в целом по экономике [8].

     Таким образом, динамика экономического неравенства  за исследуемый период свидетельствует, что процессы дифференциации населения по доходам (в том числе и по заработной плате) продолжают углубляться. Изменения в доходах населения и расслоение общества приводит к самым негативным последствиям, ибо усиление неравенства в распределении доходов и низкий их уровень у основной части населения понижают совокупный потребительский спрос, делают его односторонним, что не способствует развитию отечественного производства и реального сектора экономики.

        3.2 Социальная политика государства 

       Формирование  рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к  рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем  социальной защищенности населения; повышение  роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

       По  мнению И.Соболевой, рост динамизма  общественной жизни и экономического развития, бурное развитие процессов  глобализации повлекло за собой снижение стабильности, угрозу устоявшемуся порядку  вещей и, следовательно, ослабление социально-экономической незащищенности населения [15]. Социальная защита граждан осуществляется с помощью социальной политики государства.

       Социальная  защита граждан осуществляется с  помощью социальной политики государства. Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

       Социальная  политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Составной частью социальной политики является государственная политика доходов, которая заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки оплат труда, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования, производится индексация доходов, поддерживаются бедные слои населения.

       Факторы, определяющие политику доходов:

       1) В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня. Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Значительная часть общественных ресурсов (и государственных расходов) вкладывается в человеческий капитал, т.е. направляется в сферу образования, здравоохранения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Все развитые страны поддерживают высокий уровень расходов на эти цели.

       2) Социальные трансферты. Они позволяют смягчить социальное неравенство, порождаемое рыночным характером распределения доходов, а также различными превратностями человеческой жизни, включая болезни, потерю работы, старость и другие риски, лишающие человека возможности получать хотя бы минимальный трудовой доход. Эти средства покрывают расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и т.п. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы.

Информация о работе Распределение доходов в современной экономике