Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем финансирования инновационных программ, выявление тенденций и перспектив развития инноваций в России.
Из цели логически вытекают следующие задачи исследования:
• анализ теоретических основ инновационной деятельности и источников ее финансового обеспечения;
• анализ состояния государственного финансирования в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ 5
1.1 Инновационные программы в РФ: исторический контекст, правовое обеспечение и проблемы их формирования на современном этапе 5
1.2 Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей 10
1.3 Система финансирования инновационных программ в России: источники, формы, методы 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
2.1 Анализ финансирования государственных инновационных программ 23
2.2 Идентификация проблем финансирования инноваций и возможные пути их решения 27
2.3 Тенденции развития инноваций в России 31
Заключение 38
Список литературы 40
СОДЕРЖАНИЕ
В последние годы в России уделяют все больше внимания инновациям, их внедрению в современную жизнь и эффективное финансирование. Правительство страны прилагает значительные усилия по формированию национальной инновационной системы. Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.
Сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в РФ не совсем соответствует требованиям цивилизованного развития экономики. Сужающиеся возможности государственного сектора в финансировании научных исследований и разработок, нехватка собственных средств у предприятий сужают приток частных инвестиций. При этом объем валовых и чистых инвестиций в России постоянно уменьшается.
Актуальность данной работы подтверждается ориентацией государства на развитии его инновационного потенциала, утверждение статуса России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе.
Российское правительство предприняло существенные усилия для развития инноваций. Неоднократно разрабатывались и принимались инновационные стратегии развития, сформировалась инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием, на конкурсной основе создаются и развиваются инновационные кластеры. Также принято нормативно – правовое законодательство, регулирующее инновационную деятельность.
Целью данной работы является исследование проблем финансирования инновационных программ, выявление тенденций и перспектив развития инноваций в России.
Из цели логически вытекают следующие задачи исследования:
Предметом исследования является система финансирования государственных инновационных программ.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды российских ученых по проблемам государственного финансирования инновационных программ. Анализ базировался на изучении научной литературы, включая статьи, информационно-аналитические и статистические издания. В ходе исследования были изучены действующие в России законодательство в области инноваций, приоритетные стратегии развития национальной экономики, различные нормативные акты в области инвестиций.
В заключительной главе исследования представлены тенденции развития инноваций в России.
В целом, данная работа сосредоточена на исследовании инновационной деятельности и системы государственного финансирования этой деятельности с целью выявления основных проблем её перспективного становления и развития в современной экономике.
Будущий уровень социально-экономического развития России, ее место в составе передовых стран мира во многом определяются инновационным уровнем развития, базирующихся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства.
Внимание государства к проблеме стимулирования инноваций в последние несколько лет очевидно усиливается. В выступлениях первых лиц государства, правительственных документах, стратегии развития России не однократно говорилось, что составными частями политической стратегии являются модернизация экономики, утверждение статуса России как современной мировой державы, достигшей успехов на инновационной основе. При этом чтобы налоговые льготы и государственное финансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем, у кого есть идеи, и кто соответствует установленным критериям.
Претворение политических деклараций в конкретные государственные решения, как правило, предполагает реализацию трех задач: во-первых, формулирование стратегических целей, которые должны быть достигнуты; во-вторых, создание некой структуры, курирующей избранные направления; и, в-третьих, – и именно этот этап позволяет перейти от слов к делу – принятие новых (или изменений в уже действующие) нормативных актов, позволяющих подключить к решению проблемы механизм государственного регулирования.
Точкой отсчета инновационной активности государственной власти можно считать 2005 год, когда были приняты «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года». Если анализировать документ в подробностях, то нельзя не заметить, что многие из содержащихся в нем предложений и задач, перекочевали в него из более ранних правительственных стратегий. Для развития инновационной системы на период до 2010 года были поставлены следующие задачи:
- сформировать приоритеты инновационной деятельности;
- обеспечить нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности;
- обеспечить рациональное сочетание механизмов государственного прямого и косвенного стимулирования и рыночных механизмов при осуществлении инновационной деятельности;
- создать условия для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах;
- обеспечить активное развитие инновационной деятельности предприятий и организаций, работающих в области коммерциализации технологий;
- усилить государственное регулирование и поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных областях, к которым, прежде всего, относятся: оборонно-промышленный комплекс, атомная и авиакосмическая
промышленность, связь и телекоммуникации, фармацевтика и биотехнология, производство программного обеспечения;
- обеспечить развитие инновационных технологий, направленных на повышение эффективности использования энергетических и природных ресурсов страны, включая уникальные технологии, созданные в оборонно-промышленном комплексе;
- обеспечить ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности российской экономики;
- обеспечить повышение эффективности государственно-частного партнерства при реализации важнейших инновационных проектов государственного значения;
- стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны [7, С. 98].
Еще одним шагом в формировании государственной политики инноваций стало принятие в 2006 году «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года», по сути, документ носит явно вспомогательный характер. Целью реализации стратегии является выполнение следующих задач:
- создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства.
- создание эффективной национальной инновационной системы.
- развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
- модернизация экономики на основе технологических инноваций.
Важным шагом в инновационное развитие России представляется создание инновационного центра «Сколково» (рис. 1.1).
Несмотря на то, что нет ещё точного проекта организации бизнес-процессов в Сколково, его инфраструктуры, примерный бюджет проекта уже готов (рис. 1.2). Финансирование инновационного центра будет производиться из федерального бюджета по направлениям: содействие развитию инфраструктуры, разработка проектной документации по некоммерческим объектам, а также развитие научной инфраструктуры[4].
Рис. 1.1 Инновационный Центр «Сколково»
Остальные объекты, большинство из которых будет относиться к коммерческой инфраструктуре, будут обеспечиваться как за счёт частных источников финансирования, так и за счёт средств федерального бюджета.
Рис. 1.2 Схема финансирования инновационного центра «Сколково»
Законом предусмотрено единое негосударственное управление Центром «Сколково» специально созданной управляющей компанией. Для управления проектом 21 мая 2010 года была создана некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий». Штат Фонда насчитывает около 70 человек. В состав Фонда входят пять кластеров – функциональных подразделений, основная задача деятельности которых заключается в создании условий для поддержки разработок, осуществляемых в рамках каждого из пяти направлений инновационной деятельности «Сколково» (рис. 1.3).
Конечно, создание такого центра неизбежно столкнется с рядом трудностей, на которые в средствах массовой информации указывают представители научной общественности. К ним, в первую очередь, следует отнести должное нормативно-правовое обеспечение, отсутствие первоначальной научной, технологической и кадровой базы, научных школ, без которых сегодня не производится ни один серьезный прорыв в науке и технологиях [10, C80].
Рис. 1.3 Структура инновационной деятельности в «Сколково»
При отсутствии необходимого нормативного обеспечения, инновационный процесс будет носить непоследовательный и противоречивый характер, что негативно отразится на темпах и сроках создания в России инновационной экономики
1.2 Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей
Крупным стратегическим ходом Правительства России в ушедшем году стало рассмотрение и принятие проекта новой инновационной стратегии России – «Инновационная Россия-2020». В отличие от прежних инновационных программ новый документ отличает большая критичность в оценке тенденций развития российской экономики. В частности констатирован тот факт, что из запланированных целей в прежней стратегии развития науки и инноваций России до 2015 г. на первых двух этапах – в 2006–2010 гг. – выполнено лишь чуть более трети намеченного, что реальные дела идут даже хуже, чем в инерционном сценарии и что ряд ключевых параметров инновационного развития ухудшается.
В документе заявлено, что перевод экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития является единственно возможным способом роста благосостояния населения и укрепления геополитического статуса страны. Однако из экономической истории известно, что целенаправленные попытки государств создать инновационную экономику оканчивались успехом далеко не всегда – шансы фактически составляют 50 на 50 и, следовательно, в запасе должны быть запасные (помимо инновационного) варианты стимулирования.
Авторы Стратегии справедливо указывают как на весьма высокий уровень развития целого ряда элементов инновационной инфраструктуры и ресурсного обеспечения в России, так и на отсутствие мотивов к инвестиционному поведению всех субъектов экономики и действенной кооперации их с сектором исследований и разработок. При этом разработчики нынешней стратегии, призывают к совершенствованию так называемой «национальной инновационной системы», главную роль в которой, по традиционному определению этого термина, играет не государство, не наука, а фирма, то есть малый, средний и крупный бизнес, который сейчас «придавлен» национальным бюрократическим классом и, в силу этого, вряд ли может взять на себя роль инновационного лидера.
В экспертной среде сейчас выдвигается гипотеза о формировании в ближайшие десятилетия новых моделей инновационного развития, которые отличаются как от модели национальной инновационной системы, где главным двигателем являлись фирмы, так и от модели «треугольника» Г. Сабато, которая исходила из доминирования роли государства в инновационном развитии, как это было в Японии. В состав модели вошли представители трёх секторов: государственного, учебно–научного сообщества и производственного сектора. Отношения между тремя вершинами возникают в трёх конфигурациях: внутренние отношения внутри каждой вершины, взаимоотношения между тремя вершинами и отношения с внешними границами.
Одна из наиболее проработанных новых моделей развития мирового инновационного процесса получила название концепции «тройной спирали». Она основана, с одной стороны, на тезисе о доминирующем положении институтов, ответственных за создание нового знания, а с другой стороны, о важности сетевого характера взаимодействия участников инновационного процесса, в рамках так называемых «стратегических инновационных сетей», где происходит своего рода пересечение трех множеств отношений (внутри-фирменных, внутри-государственных и внутри-университетских) и создание гибридных институциональных форм, снижающих неопределенность.
Более наглядно модели инновационного процесса и их содержание представлены на рис. 1.4.
Сегодня проблема выбора модели развития экономики России вновь обострилась, и, руководствуясь методом Дельфи, разработаны сценарные условия этого развития, в которых инновационный сценарий, основанный на НИС, рассматривается как один из вариантов ее развития. По существу, в настоящее время дискутируются три концепции (сценария) развития экономики страны, обеспечивающих рост национальной экономики. При этом параметры роста являются альтернативными и зависят от макроэкономического регулирования, а, следовательно, от финансовой политики. Модели экономического роста современной России представлены в табл. 1.1.