Развитие инновационных программ в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование проблем финансирования инновационных программ, выявление тенденций и перспектив развития инноваций в России.
Из цели логически вытекают следующие задачи исследования:
• анализ теоретических основ инновационной деятельности и источников ее финансового обеспечения;
• анализ состояния государственного финансирования в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ 5
1.1 Инновационные программы в РФ: исторический контекст, правовое обеспечение и проблемы их формирования на современном этапе 5
1.2 Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей 10
1.3 Система финансирования инновационных программ в России: источники, формы, методы 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
2.1 Анализ финансирования государственных инновационных программ 23
2.2 Идентификация проблем финансирования инноваций и возможные пути их решения 27
2.3 Тенденции развития инноваций в России 31
Заключение 38
Список литературы 40

Работа состоит из  1 файл

Razvitie_riskovogo_innovatsionnogo_razvitia_v (1).doc

— 423.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Рис. 1.4 Основные модели развития мирового инновационного процесса

 

 

 

Таблица 1.1

Модели экономического роста современной России

Параметры экономического роста

Сценарий инерционного развития

Сценарий энергосырьевого развития

Сценарий инновационного развития

Целевой ориентир

Консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением ценовой конкурентоспособности перерабатывающих производств.

Частичное снятие ограничений инерционного развития за счёт реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации нашей страны в мире.

Использование инновационных источников роста за счёт как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных, так и за счет новых наукоемких секторах и экономике знаний.

Факторы, определяющие потенциал экономического роста

Отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики; усиление экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры;

Наращивание экспорта энергоносителей, сырья и транспортных услуг при усилении зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков углеводородов; ускоренное развитие транспортной инфраструктуры; возможности обеспечения внутреннего энергопотребления, высокая динамика которого будет обусловлена доминированием в структуре экономики энергоемких сырьевых отраслей; недостаточная динамика повышения качества человеческого капитала;

Создание эффективной национальной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг; глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения; модернизация инфраструктурных отраслей экономики: транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий, при значительно более высоком, чем во втором варианте повышения эффективности энергосбережения;

Результаты модернизации структуры экономики

Сохраняются современные структурные характеристики: доминирование сырьевого сектора и в экспорте, и в накоплении капитала, слабое развитие обрабатывающих секторов.

Сохраниться сильная зависимость российской экономики от конъюнктуры нефтяных и сырьевых рынков.

Выход на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых стран, за счёт повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.

Итоги реализации параметров сценария

Тема роста ВВП начнет быстро снижаться к 2015 г. до 3-4%. Высока вероятность того, что в 2011-2013 гг. из-за образования отрицательного торгового сальдо и недостаточного притока иностранного капитала курс рубля понизиться. В 2016-2020-х гг. динамика ВВП стабилизируется на уровне около 3% в год. В целом за 2008-2020 гг. ВВП вырастет в 1,6 раза, что не позволит решить стратегические задачи в области укрепления позиций России в мире.

Рост ВВП составит до 2015 г. 5,5-6% в год. В 2016-2020 гг. вероятно замедление роста до 4,5-5,5%. В целом за 2008-2020 гг. ВВП увеличивается в 2 раза, что не обеспечит решение перспективных задач в области социального развития. Россия займёт лидирующие позиции на мировых рынках энергоносителей. При этом будет нарастать общее технологическое отстаивание России от этих стран, и усиливаться ее зависимость от импорта технологий.

Существенно сократиться разрыв между Россией и ведущими странами мира по уровню благосостояния. Объем ВВП на душу населения к 2015 г. составит не менее 21 тыс. долл. к 2020 г. – 30 тыс., что приблизительно соответствует текущему уровню развития стран Еврозоны. Россия займёт достойное место в мировой экономике, будет обеспечена ее интеграция в мировое хозяйство на основе использования научно-исследовательского и производственно-технологического потенциалов.


 

Обеспечение сценария инновационного развития, который является предпочтительным, требует значительного развития государственного регулирования инвестиционной и инновационной деятельности и активного участия государства (прямого и косвенного) в структурной перестройке экономики [6, C.31].

Роль государства в инновационных сетях также крайне важна, хотя в новых концепциях (тройной спирали) оно не занимает доминирующей позиции.

Во-первых, государство должно контролировать процесс проникновения инноваций и создавать при необходимости условия для набора ими критической массы.

Во-вторых, высокие фиксированные издержки и риски при развитии инновационной активности становятся важным барьером для российских фирм, выходящих на новые для них рынки обрабатывающей промышленности. Это повышает важность развития частно-государственного партнерства в этой сфере.

В-третьих, говоря о новой роли государства в инновационном процессе, важно иметь в виду, что использование результатов науки и инноваций в экономической деятельности – это, как правило, не результат политики на уровне фирмы или уполномоченных государственных структур, а результат совместно выработанной средне- и долгосрочной стратегии. Это связано с тем, что современный рынок знаний и инноваций все большим количеством специалистов характеризуется как несовершенный, т.е. как рынок, где частная и общественная отдача от инвестиций может сильно отличаться. В силу этого необходима правильная государственная политика, направленная на предотвращение недоинвестирования в знания и состоящая в создании побудительных мотивов для экономических субъектов всех форм собственности к созданию знаний и инноваций. Как вариант, возможно и «принуждение к инновациям», но не путем административного давления, а на основе введения новых жестких стандартов к качеству продукции.

В-четвертых, при разработке национальной стратегии развития инноваций в будущей экономике важно осознавать, что, как показывает анализ мирового опыта, инновационные структуры имеют четко выраженную, отраслевую и секторальную специфику, и страны даже с близким уровнем социально-экономического развития не могут заимствовать успешные примеры научной и инновационной стратегии друг у друга, ориентируясь на конечный результат. В каждом отдельном случае необходим осмысленный выбор специфического для каждой страны сочетания из набора возможных политик и мер. Обсуждаемая Стратегия с этой точки зрения нуждается в серьезном переформатировании при сохранении созданных в ней солидных заделов.

Согласно прогнозам, прописанным в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года будет характеризоваться следующими характеристиками:

- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;

- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;

- объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.

В целом для качественного изменения существующего положения дел в сфере инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством стратегии развития, в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. Важно учесть также, что с учетом мирового опыта для перехода на инновационный путь развития требуется не менее 10 лет. Поэтому имеет смысл придать новой инновационной Стратегии более длинный временной горизонт – до 2030 года. Иначе ее могут в 2020 г., то есть слишком рано, объявить исполненной и вообще прекратить обращать внимание на эту проблему.

 

1.3 Система финансирования инновационных программ в России: источники, формы, методы

 

Система финансирования выступает одним из основных инструментов реализации государственной политики и при оценке ее эффективности необходимо оперировать совокупностью критериев, прежде всего[1, C 31]]:

- критерием целевой ориентации финансового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности. Критерий определяет, в какой степени выдвинутые государством цели научно-технической политики обеспечены соответствующими ресурсами, финансовыми средствами;

- критерием оптимальности форм прямой государственной поддержки по конкретным направлениям развития науки и техники;

- критерием эффективности механизма, стимулирующего привлечение ресурсов из внебюджетных источников.

Эти критерии учитываются при формировании механизма финансирования, как на общесистемном уровне, так и на элементном уровне (по типам источников средств, формам и методам организации финансирования).

Возможность для компании привлечь финансирование является критической составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности.

Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие способы финансирования инноваций, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией фирмы, планами ее текущей деятельности и развития. Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

По видам собственности источники финансирования делятся на[2]:

- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

- привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

- собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

- привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Наряду с источниками существуют формы финансирования инновационной деятельности: государственное финансирование, акционерное финансирование, банковские кредиты, венчурное финансирование, лизинг, форфейтинг, смешанное финансирование.

Государственное финансирование

Из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов финансируются направления инновационной деятельности, имеющие приоритетное значение. Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

а) финансирования федеральных целевых инновационных программ;

б) финансового обеспечения перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

К числу приоритетов государственной инновационной политики РФ относятся федеральные целевые программы: «Национальная технологическая база», «Развитие электронной техники в РФ», «Развитие гражданской авиационной техники», «Информатизация РФ», «Технологии двойного назначения», «Развитие промышленной биотехнологии», «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности» и пр.

К инновационным программам, на осуществление которых предполагается получение государственной финансовой поддержки, предъявляются следующие требования:

- право на участие в конкурсном отборе имеют инновационные проекты, направленные на развитие перспективных (развивающихся) отраслей экономики, при условии их частичного финансирования (не менее 20% от суммы, необходимой для реализации проекта) из собственных средств компании;

- срок окупаемости не должен превышать установленных нормативов (как правило, 2 года);

- государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность;

- инновационные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Акционерное финансирование

Данная форма доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества; позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект.

Банковские кредиты

Коммерческие банки финансируют инновационные проекты, обладающие реальными сроками окупаемости (срок окупаемости меньше срока реализации проекта), имеющими источники возврата предоставляемых финансовых средств, обеспечивающие значительный прирост инвестируемого капитала.

Банковский кредит предоставляется на определенный срок под проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр.

Форфейтинг является операцией по трансформации коммерческого кредита в банковский. Кредитование по схеме форфейтинга является средне-долгосрочным (от 1 года до 7 лет).

Смешанное финансирование осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников.

К перспективным источникам финансирования относят лизинг и венчурное (рисковое) финансирование.

Информация о работе Развитие инновационных программ в РФ