Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:33, курсовая работа
Целью данной работы является исследование проблем финансирования инновационных программ, выявление тенденций и перспектив развития инноваций в России.
Из цели логически вытекают следующие задачи исследования:
• анализ теоретических основ инновационной деятельности и источников ее финансового обеспечения;
• анализ состояния государственного финансирования в России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ 5
1.1 Инновационные программы в РФ: исторический контекст, правовое обеспечение и проблемы их формирования на современном этапе 5
1.2 Стратегия развития инноваций в России: общие контуры и проблемы в достижении целей 10
1.3 Система финансирования инновационных программ в России: источники, формы, методы 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 23
2.1 Анализ финансирования государственных инновационных программ 23
2.2 Идентификация проблем финансирования инноваций и возможные пути их решения 27
2.3 Тенденции развития инноваций в России 31
Заключение 38
Список литературы 40
Министерство экономического развития, также для частных компаний, предусматривает возможность введения так называемого «контракта с государством», согласно которому государство принимает на себя обязательства поддерживать интересы компаний на внешних рынках (например, лоббировать повышение таможенных пошлин на ввоз конкурирующего оборудования) в обмен на активизацию инновационной деятельности [3].
Одним из ключевых факторов, обусловивших в последние 20-30 лет радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, стало повышение экономической роли инноваций. Эти изменения имеют общие и специфические для разных стран проявления, которые условно можно сгруппировать в две совокупности признаков. Первая из них относится к инновационному поведению предприятий и организаций, вторая – к инновационной политике государств.
В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты[13, C.55]. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако современные тенденции развития инновационной деятельности далеко не в полной мере отвечают ожиданиям, связанным с формированием экономики инновационного типа, обеспечением динамичного устойчивого роста, повышением конкурентоспособности продукции и качества жизни населения. Тревожит, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения, наблюдается процесс стагнации в этой сфере[8, C. 5].
Несмотря на реализуемый курс на инновационную модель экономического роста, сохраняется непозволительно низкий для мировой державы уровень инновационной активности. Он практически не изменился даже во время экономического подъема. В настоящее время нет оснований говорить о крупномасштабных технологических прорывах в промышленности, интенсивном освоении результатов исследований и разработок. Однако есть и сильные стороны, представленные в табл. 2.2.
Таблица 2,2
Современные тенденции инновационного развития
№ |
Тенденции |
Особенности проявления |
1. |
Масштабный научно-технологический потенциал |
Проводятся исследования по относительно широкому спектру областей науки и техники. Об этом свидетельствуют данные по публикациям российских специалистов в ведущих научных журналах мира по различным областям науки. |
2. |
Существенные заделы по отдельным направлениям науки и технологическим разработкам |
По ряду областей науки доля статей российских авторов существенно превышает среднемировой показатель. Это относится к таким сферам как физика, химия, психология и науки о Земле и космосе. |
3. |
Развитие механизма государственно-частного партнерства |
Есть все основания утверждать, что ГЧП может стать эффективной формой сотрудничества государства и частного бизнеса, поскольку наличие устойчивого спроса со стороны государства на результаты научно-технической деятельности является важнейшим инструментом снижения рисков инвестиций частного бизнеса и укрепления доверия кредитных организаций при реализации различных проектов в сфере НИОКР; |
4. |
Наличие по отдельным направлениям уникальной научной, экспериментальной и испытательной базы |
Российский НТК располагает набором научно-исследовательского оборудования, стендовой и экспериментальной базой, в ряде случаев находящимися на уровне лучших мировых аналогов или являющегося уникальным. |
5. |
Разработка долгосрочных программ развития инновационной сферы |
Результатами таких программ служит повышение экономической отдачи от инвестированных средств путем принятия мер по стимулированию инновационной активности государственных предприятий, малого и среднего бизнеса |
6. |
Концепция «инновационного лифта» |
На каждом этапе развития идеи: фундаментальные и прикладные исследования, разработки, коммерциализация – должны быть институты и структуры, которые осуществляют их поддержку. |
7. |
Тенденция к наращиванию объема средств, на финансирование НИОКР; |
Россия росходует всего 1,24 % ВВП. В Стратегии – 2020 говориться, что объем затрат на исследования и разработки должен составить до 2,5-3%. |
8. |
Формирование технологических платформ |
Улучшение работы институтов развития и более активного участия бизнеса в инновационной деятельности и в стимулировании развития связей между всеми участниками иновационной системы. |
Одной из современных тенденцией развития инноваций стала концепция «инновационного лифта», согласно которой на каждом этапе развития идеи – от фундаментальных и прикладных исследований, далее – к разработкам, коммерциализации – должны быть институты и структуры, которые осуществляют их поддержку. И таким образом проект или идея сопровождаются от начала и до конца.
Пока серьезная проблема заключается в том, что в «инновационном лифте», как и во всей российской инновационной системе, элементы есть, и их много, но связи между ними специфичны и неэффективны. По ряду направлений институты дублируют друг друга в своей деятельности, а не дополняют. Поэтому движение проектов от одного «института развития» к другому не налажено. Так, среди тысяч проектов малых компаний, поддержанных Фондом содействия, только единицы в дальнейшем получили финансирование от РОСНАНО или через венчурные фонды, созданные РВК. Более того, в сфере венчурного финансирования поиск проектов постепенно стал заменяться поиском компаний с перспективными технологиями, поскольку, по мнению представителей институтов развития, достойных проектов оказалось мало. Так, например, Фонд посевных инвестиций РВК в 2011 г. одобрил всего 20 проектов, что почти столько же, сколько было поддержано в предыдущем году (19 проектов). Иными словами, масштабы деятельности были невелики и не расширялись.
В то же время причиной слабой преемственности могут быть и жесткие условия финансирования, предлагаемые РВК, а особенно – РОСНАНО. Для развития венчурного бизнеса до недавнего времени существовало еще одно препятствие – отсутствие адекватных форм его организации, которые позволяли бы без особых бюрократических сложностей не только начинать бизнес, но и выходить из него. В этом направлении в конце 2011 г., произошли изменения, которые в дальнейшем должны позитивно сказаться на развитии венчурной индустрии в России. На основании законов появилось инвестиционное товарищество, которое расширяет возможные механизмы инвестирования, что должно стать более привлекательным и понятным для иностранных инвесторов.
Однако есть и очевидные позитивные изменения в работе. В их числе – возросший интерес к поддержке инновационной инфраструктуры, формирование подразделений и структур в иностранной юрисдикции, которые могут способствовать выходу на международные рынки, попытки наладить между собой координацию.
Одно из новых направлений улучшения работы институтов развития и одновременно более активного участия бизнеса в инновационной деятельности и в стимулировании развития связей между всеми участниками инновационной системы, которое правительство выбрало в 2010 г., – это формирование технологических платформ.
Изначально под технологическими платформами понимались площадки для обсуждения важнейших проектов и формирования на них спроса. Однако затем понятие технологических платформ изменилось. Теперь оно подразумевает группу технологий, которые будут развиваться с учетом секторов экономики, на которые разрабатываемые технологии окажут влияние. При этом создание технологических платформ должно привести к росту высокотехнологичного экспорта, к притоку частных инвестиций, а также к формированию новых высокотехнологичных компаний. Соответственно роль бизнеса в платформах – практически центральная; правительство полагает, что среди участников технологических платформ не менее половины будут представители бизнеса. Разрабатываются также подходы к тому, чтобы увязать инструмент технологических платформ с мерами по «принуждению» бизнеса к инновациям (в первую очередь крупных государственных компаний – через обязательную разработку ими планов инновационного развития). Частный бизнес пока относится к новой инициативе с осторожностью, поскольку имеет в среднем негативный опыт участия в проектах, инициированных государством, а также опасается раскрытия конфиденциальной информации, которое может произойти в процессе согласований в рамках технологических платформ [14, C. 15].
Алгоритм формирования и работы технологических платформ включает три основных этапа (рис. 2.4).
Рис.2.4 Основные этапы работы технологических платформ
Третий этап еще не наступил, поскольку в ходе формирования техплатформ выяснилось, что есть нерешенные проблемы.
Первая проблема – методическое обеспечение формирования технологических платформ. Его обеспечивают два министерства – Министерство экономического развития и Министерство образования и науки. Однако для координаторов техплатформ нет полной ясности в том, какое ведомство, за что отвечает и куда надо обращаться, чтобы выяснить порядок действий. В частности, нет четкой адресности по вопросу о том, кто будет учитывать предложения техплатформ по формированию тематики будущей государственной программы по развитию науки и технологий.
Вторая проблема – неопределенность источников финансирования проектов технологических платформ. В настоящий момент нет четко прописанных процедур финансирования технологических платформ. Предполагается, что финансирование проектов будет идти из максимально возможного числа источников – федеральных целевых программ, средств РОСНАНО, госкорпораций, программ фундаментальных исследований РАН, финансирования, выделяемого в рамках разных инициатив Министерства образования и науки по кооперации вузов и предприятий и т.д[16, C. 120].
С точки зрения долгосрочных перспектив развития технологическим платформам на федеральном уровне придается большое значение. Им уделяется особое внимание в последней версии «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Там технологические платформы названы одним из ключевых инструментов координации формирующейся инновационной системы, в рамках которого «наука, государство, бизнес и потребители будут вырабатывать общее видение перспектив технологического развития соответствующей отрасли или технологического направления, формировать и реализовывать перспективную программу исследований и разработок». Технологическим платформам отводится особое место в системе развития государственно-частного партнерства, корпоративной науки и т.д.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод в виде SWOT – анализа сильных и слабых сторонах национальной инновационной системы (рис. 2.5).
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
1. Богатые природные ископаемые, обширная территория, которые могут быть эффективно освоены с помощью инновационных компаний. 2. Техническая модернизация ряда экономически успешных отраслей промышленности в докризисный период. 3. Исторически сильная научная и техническая культура, традиции и накопленный опыт в области организации и проведения научных исследований и разработок. 4. Квалифицированная (выше, чем в Китае), дешевая (дешевле, чем в Европе) рабочая сила и научно-технические кадры. 5. Бурный рост числа и разнообразие объектов инфраструктуры инновационной деятельности. 6. Относительно высокая оснащенность современными информационно-технологическими средствами управленческого звена компаний. 7. Продвижение промышленности по пути рыночных реформ, улучшение качества менеджмента, завершение в большинстве секторов процесса корпоративного строительства |
1. Высокий уровень монополизации национального и региональных рынков, доминирование крупных компаний сырьевого сектора в группе лидеров отечественного бизнеса. 2. Недостаточная координация между государственным и частным сектором в разработке приоритетов научно-технического и инновационного развития и мер их реализации. 3. Преобладание бюджетного финансирования всех форм научной и инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры 4. Отсутствие скоординированной политики трансфера знаний и технологий. 5. Небольшая степень поддержки малых инновационных предприятий. 6. Низкий уровень инновационной активности бизнеса. Преобладание в большинстве компаний неинновационных способов создания конкурентных преимуществ. 7. Устаревшая технологическая структура основного капитала в большинстве отраслей, снижение возможностей модернизации в условиях современного кризиса. 8. Недостаточный уровень внутреннего спроса на инновационную продукцию. 9. Низкий уровень инновационной культуры и отсутствие опыта инновационного предпринимательства. |
ВОЗМОЖНОСТИ |
УГРОЗЫ |
1. Возможности «перескакивания» на более высокие уровни технологического развития в ряде секторов вследствие эффекта запаздывающего развития. 2. Бурное развитие глобального рынка инжиниринговых услуг, в котором российские компании и научные организации позиционированы довольно высоко. Отрасли специализации в этом направлении – разработки в области авиационной и космической технологий, программного обеспечения. 3. Встраивание в глобальные технологические цепочки в традиционных и высокотехнологичных секторах промышленности. 4. Усиление конкуренции на внутренних рынках как стимул инновационной активности. |
1. Сохранение технологического отставания в некоторых важных монополизированных секторах экономики. 2. Исчерпание преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала. 3. Углубление технологического отставания России вследствие резкого снижения расходов на исследования и разработки в связи с финансово-экономическим кризисом. 4. Огосударствление экономики и снижение стимулов для предпринимательской деятельности |
Рис. 2.5 SWOT – анализ инновационной системы России
Инновации создают широкие возможности и большие перспективы для экономического развития. Тезис о необходимости государственного стимулирования и регулирования инновационной деятельности, является одним из приоритетных для осуществления стратегии инновационного прорыва. Государство само выступает крупным, а в ряде стран и основным инвестором в новые знания и технологии.
Основной целью работы являлось исследование проблем финансирования инновационных программ, выявление тенденций и перспектив развития инноваций в России, как на уровне государства, так и в бизнес – секторе.
В основе данного исследования были рассмотрены следующие вопросы:
• теоретические основы развития инновационных программ, включая исторический контекст, правовое обеспечение инновационных программ и источники финансирования, принятые в России.
• стратегии инновационного развития, их содержательный потенциал и проблемы в достижении целей.
• анализ состояния государственного финансирования и финансирование бизнес – сектора инноваций в России, позволяющий выявить современные проблемы и тенденции в области финансирования инновационных программ.
• разработка предложений направленных на решение проблем финансирования инновация в РФ.
• выявлены современные тенденции развития инноваций в России и их дальнейшая перспектива.
Новые инициативы в инновационной деятельности во многом базируются на адаптации зарубежного опыта. Однако заимствованные инструменты очень скоро приобретают российскую специфику и трансформируясь в российской экономической среде, часто приводят к непрогнозируемым результатам.
Бесспорно, что для дальнейшего развития инновациям в России еще предстоит проделать большой путь. Во многих зарубежных странах, где сейчас активно используется инновации, на развитие потребовалось не одно десятилетие. Потребуются серьезные усилия по развитию нормативно-правовой и институциональной базы, по организации системы финансирования, по снижению рисков для инвесторов и многое другое. Однако наличие серьезных экономических предпосылок и заинтересованность государства и бизнеса в развитии инновационной деятельности – залог успеха для инновационного развития страны.
Подводя итог, можно сказать, что осуществление крупных инновационных проектов, возможно только при должном финансировании, как со стороны государства, так и на базе государственно-частного партнерства. Только своевременное финансирование в сочетании с эффективным менеджментом, обеспечивают определённые возможности для осуществления наиболее перспективных инновационных проектов и наукоёмких разработок, требующих нескольких лет напряженной работы для успешной коммерциализации, которая обеспечивает удовлетворение рыночного спроса в рамках единого научно-воспроизводственного цикла.