Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.
Введение 4
1. Характеристика рыночной экономики 6
1.1. Сущность и функции рыночного хозяйства 6
1.2. Достоинства и недостатки рыночной экономической системы 8
1.3. Структура рынка 10
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века 14
2.1. Командно-административная система и необходимость
перехода к рынку 14
2.2. Особенности российской переходной экономики 16
2.3. Социальные итоги трансформации 18
3. Перспективы развития рыночных отношений 22
3.1. Состояние конкурентной среды 22
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений 27
3.3. Приоритетные направления развития рынка в России 32
Заключение 37
Список использованных источников
Сущность конкуренции проявляется в ее функциях:
Различные методы, используемые в конкурентной борьбе, выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. При ценовой конкуренции используют методы, направленные на получение дополнительной прибыли посредством изменения цен и издержек, без изменения ее ассортимента и качества. При неценовой конкуренции используют повышение качества продукции, развитие секторного обслуживания покупателей, массовое использование рекламы, торговых марок и торговых знаков.
Наиболее значимым является выделение двух типов конкуренции: совершенной и несовершенной. Совершенная конкуренция (чистая) – состояние рынка, при котором множество производителей и потребителей, которые не могут повлиять на рыночную цену. Несовершенная конкуренция дает возможность производителям изменять рыночную цену.
Первым условием
существования совершенной
К такой конкуренции можно отнести конкуренцию, существовавшую в развитых странах примерно до середины XIX века [2, с. 67].
Несовершенная конкуренция существует тогда, когда не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Основные рыночные модели, в которых воплощена несовершенная конкуренция: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Одним из признаков чистой монополии является то, что отрасль состоит из одного производителя. Вторым признаком можно назвать уникальность выпускаемого по его свойствам, и невозможность найти для него близких заменителей. Для потребителя это означает, что он стоит перед выбором – или покупать продукт у монополии, или совсем обходиться без него. Третьим признаком является то, что монополия сама определяет цену. К признакам чистой монополии можно также отнести то, что монополия сохраняется благодаря наличию экономических, технологических и юридических барьеров [1, с. 160 – 161].
Монополиями бывают предприятия, удовлетворяющие потребности общества в том случае, когда конкуренция вообще не осуществима. Это так называемые естественные монополии, которые являются большинством монопольных отраслей. Они должны находиться под контролем государства [1, с. 161, 168].
Монополистическая конкуренция – это смешение конкуренции с некоторой долей монопольной власти, которое наблюдается, когда на рынке конкурируют множество продавцов дифференцированного продукта.
Одним из признаков монополистической конкуренции можно назвать ограниченность контроля за ценами, так как производителей много и все они выпускают дифференцированные товары, каждая фирма обладает очень небольшой долей рынка. Вторым признаком является полная самостоятельность фирм, она сама определяет свое поведение на рынке, не учитывая политики других фирм. Третьим признаком является практически отсутствие тайного сговора, так как фирм-производителей много. Еще одним признаком монополистической конкуренции можно назвать дифференциацию продукта. Она означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. К признакам можно отнести также неценовую конкуренцию (техническое превосходство изделий, их новизна, качество, использование рекламы, торговых марок и знаков и т.д.) и относительно большую возможность вступить в отрасль. Так как продукт дифференцирован, достаточно создать новую его разновидность и иметь первичный капитал, чтобы вступить в конкурентную борьбу за потребителя [1, с. 169–170].
Существование монополистической конкуренции оправдано только в отраслях, где возможна конкуренция небольших фирм с более крупными (господствует на рынках, торгующих предметами потребления для населения).
Олигополия – господство в отрасли нескольких фирм, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Олигополия обладает определенными признаками, один из которых относительно небольшая возможность вступить в отрасль. Вторым признаком является неценовая конкуренция, в особенности для дифференцируемого товара. Третьим признаком можно назвать зависимость фирм друг от друга, так как фирмы выпускают и продают преобладающую массу товаров на данном рынке, поэтому каждый из них владеет значительной долей рынка и может влиять на цены. еще один признаком олигополии является ограниченный доступ к информации. Также к признакам олигополии можно отнести то, что несколько производителей, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию [2, с. 68].
Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимосвязь фирм – любой из олигополистов находится под существенным влиянием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Эта взаимозависимость особенно проявляется во время ценовой войны. Для олигополистов ценовая война носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, активно используют неценовую конкуренцию.
Существуют различные
модели олигополистического
Точка зрения на
эффективность существования
На практике в зависимости от отрасли и особенностей ее развития может преобладать та или иная точка зрения.
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века
2.1. Командно-административная
система и необходимость
В чем состоит эта идея социализма? Ее можно свести к двум тезисам: материальное равенство и управление социально-экономической жизнью со стороны высших органов сообщества.
Первый тезис – это материальное равенство. Речь идет о более или менее равномерном распределении доходов и материального богатства, которым владеют члены общества. Необходимо подчеркнуть, что социалисты выдвигают на первый план именно материальное равенство. Что касается политического равенства и равенства перед законом, то сторонники социалистической идеи отодвигают его на второй план, хотя обычно и не отвергают. Просто они считают, что подлинное равенство обеспечивается равенством материального благосостояния людей.
Второй фундаментальный постулат социалистической идеи - это необходимость управления социально-экономической жизнью со стороны высших органов общества. Социалисты считают, что такие пороки общественной жизни, как потеря и гибель материальных богатств из-за плохого использования, не нахождение применения потенциально плодотворных экономических идей, не воплощение способностей и энтузиазма членов общества, а также нищета, могут быть устранены рациональным управлением и научной организацией общества. Они полагают, что необходимо регулировать производство, распределение и потребление материальных благ. Для этого нужны некие высшие органы, которые правомочны распоряжаться материальными ресурсами, трудом и результатами труда членов общества, в том числе и вопреки желанию отдельных членов общества.
Социалистическая идея легла в основу принципов и форм экономических систем, которые на протяжении нескольких десятилетий XX в. существовали в СССР и десятках других больших и малых государств мира. Конечно, между этими системами были определенные отличия. В наиболее чистом, классическом виде социалистическая экономика была представлена в СССР [4, с. 503–504].
В истории советской экономики можно выделить следующие четыре этапа: «Военный коммунизм», «новая экономическая политика» (НЭП), «сталинская экономическая система» и «период зрелого социализма» [4, с. 508].
К середине 80-х гг. советская экономика столкнулась с полным исчерпанием возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных, трудовых и иных ресурсов, а также с падением доходов от экспорта нефти и газа. Абсолютное преобладание государственной собственности, централизованное регулирование экономики привели к обострению экономических проблем в СССР:
Необходимость преодоления кризисного состояния советской экономики потребовала в конце 80-х – начале 90-х годов отказа от ранее существовавшей экономической системы и перехода к другой экономической системе – рыночной экономики [2, с. 16–17].
2.2. Особенности российской переходной экономики
Переходная экономика
– это период перехода от одной
экономической системы к
Переходной экономике
присущи следующие
Цель переходной экономики – создание рыночной экономической системы.
Основные задачи переходной экономики:
Черты переходной экономики:
2.3. Социальные итоги трансформации
За 20 лет преобразований произошло немало изменений во всех сферах жизни общества.
Состояние современного общества
можно проследить на сопоставлении
натуральных показателей
Было бы неправильно говорить о недостатке продуктов питания или о голоде в России ни в 1989 г., ни в начале 1990-х годов, ни в 2008 г. Правильнее говорить о несбалансированном питании. Питание россиян не было сбалансированным ни накануне преобразований, ни в конце 2000-х годов. Ярко проиллюстрировано в таблице 1 сопоставление показателей России и США в 1989 и 2009 гг. по ряду групп продуктов питания. Из таблицы видно, что возросло потребление мяса, фруктов, а потребление картофеля, хлеба и сахара, напротив, снизилось. Можно также предположить рост качества потребляемых продуктов питания и о большей их доступности при отсутствии дефицита [7, с. 82].
Информация о работе Развитие рыночных отношений в российской экономике