Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.
Введение 4
1. Характеристика рыночной экономики 6
1.1. Сущность и функции рыночного хозяйства 6
1.2. Достоинства и недостатки рыночной экономической системы 8
1.3. Структура рынка 10
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века 14
2.1. Командно-административная система и необходимость
перехода к рынку 14
2.2. Особенности российской переходной экономики 16
2.3. Социальные итоги трансформации 18
3. Перспективы развития рыночных отношений 22
3.1. Состояние конкурентной среды 22
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений 27
3.3. Приоритетные направления развития рынка в России 32
Заключение 37
Список использованных источников
Говоря о потребительских товарах длительного пользования, можно отметить, что Россия близка к уровню насыщения, и речь в дальнейшем может идти в основном о повышении качества этих товаров.
Отметим также уровень потребление образовательных услуг. Поскольку до реформ жилье и образовательные услуги были бесплатными, необходимость платить за них после реформ истолковывается как фактор снижения уровня жизни населения в рыночной экономике.
Но за прошедшие 20 лет на всех уровнях образования, за исключением начального профессионального, наблюдается рост относительных затрат на одного обучающегося. Относительные затраты на воспитание ребенка в детском саду из бюджетных средств увеличились с 16% до 22%.
Таблица 1
Среднегодовое потребление основных продуктов питания на душу населения (кг)
Продукт |
Россия |
США | ||
1989 |
2009 |
1989 |
2009 | |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо( без сала и субпродуктов) |
69,0 |
73,5 |
113,0 |
120,0 |
Молоко и молочные продукты (включая животное масло) в пересчете на молоко |
396,0 |
256,2 |
263,0 |
266,0 |
Яйца, шт. |
309,0 |
211,0 |
299,0 |
256,0 |
Рыба и рыбопродукты в товарном весе |
21,3 |
20,3 |
12,2 |
11,0 |
Сахар |
45,2 |
31,4 |
28,0 |
28,0 |
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа, бобовые) |
115,0 |
99,3 |
100,0 |
90,0 |
Картофель |
106,0 |
67,1 |
57,0 |
64,0 |
Фрукты и ягоды |
35,0 |
63,9 |
95,0 |
121,0 |
Относительные затраты на обучение в школе выросли более чем на 110% и к концу 2000-х годов составили 26%, если учитывать средства бюджета и населения. В системе начального профессионального образования относительные бюджетные затраты на одного обучающегося снизились с 32 до 26%, а совокупные относительные затраты в конце 2000-х годов составили 28%. Под воздействием изменения предпочтений населения в системе профессионального образования существенно снизилась ориентация молодежи на начальное профессиональное образование, возрос интерес к высшему образованию. Рост популярности высшего образования привел к существенному увеличению удельного веса работников с высшим образованием в общей численности занятых. Одна из причин популярности высшего образования — высокая премия за образование, то есть прирост доходов в результате обучения в вузах. Столь сильные перемены в образовании говорят о многом. Так семьи стали больше тратить на образование, что вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, это воспринимается как минус по сравнению с концом 1980-х годов, когда семьи вкладывали минимальные средства для обучения детей. А с другой, сама готовность вложить деньги в обучение носит положительный характер, так как они рассматриваются как инвестиции [7, с. 82–83].
Говоря о здравоохранении нужно отметить, что на фоне появления новых возможностей лечения заболеваний финансовые условия получения медицинской помощи заметно ухудшились. Расходы государства устойчиво снижались и лишь в 2006 г. вышли на уровень 1994 г. В последние годы государство сделало достаточно серьезные вложения в здравоохранение, но они существенно уступают расходам западноевропейских стран (3,2% в 2009 г. по сравнению с 6—9% в большинстве стран ЕС). Нехватка государственных средств компенсировалась восьмикратным ростом частных расходов. Развитие платной медицины в России существенно вышло за рамки социально приемлемого сочетания государственного и личного финансирования. Доля частного финансирования в расходах на медицинскую помощь в странах ЕС составляет 24%, а в некоторых европейских странах не превышает 10—15%. В России этот показатель находится на уровне 45—50% [7, с. 84–85].
К 2009 г. в стране проведены основные реформы в жилищной сфере, включая массовую бесплатную приватизацию жилья, сформирован достаточно развитый рынок жилья, развивается ипотечное жилищное кредитование. Тяжело идут реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства: снижаются размеры бюджетного дотирования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а поддержку получают лишь семьи с наименьшими доходами. Однако, можно говорить о росте жилплощади в расчете в расчете на одного человека на 35% за эти 20 лет реформирования. Сократилась роль государства в улучшении жилищных условий граждан: доля очередников среди всех семей, улучшивших жилищные условия, составила 73% ( 1989 г. ), а в 2009 г. она насчитывала лишь 6,6%. Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах домохозяйств в 2009 г. увеличилась примерно на 2/3 от уровня 1989 г. Такое увеличение в значительной степени связано с ростом площади жилья. Между тем расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг за сопоставимую единицу жилья увеличились не более чем на 20% [7, с. 85–86].
Таким образом, многие ключевые параметры изменились не существенно. Это говорит о том, что страна смогла преодолеть многие трудности на пути построения рыночной экономики.
Одной из наиболее ярко выраженных проблем современной экономики можно по праву назвать имущественное неравенство. Оно сложилось в 1990-х гг., когда прошла приватизация собственности. В руках небольшой части людей сосредоточились многие ресурсы ( в том числе полезные ископаемые, лес и т.д.), экономически выгодные предприятия. Так, по официальным данным Росстата, в 2008 г. на 60% населения с наименьшими доходами приходилось 29,6% доходов, то есть примерно столько же, сколько на долю 10% наиболее богатых. С этой проблемой тесно связана проблема бедности [7, с. 88].
В России доля пособий для бедных составляет небольшой процент от совокупного объема пособий. По данным Всемирного банка, в 2008 г. доля пособий, полученных наиболее бедными слоями населения нашей страны, составляла 29% всех пособий. Этот показатель для Албании, Косово и Черногории достигал 78, 73 и 64% соответственно. Степень адресности социальной помощи в отношении бедных в России сопоставима с данными по Румынии (28%). Максимальный риск бедности существует для семей с детьми в возрасте до 16 лет (с ростом числа детей риск бедности будет увеличиваться), неполных семей с детьми, низкооплачиваемых работников, безработных, экономически неактивных, получателей социальных пенсий и пенсий по инвалидности, а также для сельских жителей [7, с. 91–92].
Высокий уровень неравенства, тем более растущий, обуславливает недоверие в обществе и может угрожать стабильности.
Значительное повышение оплаты труда в бюджетной сфере приведет к росту средних заработков в экономике, которые отталкиваются от нижнего уровня в бюджетной среде [7, с. 96].
В целом результаты исследования оказались лучше, чем ожидалось. Открылись многообещающие направления новых исследований, несущественно изменились и ключевые параметры, такие как здравоохранение, образование, уровень потребления продуктов питания и товаров длительного пользования, жилищно-коммунальные услуги.
3. Перспективы развития рыночных отношений
3.1. Состояние конкурентной среды
Немаловажные изменения
произошли в сфере
В приведенных данных за 1995–2010 гг. из российского статистического ежегодника за 2011 г. [14, с. 347] можно заметить увеличение частных предприятий (кроме 2010 г., где произошел небольшой спад, вызванный глобальным экономическим кризисом 2008–2009 гг.) и постепенное уменьшение государственных (табл. 2).
Таблица 2
Распределение предприятий и организаций по формам собственности (тыс.)
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Число предприятий и организаций - всего в том числе по формам |
2250 |
3346 |
4767 |
4507 |
4675 |
4772 |
4908 |
4823 |
государственная |
322 |
151 |
160 |
149 |
142 |
135 |
130 |
119 |
муниципальная |
198 |
217 |
252 |
264 |
263 |
258 |
253 |
246 |
частная |
1426 |
2510 |
3838 |
3639 |
3855 |
3976 |
4128 |
4104 |
собственность общественных |
95 |
223 |
253 |
239 |
212 |
197 |
188 |
157 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную |
209 |
246 |
265 |
215 |
203 |
206 |
209 |
197 |
Увеличение частных
В последние годы в нашей стране выросло число предприятий и организаций с участием иностранного капитала. Так к концу 2010 г. зарегистрировано более 15 тыс. таких предприятий, где 4625 предприятий инвестирует Кипр, 1487 – Германия, 1292 – Великобритания, 1210 – Китай, 1138 – Украина. Немало предприятий инвестирует США (822), Беларусь (797), Турция (730), Нидерланды (623) и другие государства Дальнего Зарубежья, страны СНГ. Это говорит о том, что наша экономика конкурентоспособна а также, занимает не последнее место в мире, так как иностранные предприятия не стали бы вкладывать деньги в развитие нашего бизнеса [14, с. 359].
Наибольший интерес у нас вызывает частное предпринимательство, так как в данной работе рассматривают рыночные отношения, где свобода предпринимательства является одной из черт этой экономической системы.
Наиболее подробно рассмотрим
малое частное
По данным Росстата [14, с.335], большое количество малых предприятий (41,1%) занято в оптовой и розничной торговле (ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования), немалое количество предприятий занято в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (18%), строительстве (12,1%), а также в обрабатывающих производствах (10,3%). Значительную роль малый бизнес также играет в сельском хозяйстве (3,4%), в транспорте и связи (5,9%), в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг (2,4%), еще меньше частный сектор развит в здравоохранении (1,2%). Все это говорит о том, что частный сектор в малом бизнесе набирает обороты.
Рассмотрим более подробно сущность малого бизнеса.
Малый бизнес играет роль компенсатора конкурентных возмущений в региональных экономических системах. Эта его роль обусловлена экономической сущностью малого бизнеса:
Так как предприятия малого бизнеса небольшие, то среди них складывается весьма конкурентная обстановка, что благоприятно сказывается на рынке.
В связи с этим можно выделить четыре основные цели малого бизнеса. К ним относятся:
Следует отметить, что данные цели влекут за собой и различные экономические последствия в управлении и развитии бизнеса (табл. 3) [8, с. 38].
Таблица 3
Экономические и социальные отношения в подсистеме малого бизнеса
Цель предпринимателя |
Действия предпринимателя | ||
Оперативное управление |
Тактическое управление |
Стратегическое управление | |
Реализация экономических интересов |
Максимизация прибыли |
Инвестирование в развитие |
Диверсификация бизнеса |
Достижение социального статуса |
Имиджевые приобретения |
Участие в политической жизни |
Спонсорство и меценатство |
Реализация творческого потенциала |
Дополнительное образование |
Инновационное развитие бизнеса |
Расширение менеджмента |
Производство общественного продукта |
Поиск ниш бизнеса |
Конкуренция |
Интеграционные процессы |
Информация о работе Развитие рыночных отношений в российской экономике