Развитие рыночных отношений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика рыночной экономики 6
1.1. Сущность и функции рыночного хозяйства 6
1.2. Достоинства и недостатки рыночной экономической системы 8
1.3. Структура рынка 10
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века 14
2.1. Командно-административная система и необходимость
перехода к рынку 14
2.2. Особенности российской переходной экономики 16
2.3. Социальные итоги трансформации 18
3. Перспективы развития рыночных отношений 22
3.1. Состояние конкурентной среды 22
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений 27
3.3. Приоритетные направления развития рынка в России 32
Заключение 37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 130.52 Кб (Скачать документ)

Говоря о потребительских товарах длительного пользования, можно отметить, что Россия близка к уровню насыщения, и речь в дальнейшем может идти в основном о повышении качества этих товаров.

Отметим также уровень  потребление образовательных услуг. Поскольку до реформ жилье и образовательные услуги были бесплатными, необходимость платить за них после реформ истолковывается как фактор снижения уровня жизни населения в рыночной экономике.

Но за прошедшие 20 лет  на всех уровнях образования, за исключением  начального профессионального, наблюдается  рост относительных затрат на одного обучающегося. Относительные затраты на воспитание ребенка в детском саду из бюджетных средств увеличились с 16% до 22%.

 

 

 

Таблица 1

Среднегодовое потребление  основных продуктов питания на душу населения (кг)

Продукт

Россия

США

1989

2009

1989

2009

Мясо и мясопродукты в  пересчете на мясо( без сала и субпродуктов)

69,0

73,5

113,0

120,0

Молоко и молочные продукты (включая животное масло) в пересчете  на молоко

396,0

256,2

263,0

266,0

Яйца, шт.

309,0

211,0

299,0

256,0

Рыба и рыбопродукты в  товарном весе

21,3

20,3

12,2

11,0

Сахар

45,2

31,4

28,0

28,0

Хлебные продукты (хлеб и  макаронные изделия в пересчете  на муку, мука, крупа, бобовые)

115,0

99,3

100,0

90,0

Картофель

106,0

67,1

57,0

64,0

Фрукты и ягоды

35,0

63,9

95,0

121,0


 

Относительные затраты на обучение в школе выросли более  чем на 110% и к концу 2000-х годов  составили 26%, если учитывать средства бюджета и населения. В системе начального профессионального образования относительные бюджетные затраты на одного обучающегося снизились с 32 до 26%, а совокупные относительные затраты в конце 2000-х годов составили 28%. Под воздействием изменения предпочтений населения в системе профессионального образования существенно снизилась ориентация молодежи на начальное профессиональное образование, возрос интерес к высшему образованию. Рост популярности высшего образования привел к существенному увеличению удельного веса работников с высшим образованием в общей численности занятых. Одна из причин популярности высшего образования — высокая премия за образование, то есть прирост доходов в результате обучения в вузах. Столь сильные перемены в образовании говорят о многом. Так семьи стали больше тратить на образование, что вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, это воспринимается как минус по сравнению с концом 1980-х годов, когда семьи вкладывали минимальные средства для обучения детей. А с другой, сама готовность  вложить деньги в обучение носит положительный характер, так как они рассматриваются как инвестиции [7, с. 82–83].

Говоря о здравоохранении  нужно отметить, что на фоне появления  новых возможностей лечения заболеваний финансовые условия получения медицинской помощи заметно ухудшились. Расходы государства устойчиво снижались и лишь в 2006 г. вышли на уровень 1994 г. В последние годы государство сделало достаточно серьезные вложения в здравоохранение, но они существенно уступают расходам западноевропейских стран (3,2% в 2009 г. по сравнению с 6—9% в большинстве стран ЕС). Нехватка государственных средств компенсировалась восьмикратным ростом частных расходов. Развитие платной медицины в России существенно вышло за рамки социально приемлемого сочетания государственного и личного финансирования. Доля частного финансирования в расходах на медицинскую помощь в странах ЕС составляет 24%, а в некоторых европейских странах не превышает 10—15%. В России этот показатель находится на уровне 45—50% [7, с. 84–85].

К 2009 г. в стране проведены  основные реформы в жилищной сфере, включая массовую бесплатную приватизацию жилья, сформирован достаточно развитый рынок жилья, развивается ипотечное жилищное кредитование. Тяжело идут реформы в сфере жилищно-коммунального хозяйства: снижаются размеры бюджетного дотирования при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, а поддержку получают лишь семьи с наименьшими доходами. Однако, можно говорить о росте жилплощади в расчете в расчете на одного человека на 35% за эти 20 лет реформирования. Сократилась роль государства в улучшении жилищных условий граждан: доля очередников среди всех семей, улучшивших жилищные условия, составила 73% ( 1989 г. ), а в 2009 г. она насчитывала лишь 6,6%. Доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в расходах домохозяйств в 2009 г. увеличилась примерно на 2/3 от уровня 1989 г. Такое увеличение в значительной степени связано с ростом площади жилья. Между тем расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг за сопоставимую единицу жилья увеличились не более чем на 20% [7, с. 85–86].

Таким образом, многие ключевые параметры изменились не существенно. Это говорит о том, что страна смогла преодолеть многие трудности на пути построения рыночной экономики.

Одной из наиболее ярко выраженных проблем современной экономики  можно по праву назвать имущественное  неравенство. Оно сложилось в 1990-х  гг., когда прошла приватизация собственности. В руках небольшой части людей  сосредоточились многие ресурсы ( в том числе полезные ископаемые, лес и т.д.), экономически выгодные предприятия. Так, по официальным данным Росстата, в 2008 г. на 60% населения с наименьшими доходами приходилось 29,6% доходов, то есть примерно столько же, сколько на долю 10% наиболее богатых.  С этой проблемой тесно связана проблема бедности [7, с. 88].

В России доля пособий для  бедных составляет небольшой процент  от совокупного объема пособий. По данным Всемирного банка, в 2008 г. доля пособий, полученных наиболее бедными слоями населения нашей страны, составляла 29% всех пособий. Этот показатель для Албании, Косово и Черногории достигал 78, 73 и 64% соответственно. Степень адресности социальной помощи в отношении бедных в России сопоставима с данными по Румынии (28%). Максимальный риск бедности существует для семей с детьми в возрасте до 16 лет (с ростом числа детей риск бедности будет увеличиваться), неполных семей с детьми, низкооплачиваемых работников, безработных, экономически неактивных, получателей социальных пенсий и пенсий по инвалидности, а также для сельских жителей [7, с. 91–92].

Высокий уровень неравенства, тем более растущий, обуславливает  недоверие в обществе и может угрожать стабильности.

Значительное повышение  оплаты труда в бюджетной сфере  приведет к росту средних заработков в экономике, которые отталкиваются  от нижнего уровня в бюджетной среде [7, с. 96].

В целом результаты исследования оказались лучше, чем ожидалось. Открылись многообещающие направления новых исследований, несущественно изменились и ключевые параметры, такие как здравоохранение, образование,  уровень потребления продуктов питания и товаров длительного пользования, жилищно-коммунальные услуги.

 

 

3. Перспективы развития рыночных отношений 

3.1. Состояние конкурентной  среды

 

 

Немаловажные изменения  произошли в сфере предпринимательства. Предпринимательство представляет собой особый вид экономической  активности и целесообразной деятельности. Как правило, оно охватывает производство, торговлю, оказание услуг, посредничество и т.д. [8, с. 36]. Предприятиям малого и крупного бизнеса пришлось подстраиваться под меняющиеся условия, связи со сменой экономической системы. Являясь особой формой экономической активности, предпринимательство осуществляется как в государственном, так и в частном секторах экономики. В соответствии с этим различают предпринимательство государственное и предпринимательство частное [8, с. 36].

В приведенных данных за 1995–2010 гг. из российского статистического ежегодника за 2011 г. [14, с. 347] можно заметить увеличение частных предприятий (кроме 2010 г., где произошел небольшой спад, вызванный глобальным экономическим кризисом 2008–2009 гг.) и постепенное уменьшение государственных (табл. 2).

 

Таблица 2

Распределение предприятий  и организаций по формам собственности (тыс.)

 

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Число предприятий и организаций - всего

в том числе по формам 
собственности:

2250

3346

4767

4507

4675

4772

4908

4823

государственная

322

151

160

149

142

135

130

119

муниципальная

198

217

252

264

263

258

253

246

частная

1426

2510

3838

3639

3855

3976

4128

4104

собственность общественных  
и религиозных организаций

95

223

253

239

212

197

188

157

прочие формы  собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную

209

246

265

215

203

206

209

197


 

Увеличение частных предприятий  было вызвано приватизацией –  переходом из государственной собственности в частную. Более 13 тыс. предприятий за 12 лет перешли в руки частных предпринимателей, что очень хорошо сказалось на конкурентоспособности нашей страны, так как основой рыночной экономики является свобода предпринимательства. Самое большое количество приватизированных предприятий (2557) было в 2002 г. Немало также было приватизировано в 2001 г. (2287),  2000 г. (2274), 1998 г. (2129). К 2003 г. число приватизируемых предприятий упало и не превышает 500 организаций в год. [14, с. 360]

В последние годы в нашей  стране выросло число предприятий  и организаций с участием иностранного капитала. Так к концу 2010 г. зарегистрировано более 15 тыс. таких предприятий, где 4625 предприятий инвестирует Кипр, 1487 – Германия, 1292 – Великобритания, 1210 – Китай, 1138 – Украина. Немало предприятий инвестирует США (822), Беларусь (797), Турция (730), Нидерланды (623) и другие государства Дальнего Зарубежья, страны СНГ. Это говорит о том, что наша экономика конкурентоспособна а также, занимает не последнее место в мире, так как иностранные предприятия не стали бы вкладывать деньги в развитие нашего бизнеса [14, с. 359].

Наибольший интерес у  нас вызывает частное предпринимательство, так как в данной работе рассматривают рыночные отношения, где свобода предпринимательства является одной из черт этой экономической системы.

Наиболее подробно рассмотрим малое частное предпринимательство. Характерной чертой малого бизнеса  является наличие и четкое отражение различных сторон интересов с приоритетной позицией персонифицированного предпринимателя. Исходя из практики функционирования предпринимательства, малый бизнес можно разделить на две категории:

    • индивидуальный бизнес (предпринимательство), отражающий интересы одного предпринимателя;
    • коллективный бизнес (малые предприятия и общества), отражающий интересы группы предпринимателей [8, с. 37].

По данным Росстата [14, с.335], большое количество малых предприятий (41,1%) занято в оптовой и розничной торговле (ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования), немалое количество предприятий занято в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (18%), строительстве (12,1%), а также в обрабатывающих производствах (10,3%). Значительную роль малый бизнес также играет в сельском хозяйстве (3,4%), в транспорте и связи (5,9%), в предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг (2,4%), еще меньше частный сектор развит в здравоохранении (1,2%). Все это говорит о том, что частный сектор в малом бизнесе набирает обороты.

Рассмотрим более подробно сущность малого бизнеса.

Малый бизнес играет роль компенсатора конкурентных возмущений в региональных экономических системах. Эта его роль обусловлена экономической сущностью малого бизнеса:

  • ориентацией малого бизнеса на производство услуг с прямыми продажами потребителям с достаточно стабильным спросом;
  • отсутствием посредников и, следовательно, быстрой реакцией на изменение спроса потребителей;
  • простыми технологиями, однозначно реализованными в производственных системах [8, с. 37–38].

Так как предприятия малого бизнеса небольшие, то среди них  складывается весьма конкурентная обстановка, что благоприятно сказывается на рынке.

В связи с этим можно  выделить четыре основные цели малого бизнеса. К ним относятся:

  • реализация экономических интересов и ожиданий;
  • достижение определенного социального статуса;
  • реализация творческого потенциала предпринимателя;
  • участие в производстве общественно необходимого продукта.

Следует отметить, что данные цели влекут за собой и различные  экономические последствия в управлении и развитии бизнеса (табл. 3) [8, с. 38].

Таблица 3

Экономические и социальные отношения в подсистеме малого бизнеса

Цель предпринимателя

Действия предпринимателя

Оперативное управление

Тактическое управление

Стратегическое управление

Реализация экономических интересов

Максимизация прибыли

Инвестирование в развитие

Диверсификация бизнеса

Достижение социального статуса

Имиджевые приобретения

Участие в политической жизни

Спонсорство и меценатство

Реализация творческого потенциала

Дополнительное образование

Инновационное развитие бизнеса

Расширение менеджмента

Производство общественного продукта

Поиск ниш бизнеса

Конкуренция

Интеграционные процессы

Информация о работе Развитие рыночных отношений в российской экономике