Развитие рыночных отношений в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика рыночной экономики 6
1.1. Сущность и функции рыночного хозяйства 6
1.2. Достоинства и недостатки рыночной экономической системы 8
1.3. Структура рынка 10
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века 14
2.1. Командно-административная система и необходимость
перехода к рынку 14
2.2. Особенности российской переходной экономики 16
2.3. Социальные итоги трансформации 18
3. Перспективы развития рыночных отношений 22
3.1. Состояние конкурентной среды 22
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений 27
3.3. Приоритетные направления развития рынка в России 32
Заключение 37
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 130.52 Кб (Скачать документ)

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Владивостокский филиал

                                     Кафедра экономической теории

 

 

 

 

                                   КУРСОВАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Экономическая теория»

 

студента Баженовой Марии Олеговны 

группа 212 

факультет экономический 

на тему:  Развитие рыночных отношений в российской экономике

 

Руководитель:

В.Т.Сироткина,

к. э. н., профессор

 

 

                                                      Владивосток

2012

Содержание

Введение                                                                                                              4

1. Характеристика рыночной экономики                                                          6

   1.1. Сущность и функции  рыночного хозяйства                                      6

   1.2. Достоинства и  недостатки рыночной экономической  системы          8

   1.3. Структура рынка                                                                                 10

2. Переходная экономика  России в 90-е годы  XX века                                   14

2.1. Командно-административная система и необходимость

перехода к рынку                                                                                     14

2.2. Особенности российской переходной экономики                            16

2.3. Социальные итоги трансформации                                                    18

3. Перспективы развития рыночных отношений                                             22

 3.1. Состояние конкурентной среды                                                        22

          3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений                     27

 3.3. Приоритетные направления развития рынка в России                   32

Заключение                                                                                                        37

Список использованных источников                                                                 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций  сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения  о покупках, а предприятия – о производстве, самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются бесчисленные индивидуальные решения, что помогает нам находить выход из одной наиболее важной проблемы как ограниченность ресурсов при неограниченности человеческих желаний.

В данной курсовой работе рассматривается развитие рыночных отношений в России. Актуальность данной работы заключается в том, что рыночная экономика является на сегодняшний день самой распространённой и эффективной современной экономической системой.

Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.

Задачи курсовой работы:

  • рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
  • посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
  • проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.

В первой главе планируется  изучить сущность и функции рыночного хозяйствования, его черты. Будет рассмотрена функции рынка, его структура. Также в этой  главе будут показаны основные достоинства и недостатки рыночной экономической системы.

Во второй главе будет рассмотрена командно-административная экономическая система, а также причина ее краха. Будут  раскрыты особенности переходной экономики в России, ее задачи, закономерности, цель, а также историческая последовательность этапов ее становления. В этой главе будут проанализированы итоги перехода от плановой к рыночной экономики, рассмотрен уровень социального состояния общества, а также изменения в нем, произошедшие за 20 лет трансформаций.  

В третьей главе особое внимание будет уделено развитию конкурентной среды в российской экономики. Будет сделана попытка выявить роль государства в развитии рыночных отношений, в том числе в его воздействии на предпринимательство и определить готовность предпринимателей развивать инновационные технологии на своих производствах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  рыночной экономики

 

 

Рыночная экономика –это способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности отдельных лиц, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынков.

 

 

1.1 Сущность и  функции рыночного хозяйствования

 

 

В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения  о покупках, а предприятия – о производстве, самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются бесчисленные индивидуальные решения.

Можно выделить несколько  черт, характерных для рыночной экономики:

  • экономическая свобода, основанная на частной собственности;
  • рациональный, эффективный режим хозяйствования, основанный на рыночном механизме координации экономической деятельности;
  • всеобщность рынка – проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства;
  • договорные отношения – основа взаимодействия экономических субъектов;
  • экономическая ответственность: предприятия отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом, денежными активами;
  • конкуренция, состязательность, порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом;
  • рыночная инфраструктура – предприятия и учреждения, которые обеспечивают успешное взаимодействие экономических субъектов;
  • свободное ценообразование на основе спроса и предложения;
  • рыночная направленность деятельности государства;
  • социальное неравенство [2, с. 24].

 Схематично рыночная экономика может быть представлена моделью кругооборота, характеризующей движение реальных экономических благ (товаров и ресурсов), сопровождающееся встречным движением (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1 Модель кругооборота реальных экономических благ в рыночной экономике.

В модели представлены основные субъекты рыночных отношений: население (домашние хозяйство),предприятия (фирмы) и правительство.

На рынке товаров  фирмы выступают в качестве продавцов, а домашние хозяйства - в качестве покупателей товаров и услуг. На рынке ресурсов фирмы — покупатели ресурсов, а домашние хозяйства - продавцы.

Внутренний контур кругооборота показывает перемещение  товаров и ресурсов между домашними хозяйствами и фирмами. Внешний же контур показывает потоки платежей в денежном выражении [2, с. 25–26].

Выделяют несколько  основных функций рынка:

  • посредническая, которая выражается в соединении производителей товаров и их потребителей;
  • ценообразования, выражаемая установлением равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен объему предложения товара;
  • информационная: выражается в предоставлении информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
  • регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами;
  • санирующая (оздоровительная) – «освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств [3, с. 212].

В последнее время  принято выделять еще одну функцию  рыночного хозяйствования – социальную. Она заключается в том, что рынок дифференцирует доходы участников рынка.

 

 

1.2. Достоинства  и недостатки рыночной экономической  системы

 

 

Рассмотрев наиболее общие  черты и функции рыночной системы, можно подвести и некоторые итоги. В первую очередь очевидно, что рыночная экономика обладает немалыми достоинствами:

  • Рыночная система относится к классу саморегулирующихся систем. Она способна перестраивать себя, приспосабливаться к меняющимся условиям.
  • В рыночной экономике поддерживается гомеостаз, т.е. целостность системы и ее внутреннего единства. Реагируя на изменения внешней среды, она в тоже время остается сама собой, что создает основы для стабильного общественного развития.
  • Большой плюс рыночной системы - это ее эффективность. Как излишки благ, так и дефициты имеют тенденцию к самоликвидации.
  • В рыночной системе господствует экономическая свобода. В качестве предпринимателя или потребителя каждый волен поступать как считает нужным. Это развивает частную инициативу, создает мощные импульсы к развитию.

Также положительными качествами рыночной экономики можно назвать: стимулирование научно-технического прогресса; эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества; повышение качества товаров и услуг.

Однако у рыночной экономической системы имеются и недостатки, которые зачастую являются продолжением ее достоинств:

  • Неравномерность в распределении доходов  приводит к экономическому неравенству, к сосредоточению экономической власти в руках немногих.  Разумеется, она служит очень мощной мотивацией к труду и предпринимательству. Но концентрация богатства нередко переходит допустимые границы и порождает в рыночной экономике социальные взрывы.
  • Стихийность, хаотичность экономических процессов приводят к элементам неэффективности, потерям факторов производства. Так как каждый предприниматель принимает решения самостоятельно, то неизбежными спутниками экономического развития становятся риск и неопределенность.
  • Укрупнение производства и предприятий приводят к подрыву конкуренции и рыночных механизмов. Ведь в конкуренции побеждает сильнейший. Таким образом конкуренция способствует развитию событий к ликвидации предприятий, рыночные механизмы начинают отказывать.

Другими недостатками рыночной экономики можно назвать: низкая способность к сохранению природных  ресурсов, охране окружающей среды; экономическая  нестабильность, проявляющаяся в  виде инфляции, безработицы, цикличности производства.

В целом, сопоставляя недостатки и достоинства рыночной системы, надо признать, что на современном  этапе развития человечества ее достоинства  заметно перевешивают. Не случайно рыночная экономика охватила ныне большинство стран мира. Вместе с тем в условиях российской рыночной системы, которая находится на стадии становления, недостатки и трудности явно выражены сильнее, в то время как преимущества еще в явной мере не выявились [11, с. 112–113].

 

 

   1.3. Структура  рынка

 

 

Важное место в исследовании рынка занимает изучение экономического поведения фирмы. Мотивы ее деятельности, принимаемые решения, предложения товаров зависят от условий внешней экономической среды, в которой она обитает. Выделяются различные типы рыночных структур,  определяющих конкурентные особенности рынка.

Конкуренция – это соперничество  производителей за наиболее выгодные условия хозяйствования и получение  максимальной прибыли, а потребителей – за более выгодные покупки. Различают  конкуренцию производителей, которые на рынке представлены продавцами, и потребителей (покупателей).

Конкуренция производителей – это борьба за привлечение потребителя, которая осуществляется чаще всего  с помощью цен. Это преобладающий вид конкуренции [1, с. 134].

Конкуренция потребителей –  это соперничество индивидуальных потребителей за доступ к различным товарам. В качестве таких потребителей могут выступать и фирмы, когда ищут выгодного поставщика факторов производства.

Информация о работе Развитие рыночных отношений в российской экономике