Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития рыночных отношений в российской экономике.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть черты и функции, присущие рыночной экономики, а также структуру рынка;
посмотреть причины краха командно-административной системы, период переходной экономики и его результаты;
проследить дальнейшее развитие малого бизнеса и роли государства в нем.
Введение 4
1. Характеристика рыночной экономики 6
1.1. Сущность и функции рыночного хозяйства 6
1.2. Достоинства и недостатки рыночной экономической системы 8
1.3. Структура рынка 10
2. Переходная экономика России в 90-е годы XX века 14
2.1. Командно-административная система и необходимость
перехода к рынку 14
2.2. Особенности российской переходной экономики 16
2.3. Социальные итоги трансформации 18
3. Перспективы развития рыночных отношений 22
3.1. Состояние конкурентной среды 22
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений 27
3.3. Приоритетные направления развития рынка в России 32
Заключение 37
Список использованных источников
На становление конкурентной среды немалое влияние оказывает государство. Так, например, в Советском Союзе, где все предприятия находились в государственной собственности можно говорить о монополии производства. В наше время государство создает антимонопольные законы с целью повышения конкуренции на российских рынках.
Формирование судебной практики по антимонопольным делам, разъяснение положений антимонопольного законодательства судебными органами имеют не меньшее значение для эффективной защиты конкуренции, чем само законодательство. Позиция судов может как заполнять пробелы и прояснять неоднозначные положения закона, так и усиливать негативный эффект этих положений с точки зрения хозяйственной практики.
Нормы антимонопольного законодательства напрямую влияют на экономическое развитие и эффективность функционирования экономики. Признание тех или иных хозяйственных практик законными или незаконными непосредственно воздействует на поведение хозяйствующих субъектов, структуру рынка и конкуренцию [12, с. 114].
3.2. Роль государства в развитии рыночных отношений
Одной из наиболее важных проблем в российском предпринимательстве является проблема государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Это было отмечено в выступлении председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на заседании Президиума Госсовета РФ: «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого предпринимательства» [9, с. 149]. Был намечен комплекс мер по активизации развития российского малого и среднего предпринимательства. В их числе: облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых и средних предприятий; замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями; облегчение доступа малым и средним предприятиям к инфраструктуре, включая электроснабжение; облегчение бремени налогообложения малых и средних предприятий.
Были поставлены новые цели поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне на 2011 год: увеличить долю малого бизнеса в ВВП с 21 до 29%, в то время как доля за 10 лет увеличилась на 10% (с 10% в 2000 г. до 20% в 2010 г.); на треть повысить долю занятых в секторе — до 28%, тогда как доля занятых в секторе малого бизнеса с 12,8% в 2000 г. увеличилась до 21,7% в 2009 г.; увеличить долю оборота малого бизнеса в ЖКХ, промышленности, строительстве до 40%, но если учесть что, доля оборота малого бизнеса в ЖКХ выросла на 2,2% (с 0,3% в 2000 г. до 2,5% в 2010 г.), в строительстве выросла на 0,93% (с 11,16 в 2005 г. до 12,09 в 2010 г.), в промышленности снизилась на 1,93% (с 12,25% в2005 г. до 10,32% в 2010 г.) за 2000–2010 гг., то добиться серьезных результатов просто невозможно.
Рис 3.1. Динамика изменения численности занятых на малых предприятиях в 2000-2009 годах [15, с. 4]
За 2009–2010 гг. кардинально расширилась инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Она включает центры и агентства по развитию предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства, венчурные фонды, фонды содействия кредитованию, правовые центры, технопарки, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, торгово-промышленные палаты, объединения предпринимателей и др. Также произошло увеличение объема федерального финансирования малого и среднего предпринимательства, который составил 18,6 млрд. руб. в 2009 г. Это сопоставимо с объемом государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в высокоразвитых странах [9, с. 149].
Как показывает мировая практика, государственная поддержка малого бизнеса носит малозатратный и быстрореализуемый характер. Сама по себе система государственной поддержки подсистем малого бизнеса в программах интеграции регионов ориентирована на:
В 2009–2010 гг. был проведен проект «Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы», в рамках которого субъектов малого и среднего предпринимательства консультировали по правовым вопросам, а также представляли их при проведении проверок, сопровождали в судах. Кроме того, шла работа по снижению административных барьеров, анализу их негативного влияния на деятельность предпринимателей. Функционировала «горячая линия» по оказанию помощи субъектам малого и среднего предпринимательства по юридическим, налоговым, финансовым и бухгалтерским вопросам, во взаимоотношениях с государственными органами [9, с. 151].
В годы кризиса в большинстве российских регионов сектор малого и среднего предпринимательства столкнулся с серьезными проблемами, особенно в городах федерального значения. В Москве и Санкт-Петербурге малое предпринимательство ориентировано на торговлю и посредничество, эти сферы деятельности наиболее пострадали в кризис 2008–2009 гг. В ходе социологических опросов в период кризиса представители малых предприятий Москвы назвали основными проблемы административных барьеров и коррупции чиновничества, хотя, согласно данным Transparency International за 2010 г., Россия находилась на 154-м месте по индексу восприятия коррупции из 178 стран, рядом с Таджикистаном, Конго и Гвинеей-Бисау. Однако, какое место бы не занимала Россия в этом списке, коррупция чиновничества подталкивает предприятия малого и среднего бизнеса уходить в теневую экономику, что тормозит экономический рост нашей страны и порождает бедность, которая, в свою очередь, стимулирует теневую экономику и коррупцию чиновников. Перед нами предстает замкнутый круг, выбраться из которого очень сложно [9, с. 152–153].
Решить проблемы коррупции наше правительство пытается путем бездумного копирования зарубежного опыта, что ведет еще к большей трате бюджетных средств. Ярким примером этого "копирования" служит базовый федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2007 г., который был создан, для того, чтобы внешне Россия походила на Европу, сам он является путанным, малосодержательным и не отражающий российских реалий [9, с. 153].
Рис. 3.1. Критерии выбора отраслей для государственной поддержки модернизации
Большинство экономистов считают, что необходима государственная поддержка модернизации отдельных отраслей экономики. В качестве важного критерия выбора отраслей для господдержки следует рассматривать их кумулятивный (эффективный) потенциал: вовлеченность в реальный сектор национальной экономики, загрузку смежных отраслей, ориентацию на удовлетворение внутреннего спроса. С этой точки зрения не столь неоправданными представляются господдержка отечественного автомобилестроения, а также машиностроения, вагоностроения, и других отраслей промышленности [10, с. 148].
В качестве принципов государственной поддержки проектов модернизации крупных предприятий можно выделить следующие:
Информация о работе Развитие рыночных отношений в российской экономике