Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Работа состоит из  1 файл

kiseleva.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

На правах рукописи 
 
 
 
 
 
 

Киселёва  Ольга Владимировна 
 
 
 
 

  РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА 

И ОСОБЕННОСТИ ЕГО  ОЦЕНКИ  

08.00.01 –  Экономическая теория 
 

Автореферат диссертации на соискание учёной степени 

кандидата экономических наук 
 
 
 
 
 

Орёл  – 2006

Работа  выполнена в государственном  учреждении высшего профессионального  образования «Орловский государственный  технический университет» 
 

Научный руководитель                         доктор экономических наук, профессор

                                                                Смирнов Владимир Тимофеевич 

Официальные оппоненты                    доктор экономических наук, профессор             

                                                                Дятлов Сергей Алексеевич 

                                                                кандидат экономических наук, доцент

                                                                Сёмкина Нина Николаевна 

Ведущая организация                        Орловский государственный  университет

                                                                      

Защита  состоится 23 декабря 2006 года в 12 часов  на заседании диссертационного совета Д 212.182.04 при Орловском государственном  техническом университете в аудитории  № 212 по адресу: 302020, г.Орёл, Наугорское шоссе, дом 29.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Орловского государственного технического университета. 
 

Автореферат разослан 22 ноября 2006 года 
 

Учёный  секретарь 

диссертационного  совета                                                                    И.О. Трубина          

                              ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 

         Актуальность темы  исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

         Необходимо сформировать сравнительные преимущества, которые будут определять геополитическую конкуренцию середины XXI века. Среди определяющих национальные конкурентные преимущества факторов на передний план выйдут: образование и охрана здоровья населения; развитие науки; пропускная способность, доступность и наполнение информационной среды; способность государственного управления обеспечить раскрытие созидательных творческих возможностей каждой личности; чистота окружающей среды и высокое качество жизни.

         В этой связи изучение исторического  развития теории человеческого  капитала, обобщение и уточнение  методологических подходов к  проблемам оценки и накопления  человеческого капитала становится актуальным и выдвигается в разряд первоочередных задач в структуре социально-экономических исследований.

         Степень научной  разработанности  проблемы. Изучение производительных способностей человека и их роли в общественном производстве имеет глубокие корни в истории мировой экономической науки и отражено в трудах многих экономистов – У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо,  К. Маркса, заложивших первоосновы будущей теории человеческого капитала. В работах Г. Боага, Э. Богарта, Ч. Брейса, Л. Вальраса, И. Гийота, Ф. Каппа, Ф. Листа, Дж. Маккулоха, Г. Маклеода, А. Маршалла, Дж.С.Милля, У. Рошера, Н. Сениора, Г. Сиджуика, Ж. Сэя, И. фон Тюнена, Дж. Уолша, И. Фишера формировалась концепция человеческого капитала в конце ХIХ – начале ХХ века.

         Работы  чикагских учёных Дж. Минцера (1958г.) и Т. Шульца (1960г.), Г. Беккера (1964г.) ознаменовали рождение теории человеческого капитала. Теоретические основы концепции человеческого капитала разрабатывались Й. Бен-Поретом, Б. Вейсбродом, Э. Денисоном, Э. Доланом, Дж. Кендриком, К. Ланкастером, Д. Линдсейем, О. Нордхогом, Ф. Махлупом, Дж. Оуэном, Дж. Псахаропулосом, Л. Туроу и др.

         Проблемы человеческого капитала  в России исследовались Л.И.  Абалкиным, С.А. Глазьевым, В.С.  Гойло, А.И. Добрыниным, С.А. Дятловым, И.В. Ильинским, Р.И. Капелюшниковым, М.М. Критским, С.А. Курганским, Е.М. Самородовой, Н.Н. Сёмкиной, Л.Г. Симкиной, В.Т. Смирновым, Е.Д. Цырёновой и др., что позволяет обобщить историю становления и обогащения данной теории.         

         Область исследований соответствует разделу 3, п.п. 3.8, 3.11, 4.1 паспорта ВАК по специальности 08.00.01 – экономическая теория – «возникновение новых школ и направлений экономической мысли в условиях трансформации капитализма, краха огосударствленной общественной системы и глобализации экономических процессов».

         Объектом исследования выступают учения и теории, раскрывающие основные черты экономических отношений оценки и воспроизводства человеческого капитала в трансформационной экономике России.

         Предметом исследования являются социально-экономические отношения по поводу формирования,капитализации и коммерческой реализации человеческих знаний и способностей и отражение этих процессов в истории экономической мысли.

         Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды классиков политической экономии, работы отечественных и зарубежных учёных-экономистов по экономической методологии и истории экономической теории, проблемам воспроизводства человеческого капитала, содержания данной экономической категории, классификации видов человеческого капитала, особенностей его функционирования в ходе общественно-воспроизводственного процесса и оценки.

         Диссертационное исследование базируется  на общенаучной методологии, предполагающей комплексный, системный подход к решению проблем, предусматривающей единство исторического и логического, качественного и количественного анализа; принципы диалектической логики, обеспечивающие объективность подхода; применение методов научной абстракции, анализа и синтеза; использование экономико-статистических методов и моделей.

         Информационную базу исследования составили монографическая, обзорная и аналитическая литература по теме диссертации, документы и материалы органов государственной власти и управления. Эмпирической основой работы явились данные статистических сборников, публикации периодической печати.

         Цель диссертационного  исследования заключается в обобщении истории  развития теории человеческого капитала и использовании её методологического потенциала для обоснования подходов к его оценке по уровням национального, фирменного и индивидуального человеческого капитала.

         Для достижения данной цели  в диссертации были поставлены  и решены следующие задачи:

  1. выявить объективные и субъективные предпосылки возникновения теории человеческого капитала;
  2. раскрыть историю развития и концептуальные идеи теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе;
  3. дать характеристику позитивных исследований человеческого капитала в российской экономической науке;
  4. систематизировать взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования;
  5. дать оценку потенциала теории человеческого капитала и её значения для оценки его развития, включая:
  • выработку подходов к оценке и развитию национального человеческого капитала;
  • предложений и подходов к оценке человеческого капитала фирмы;
  • необходимость широкого распространения систем коучинга в воспроизводстве индивидуального человеческого капитала в реальном секторе экономики.

         Научная новизна диссертационного исследования заключается в обобщении истории возникновения и развития теории человеческого капитала и выработке подходов к использованию её потенциала для решения актуальных проблем модернизации экономики России.

         Научная новизна исследования  подтверждается следующими положениями и выводами, выносимыми на защиту:

      1) Выявлены объективные и субъективные  предпосылоки возникновения теории  человеческого капитала. Объективно решающая роль человеческого фактора в экономике определена новой комбинацией состава производительных сил, превращением науки в непосредственную производительную силу, интеллектуализацией и информатизацией производства и управления, постепенным превращением системы наёмного труда в систему социального партнёрства и признания ценности вклада в бизнес человеческого капитала ( п. 4.1 – паспорта специальности 08.00.01).

      2) Раскрыта история возникновения  и развития концептуальных идей  и положений теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе от классиков до неоклассиков. Сравнение ценности человеческого труда с ценностью основного капитала, трактовка образования как инвестиций в человеческий капитал, расчёт эффективности и внутренней нормы отдачи образовательных программ, микроэкономический анализ социального поведения человека и принятия семейных решений, обоснование макроэкономических моделей экономического роста с доминированием фактора инвестиций в человеческий капитал – эти идеи органически включены в современный экономический анализ ( п. 3.8 – паспорта специальности 08.00.01).

      3) Дана характеристика позитивных  исследований содержания и видов  человеческого капитала в российской  экономической науке. Показан  переход от активной критики «буржуазных» концепций в 80-е годы ХХ века к обоснованию целостной теории человеческого капитала, учитывающей специфику трансформационных процессов в России. Раскрыты методологические преимущества диалектического метода в исследовании воспроизводства человеческого капитала во всём многообразии капитализируемых знаний, способностей, опыта, культуры и мотиваций человека ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).

      4) Систематизированы взгляды российских  учёных на роль человеческого  капитала в реформе системы образования. Проанализированы модели оценки эффективности образования от начального до высшего уровней. Определена система эффектов формирования и использования интеллектуального капитала в процессах непрерывного образования. Показано ключевое значение воспроизводства национального человеческого капитала России как цели и основы национального проекта по реформе системы образования ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).

      5) Дана оценка мировоззренческого  потенциала теории человеческого капитала и её значения для выработки решений по актуальным проблемам социально-экономического развития России, прежде всего:  для разработки стратегии оценки и накопления национального человеческого капитала и конкурентных преимуществ в глобальной экономике; для оценки, учёта и эффективной реализации человеческого капитала в каждой фирме; для налаживания систем непрерывного профессионального образования на предприятиях реального сектора экономики посредством широкого распространения образовательных технологий коучинга и наставничества ( п. 3.11 – паспорта специальности 08.00.01).

         Теоретическое значение  исследования заключается в систематизации взглядов и позиций учёных, внесших определённый вклад в становление теории человеческого капитала, обобщение содержательных характеристик понятия «человеческий капитал», его видов, оценок эффективности использования, роли в воспроизводственных процессах.

         Практическое значение  выводов и предложений, обоснованных в диссертации, заключается в возможности их использования для обоснования решений и программ дальнейшего развития национальных проектов модернизации образования и здравоохранения, для совершенствования внутрифирменного управления персоналом. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении курсов экономической теории, истории экономических учений.

Информация о работе Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки