Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Работа состоит из  1 файл

kiseleva.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)
  1. Модель распределения личных доходов (Г.Беккер (1967г.);
  2. Расчёты валовой величины совокупного капитала США (Т. Шульц (1964г.);
  3. Расчёт прироста ВВП за счёт дополнительных лет обучения (Т. Шульц (1964г.);
  4. Расширение трактовки понятия «человеческий капитал» (Л. Туроу (1970г.);
  5. Предпосылка, о том, что инвестиционное решение принимает скорее домохозяйство, и исследование внепроизводственных видов деятельности

         (Г. Беккер (1965г.), Дж. Минцер (1963г.), Д.  Оуэн (1964г.), Э. Дин (1963г.);

  1. Положение о том, что стоимость жизненных средств в индивидуальном потреблении рабочего не исчезает, а превращается в стоимость его рабочей силы (К. Ланкастер (1964г.);
  2. Теория распределения времени (Г. Беккер (1965г.);
  3. Модели определения величин индивидуального и совокупного  человеческого капитала (Дж. Минцер (1974г.);
  4. Неоклассическая модель экономического роста  ( Р. Солоу (1956г.);
  5. Модель экономического роста – все четыре фактора экономического роста относятся к труду: занятость, отработанные часы, половозрастная структура рабочей силы и уровень образования (Э. Дениссон (1974г.);
  6. “Эндогенная теория роста” ( П. Ромер (1990г.), Р. Лукас (1988г.);
  7. Эмпирическая верификация прогнозов теории человеческого капитала относительно прибыльности инвестиций фирм в человеческий капитал своих сотрудников ( Дж. Минцер, И. Хигучи (1988г.).                                            

         3. Дана характеристика позитивных исследований содержания и видов человеческого капитала в российской экономической науке.     

         Теория человеческого капитала  много лет отвергалась советскими  учёными во многом из-за неприятия неоклассической методологии. В трудах М.М. Критского достигается преемственность в развитии отечественной теоретической мысли, связанной с изучением экономической формы рабочей силы, воздействия НТР на содержание и характер труда.

         В качестве ведущих принципов  исследовательской программы человеческого  капитала М.М. Критского можно  выделить:

  1. диалектико-материалистический подход к анализу формирования и накопления человеческого капитала,
  2. трактовка человеческого капитала как определенного общественного отношения, категории общественной жизнедеятельности,
  3. конкретно-историческая оценка содержания и видов человеческого капитала.

         Диалектико-материалистический подход  к анализу категории человеческого  капитала  М.М. Критского базируется на предпосылке, что в качестве движущей силы формирования и развития человеческого капитала выступает внутреннее противоречие противоположных форм человеческой жизнедеятельности –производства и потребления. В современных условиях, утверждает учёный, интенсивно развивается новая форма жизнедеятельности общества, восстанавливающая единство производства и потребления. Принципиально новую форму человеческой жизнедеятельности, которая выступает по отношению к предшествующим формам именно как всеобщая, М.М. Критский называет человеческим капиталом. Такая  трактовка человеческого капитала расширяет сферу его действия, по сравнению с позициями западных экономистов. Человеческий капитал характеризуется в том числе и с исторических позиций как всеобще-конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы и осуществляющаяся как итог исторического движения общества к его современному состоянию. Это положение имеет большое значение для дальнейших исследований.

         Важный вклад в развитие ноклассической концепции инвестиций в человеческий капитал внесли учёные санкт-петербургской школы, в том числе в работах С.А. Дятлова – дополнение и модернизация неоклассических теоретических предпосылок в соответствии с условиями транзитивной экономики России, обоснование необходимости реформирования парадигмы общественной жизнедеятельности через призму идей теории человеческого капитала.

         В литературе постепенно выработано наиболее полное и универсальное определение человеческого капитала. Человеческий капитал – это  сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост заработков человека, фирмы и всего общества 2.

         Новым для отечественной экономической  теории является развитие информационного подхода к оценке человеческого капитала, выходящий за рамки неоклассической методологии инвестиционного процесса. В основу «принципа интегральной отдачи» образовательных инвестиций был положен не денежный, а информационный критерий ценности. Принципиально недопустимо считать расходы, связанные с получением образования, издержками. С точки зрения информационной ценности труд человека с более высоким уровнем образования имеет в целом более высокий интегральный эффект как для самого человека, так и для всего общества.

         Ценной и перспективной необходимо признать установку на сохранение  и развитие человеческого капитала России  в качестве главного приоритета общественно-экономического развития страны,  поскольку альтернативы вложениям в человека ни с экономической, ни с социальной точки зрения нет и в будущем не будет.

         4. Систематизированы взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования. Показано ключевое значение воспроизводства национального человеческого капитала России как цели и основы национального проекта в области образования.

         Обобщенный анализ работ российских  авторов позволяет представить  актуальные тенденции развития  в сфере высшего образования   в России (таблица 2).  

       Таблица 2 – Актуальные тенденции  развития высшего образования в России

Образовательная революция конца  ХХ века:
  1. Возникновение «формации образовательного общества», в которой система образования становится основной сферой воспроизводства личности.
  2. Повышение интеллектоемкости, наукоемкости, образовательноемкости экономики.
  3. Усиление процесса диверсификации   образования в условиях становления рыночной экономики в России, роста требований к конкурентоспособности специалистов на рынке труда.
  4. Конкуренция с развитыми странами мира на государственном уровне по качеству образования и качеству интеллектуальных ресурсов.
  5. Трансформация системы образования в обществе в систему непрерывного образования.
  6. Подготовка образования и социально-экономических механизмов к переходу к всеобщему высшему образованию в первом десятилетии ХХI века.
  7. Преодоление неравенства в плане доступа личности к образованию в различных регионах России.
  8. Появление региональных систем образования как новых субъектов в образовательном пространстве России.
  9. Ассоциирование образовательных учреждений всех ступеней, где вузы призваны сыграть роль центров.
Формирование  рынка образовательных  услуг:

      1.  Рынок образовательных услуг:

  • является деятельной формой передачи интеллектуальных новаций;
  • оказывает непосредственное воздействие на темпы и качество экономического роста;
  • обеспечивает конкурентоспособность производителей на внутреннем и международном рынках;
  • содействует равновесию на рынках человеческого капитала - реализует на практике общественные потребности в специалистах-инноваторах;
  • является своего рода встроенным амортизатором, обеспечивающим устойчивость функционирования рыночной системы;
  • содействует преодолению макроэкономической нестабильности – все формы безработицы находятся под прямым воздействием рынка образования.
  1. Рынок образовательных услуг – ведущий

            сектор рынка социальных услуг, 

            ответственный за формирование 

            национального человеческого капитала

      3.   Рынок образовательных услуг

            формирует рынок человеческого  

            капиталаосновной механизм,

            регулирующий воспроизводство 

            национального человеческого капитала   

            России

  1. Рынок образовательных услуг России выступает как структурный компонент глобального рынка образовательных услуг.
 

         Образование, рассматриваемое в  качестве интеллектуальной деятельности  в инновационной экономике, как  и наука, выступает основой  и формой развития человеческого  капитала. Данный  теоретический   анализ формирует платформу для  формулировки ключевого значения воспроизводства национального человеческого капитала России как цели и основы национального проекта в области образования.

         Главной целью приоритетного  национального проекта "Образование"  объявлено ускорение модернизации  российского образования, обеспечение системных изменений по основным направлениям развития образования России, что в конечном итоге должно позволить достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

         Приоритетный национальный проект в сфере образования, реализуемый в настоящий момент Правительством РФ, является важнейшей мерой по сохранению и развитию национального человеческого капитала. Реализация мер национального

проекта направит  образовательную систему к единым целям – повышению открытости и качества российского образования. Это, в свою очередь, может стать основой конкурентоспособности России в глобальной экономике.

         В диссертации проанализированы  предложения российских учёных  по оценке индивидуальных и общественных эффектов модернизации системы образования в России. Капитал образования характеризуется как  важнейшая составляющая национального человеческого капитала страны и оказывает прямое  воздействие на темпы экономического роста.                   

         5.  Дана оценка мировоззренческого потенциала теории человеческого капитала и её значения для выработки решений по актуальным проблемам социально-экономического развития России.

         Стратегия социально-экономического  развития России определяет воспроизводство человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Качество национального человеческого капитала определят успехи социально-экономического развития государства, выступает важнейшим фактором национальной безопасности.

         Можно определить национальный  человеческий капитал как сложную  совокупность созидательных производительных  сил всех граждан, каждая из  которых в отдельности представляет  собой индивидуальный капитализированный  запас знаний, умений и навыков, накопленный   посредством взаимодействия комплекса факторов и условий, связанных с разными уровнями жизнедеятельности общества и экономически реализуемый в производственном обороте, принося доход своему владельцу и формируя агрегированный поток дохода как часть национального дохода страны.

         Процесс формирования и накопления  национального человеческого капитала  представлен на  рисунке 1.

         Рисунок 1 – Модель процесса  формирования, накопления и воспроизводства национального человеческого капитала        

         Первую методику оценки величины  совокупного человеческого капитала  предложил М.М. Критский3. Представим оценку  величины совокупного человеческого капитала России в 2004 г. по его методу (таблица 3).

    Таблица 3 – Стоимостная оценка совокупного человеческого капитала в 2004 г.*

Число

возра-

стных

групп

населе-

ния

Средний

возраст

(середина

возраст-

ного ин-

тервала),

  лет

Числен-

ность

населе-

ния , 
 

млн.чел.

Годовая

амортизация, 
 

  Gп 1 i 

 трлн. р.

                             Человеческий капитал , 

                                     трлн. р.

     Gпр

Применяемый

человеческий

капитал

       Gп

Потреблённый 

человеческий

капитал

       G

Остаточный 

человеческий

капитал

   1 до 18л.  22,612                 Инвестиционный период
   2    17 12,578   4,27    277,55   72,59    204,96
   3    22 11,941    4,05    263,25     89,1   174,15
   4    27 10,796    3,67    238,55     99,09    139,46
   5    32 10,024    3,4    221    108,8    112,2
   6    37 9,664    3,28    213,2    121,36    91,84
   7    42 12,166    4,13    268,45    173,46    94,99
   8    47 11,876    4,03    261,95   189,41    72,54
   9    52 10,416   3,54    230,1    184,08    46,02
  10    57 6,435    2,18    141,7   124,26    17,44
  11 > 60 13,367                      Послерабочий период
          Всего : 143,5       2115,5     1162      953,5

Информация о работе Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки