- Модель распределения
личных доходов (Г.Беккер (1967г.);
- Расчёты валовой
величины совокупного капитала США (Т.
Шульц (1964г.);
- Расчёт прироста
ВВП за счёт дополнительных лет обучения
(Т. Шульц (1964г.);
- Расширение
трактовки понятия «человеческий капитал»
(Л. Туроу (1970г.);
- Предпосылка,
о том, что инвестиционное решение принимает
скорее домохозяйство, и исследование
внепроизводственных видов деятельности
(Г. Беккер (1965г.), Дж. Минцер (1963г.), Д.
Оуэн (1964г.), Э. Дин (1963г.);
- Положение
о том, что стоимость жизненных средств
в индивидуальном потреблении рабочего
не исчезает, а превращается в стоимость
его рабочей силы (К. Ланкастер (1964г.);
- Теория распределения
времени (Г. Беккер (1965г.);
- Модели определения
величин индивидуального и совокупного человеческого капитала (Дж. Минцер (1974г.);
- Неоклассическая
модель экономического роста ( Р. Солоу
(1956г.);
- Модель экономического
роста – все четыре фактора экономического
роста относятся к труду: занятость, отработанные
часы, половозрастная структура рабочей
силы и уровень образования (Э. Дениссон
(1974г.);
- “Эндогенная
теория роста” ( П. Ромер (1990г.), Р. Лукас
(1988г.);
- Эмпирическая
верификация прогнозов теории человеческого
капитала относительно прибыльности инвестиций
фирм в человеческий капитал своих сотрудников
( Дж. Минцер, И. Хигучи (1988г.).
3. Дана характеристика
позитивных исследований
содержания и видов
человеческого капитала
в российской экономической
науке.
Теория человеческого капитала
много лет отвергалась советскими
учёными во многом из-за неприятия неоклассической
методологии. В трудах М.М. Критского достигается
преемственность в развитии отечественной
теоретической мысли, связанной с изучением
экономической формы рабочей силы, воздействия
НТР на содержание и характер труда.
В качестве ведущих принципов
исследовательской программы человеческого
капитала М.М. Критского можно
выделить:
- диалектико-материалистический
подход к анализу формирования и накопления
человеческого капитала,
- трактовка
человеческого капитала как определенного
общественного отношения, категории общественной
жизнедеятельности,
- конкретно-историческая
оценка содержания и видов человеческого
капитала.
Диалектико-материалистический подход
к анализу категории человеческого
капитала М.М. Критского базируется
на предпосылке, что в качестве движущей
силы формирования и развития человеческого
капитала выступает внутреннее противоречие
противоположных форм человеческой жизнедеятельности
–производства и потребления. В современных
условиях, утверждает учёный, интенсивно
развивается новая форма жизнедеятельности
общества, восстанавливающая единство
производства и потребления. Принципиально
новую форму человеческой жизнедеятельности,
которая выступает по отношению к предшествующим
формам именно как всеобщая, М.М. Критский
называет человеческим капиталом. Такая
трактовка человеческого капитала расширяет
сферу его действия, по сравнению с позициями
западных экономистов. Человеческий капитал
характеризуется в том числе и с исторических
позиций как всеобще-конкретная форма
жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие
формы и осуществляющаяся как итог исторического
движения общества к его современному
состоянию. Это положение имеет большое
значение для дальнейших исследований.
Важный вклад в развитие ноклассической
концепции инвестиций в человеческий
капитал внесли учёные санкт-петербургской
школы, в том числе в работах С.А. Дятлова
– дополнение и модернизация неоклассических
теоретических предпосылок в соответствии
с условиями транзитивной экономики России,
обоснование необходимости реформирования
парадигмы общественной жизнедеятельности
через призму идей теории человеческого
капитала.
В литературе постепенно выработано
наиболее полное и универсальное определение
человеческого капитала. Человеческий
капитал – это сформированный в результате
инвестиций и накопленный человеком определённый
запас здоровья, знаний, навыков, способностей,
мотиваций, которые целесообразно используются
в той или иной сфере общественного воспроизводства,
содействуют росту производительности
труда и эффективности производства и
тем самым влияют на рост заработков человека,
фирмы и всего общества 2.
Новым для отечественной экономической
теории является развитие информационного
подхода к оценке человеческого капитала,
выходящий за рамки неоклассической методологии
инвестиционного процесса. В основу «принципа
интегральной отдачи» образовательных
инвестиций был положен не денежный, а
информационный критерий ценности. Принципиально
недопустимо считать расходы, связанные
с получением образования, издержками.
С точки зрения информационной ценности
труд человека с более высоким уровнем
образования имеет в целом более высокий
интегральный эффект как для самого человека,
так и для всего общества.
Ценной и перспективной необходимо
признать установку на сохранение
и развитие человеческого капитала России
в качестве главного приоритета общественно-экономического
развития страны, поскольку альтернативы
вложениям в человека ни с экономической,
ни с социальной точки зрения нет и в будущем
не будет.
4. Систематизированы
взгляды российских
учёных на роль человеческого
капитала в реформе
системы образования.
Показано ключевое значение
воспроизводства национального
человеческого капитала
России как цели и основы
национального проекта
в области образования.
Обобщенный анализ работ российских
авторов позволяет представить
актуальные тенденции развития
в сфере высшего образования
в России (таблица 2).
Таблица 2 – Актуальные тенденции
развития высшего образования в России
Образовательная
революция конца
ХХ века:
- Возникновение
«формации образовательного общества»,
в которой система образования становится
основной сферой воспроизводства личности.
- Повышение
интеллектоемкости, наукоемкости, образовательноемкости
экономики.
- Усиление
процесса диверсификации образования
в условиях становления рыночной экономики
в России, роста требований к конкурентоспособности
специалистов на рынке труда.
- Конкуренция
с развитыми странами мира на государственном
уровне по качеству образования и качеству
интеллектуальных ресурсов.
- Трансформация
системы образования в обществе в систему
непрерывного образования.
- Подготовка
образования и социально-экономических
механизмов к переходу к всеобщему высшему
образованию в первом десятилетии ХХI
века.
- Преодоление
неравенства в плане доступа личности
к образованию в различных регионах России.
- Появление
региональных систем образования как
новых субъектов в образовательном пространстве
России.
- Ассоциирование
образовательных учреждений всех ступеней,
где вузы призваны сыграть роль центров.
|
Формирование
рынка образовательных
услуг:
1. Рынок образовательных услуг:
- является
деятельной формой передачи интеллектуальных
новаций;
- оказывает
непосредственное воздействие на темпы
и качество экономического роста;
- обеспечивает
конкурентоспособность производителей
на внутреннем и международном рынках;
- содействует
равновесию на рынках человеческого капитала
- реализует на практике общественные
потребности в специалистах-инноваторах;
- является
своего рода встроенным амортизатором,
обеспечивающим устойчивость функционирования
рыночной системы;
- содействует
преодолению макроэкономической нестабильности
– все формы безработицы находятся под
прямым воздействием рынка образования.
- Рынок образовательных
услуг – ведущий
сектор рынка социальных услуг,
ответственный за формирование
национального человеческого капитала
3. Рынок образовательных услуг
формирует рынок человеческого
капитала – основной механизм,
регулирующий воспроизводство
национального человеческого капитала
России
- Рынок образовательных
услуг России выступает как структурный
компонент глобального рынка образовательных
услуг.
|
Образование, рассматриваемое в
качестве интеллектуальной деятельности
в инновационной экономике, как
и наука, выступает основой
и формой развития человеческого
капитала. Данный теоретический
анализ формирует платформу для
формулировки ключевого значения воспроизводства
национального человеческого капитала
России как цели и основы национального
проекта в области образования.
Главной целью приоритетного
национального проекта "Образование"
объявлено ускорение модернизации
российского образования, обеспечение
системных изменений по основным направлениям
развития образования России, что в конечном
итоге должно позволить достичь современного
качества образования, адекватного меняющимся
запросам общества и социально-экономическим
условиям.
Приоритетный национальный проект в сфере
образования, реализуемый в настоящий
момент Правительством РФ, является важнейшей
мерой по сохранению и развитию национального
человеческого капитала. Реализация мер
национального
проекта
направит образовательную систему
к единым целям – повышению открытости
и качества российского образования. Это,
в свою очередь, может стать основой конкурентоспособности
России в глобальной экономике.
В диссертации проанализированы
предложения российских учёных
по оценке индивидуальных и общественных
эффектов модернизации системы образования
в России. Капитал образования характеризуется
как важнейшая составляющая национального
человеческого капитала страны и оказывает
прямое воздействие на темпы экономического
роста.
5. Дана оценка мировоззренческого
потенциала теории человеческого
капитала и её значения
для выработки решений
по актуальным проблемам
социально-экономического
развития России.
Стратегия социально-экономического
развития России определяет воспроизводство
человеческого капитала как одну из главных
целей реформ. Качество национального
человеческого капитала определят успехи
социально-экономического развития государства,
выступает важнейшим фактором национальной
безопасности.
Можно определить национальный
человеческий капитал как сложную
совокупность созидательных производительных
сил всех граждан, каждая из
которых в отдельности представляет
собой индивидуальный капитализированный
запас знаний, умений и навыков,
накопленный посредством взаимодействия
комплекса факторов и условий, связанных
с разными уровнями жизнедеятельности
общества и экономически реализуемый
в производственном обороте, принося доход
своему владельцу и формируя агрегированный
поток дохода как часть национального
дохода страны.
Процесс формирования и накопления
национального человеческого капитала
представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Модель процесса
формирования, накопления и воспроизводства
национального человеческого капитала
Первую методику оценки величины
совокупного человеческого капитала
предложил М.М. Критский3. Представим
оценку величины совокупного человеческого
капитала России в 2004 г. по его методу (таблица
3).
Таблица 3 – Стоимостная оценка совокупного
человеческого капитала в 2004 г.*
Число
возра-
стных
групп
населе-
ния |
Средний
возраст
(середина
возраст-
ного ин-
тервала),
лет |
Числен-
ность
населе-
ния ,
млн.чел. |
Годовая
амортизация,
Gп 1
i
трлн. р. |
Человеческий капитал ,
трлн. р. |
Gпр
Применяемый
человеческий
капитал |
Gп
Потреблённый
человеческий
капитал |
G
Остаточный
человеческий
капитал |
1 |
до 18л. |
22,612 |
|
Инвестиционный период |
2 |
17 |
12,578 |
4,27 |
277,55 |
72,59 |
204,96 |
3 |
22 |
11,941 |
4,05 |
263,25 |
89,1 |
174,15 |
4 |
27 |
10,796 |
3,67 |
238,55 |
99,09 |
139,46 |
5 |
32 |
10,024 |
3,4 |
221 |
108,8 |
112,2 |
6 |
37 |
9,664 |
3,28 |
213,2 |
121,36 |
91,84 |
7 |
42 |
12,166 |
4,13 |
268,45 |
173,46 |
94,99 |
8 |
47 |
11,876 |
4,03 |
261,95 |
189,41 |
72,54 |
9 |
52 |
10,416 |
3,54 |
230,1 |
184,08 |
46,02 |
10 |
57 |
6,435 |
2,18 |
141,7 |
124,26 |
17,44 |
11 |
> 60 |
13,367 |
|
Послерабочий период |
Всего : |
143,5 |
|
2115,5 |
1162 |
953,5 |