Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, автореферат

Описание

Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.

Работа состоит из  1 файл

kiseleva.doc

— 196.50 Кб (Скачать документ)

         Апробация результатов  исследования осуществленана на всероссийской научно-практической конференции «Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития» (Орёл, 2005);  на международной интернет-конференции «Интеллектуальные силы человечества  и гармония мирового развития» (Санкт-Петербург, Орёл: НЦ «Планетарный проект», ОрёлГТУ, февраль – апрель 2006г.); на международной научно-практической конференции «Качество и полезность в экономической теории и практике» (Новосибирск, НГУЭУ, ноябрь 2006г.); на международной интернет-конференции «Планетарная рента: источники и механизмы присвоения» (Санкт-Петербург, сентябрь – октябрь 2006г.); на международной научно-практической конференции «Переосмысление предпринимательской деятельности университетов» (Санкт-Петербург – Стокгольм, 10-11 ноября, 2006г.)

         Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 11 научных работах, в том числе 2 статьи в журналах по списку ВАК, общим объёмом 3.45 печатных листа, из них 3 авторских.

         Структура и объём диссертации. Работа включает введение, три главы, заключение, изложена на 179 страницах текста, содержит 5 таблиц, 6 рисунков, 4 приложения, список литературы из 226 источников.  

         Во введении  обоснована актуальность темы, раскрыта степень её научной разработанности, сформулирована цель, задачи исследования, определены объект и предмет исследования, охарактеризована его теоретическая и практическая значимость, научная новизна результатов, выносимых на защиту.

         В первой главе  «Условия зарождения  и основные идеи  теории человеческого  капитала» рассматриваются субъективные и объективные предпосылки становления теории человеческого капитала, осуществляется обзор эволюции научных взглядов на проблему изучения производительных сил человека и методологического развития категории «человеческий капитал» в экономической теории, представляются и анализируются основные этапы формирования и развития теории человеческого капитала.

         Во второй главе  «Позитивные исследования  человеческого капитала  в российской экономической  науке» дана характеристика исследований содержания и видов человеческого капитала в российской экономической науке, учитывающих специфику трансформационных процессов в России. Раскрыты методологические преимущества диалектического метода в исследовании воспроизводства человеческого капитала. Систематизированы взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования.

         В третьей главе  «Актуальные проблемы  дальнейших исследований  содержания и роли  человеческого капитала  в экономике России» исследованы возможности использования мировоззренческого и методологического потенциала теории человеческого капитала для выработки стратегии развития национального человеческого капитала России; для развития подходов к оценке и эффективной реализации человеческого капитала фирмы; для анализа роли технологий коучинга и наставничества как в формировании индивидуального человеческого капитала.     

         В заключении  сформулированы основные выводы и результаты проведённого исследования. 

ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

         1. Выявлены объективные и субъективные предпосылоки возникновения теории человеческого капитала.

         Для формирования теории человеческого  капитала к началу 60-х годов  ХХ века были созданы все  необходимые субъективные и объективные  предпосылки (таблица 1).

         Важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала явилось развёртывание научно-технической революции в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века, которая вызвала и продолжает вызывать глубокие преобразования в производительных силах общества, когда в экономике возрастающую роль и значение приобретают личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации.

         Другой важной предпосылкой явилось  превращение науки в непосредственную  производительную силу. Интенсивность  производственного оборота, как и скорость экономического роста в развитых странах стали напрямую зависеть от степени наукоёмкости производства. В странах-лидерах НТП наблюдается нарастающий прогресс в развитии интеллектуальных производительных сил и формировании внушительного по абсолютным и относительным размерам невещного богатства. Важнейшим фактором экономического прорыва стала способность к созданию и внедрению инноваций.

         Впервые в истории развития  западных стран критерием эффективности  управления бизнес-процессами стала информационная эффективность. Быстрому росту инновационно-информационной сферы во второй половине ХХ века способствовала напряжённая внешнеполитическая обстановка и острая конкурентная борьба между ведущими мировыми державами за первенство в научной сфере и господство в экономической. 

         Таблица 1 – Предпосылки возникновения  теории человеческого капитала

Субъективные  предпосылки Объективные предпосылки
    I этап: классическая экономическая теория XVIII века
    1. Аналогии в трактовке материального и  человеческого капиталов
    2. Положение об инвестиционной природе расходов на приобретение человеком трудовой квалификации
    3. Признание важности квалифицированного труда в экономическом прогрессе государства
  1. После Второй мировой войны возрастает интерес к сфере труда, связанный с острым дефицитом квалифицированных кадров.
  2. Научно-техническая революция 50-60-х годов ХХ века вызвала глубокие преобразования  в составе и комбинации производительных сил общества.
  3. Интеллектуализация и информатизация процессов производства и управления способствовали превращению науки в непосредственную производительную силу.
  4. В экономике решающую роль и значение приобрели личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации.
  5. Напряжённая внешнеполитическая обстановка и острая конкурентная борьба между крупнейшими государствами за первенство в научной сфере и господство в экономической.
  6. Изменилось и отношение государства к проблемам воспроизводства рабочей силы
  7. Центр внимания сфокусировался на проблемах создания качественно новой рабочей силы, что стимулировало интенсивное развитие науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и отдыха.
  8. Профессионально-квалификационная подготовка работника начинают оцениваться как один из важнейших факторов экономического роста.
  9. Во всех развитых странах существенно увеличилось среднее число лет обучения.
    II  этап: неоклассическое направление экономической мысли XIX века
    1. Концепция экономического человека
    2. Концепция максимизирующего экономического поведения
    3. Методологический индивидуализм
     III этап: теория человеческого капитала

    ХХ века

    1. Расширительная трактовка понятия

          «капитал»  и отождествление 

          понятий материального и  

          человеческого капиталов 

    1. Результаты эмпирических

          исследований подтверждали  

          предположение об аналогиях 

                  между инвестициями в физический 

                  капитал и образовательными 

                  расходами

    1. Была доказана решающая роль 

      образовательного  уровня нации в социально-экономическом прогрессе

 
 

         Изменилось и отношение государства  к проблемам формирования и  накопления человеческого капитала. Главным направлением социального  прогресса признавалось повышение  эффективности производства самого  человека, а экономического прогресса  –  повышение эффективности использования рабочей силы, что стимулировало интенсивное развитие науки, образования, здравоохранения, сферы услуг и отдыха.

         Саморазвитие экономической мысли постепенно обеспечило смещение акцентов с сугубо материалистической трактовки источников развития к пониманию исходной роли знаний, интеллекта, созидательных способностей человека.

         2. Раскрыта история возникновения и развития концептуальных идей и положений теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе от классиков до неоклассиков.

         Возникшая в русле неоклассической  экономической школы,  теория  человеческого капитала базируется  на «методологическом фундаменте»,  заложенном экономистами-классиками  XVIII – XIX веков: У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, Дж. Миллем, Н. Сениором и др. В конце XIX – начале ХХ веков классические представления о производительных способностях человека получили значительное развитие в трудах А. Маршалла, Дж.Р. Уолша, И. Фишера, Э. Дениссона, М. Фридмена и многих других.

         Теория человеческого капитала складывается в работах американских учёных-неоклассиков, представителей так называемой «чикагской школы»: Г. Беккера, Дж. Минцера, Т. Шульца, лауреатов Нобелевской премии по экономике разных лет. Учёные выдвинули теорию, в рамках которой доказали, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий.      

         Новизна неоклассической исследовательской  программы человеческого капитала заключается в фундаментальных предпосылках, превращающих её в проверяемую теорию спроса на дополнительное образование:

  1. Спрос на дополнительное образование чувствителен к изменению цены в силу несовершенства рынков капитала;
  2. При росте уровня безработицы предъявляется спрос на больший объём обучения;
  3. Спрос на инвестиции в образование чувствителен к ожиданиям инвесторов, основанным на актуальной информации рынка труда.

         Г. Беккер осуществил теоретический  анализ воздействия инвестиций  в человеческий капитал на заработки и распределение личных доходов. Для развития теории важен вывод о том, что общий доход от инвестиций в человеческий капитал зависит от объёма произведённых вложений и их норм отдачи. Доказанный тезис состоит в том, что различия в общих объёмах инвестиций, осуществляемых разными людьми, связаны с различиями в их индивидуальных нормах отдачи.

         В рамках теории человеческого  капитала получили объяснение  структура распределения личных  доходов, возрастная динамика  заработков, неравенство в оплате мужского и женского труда и многое другое. Образовательные инвестиции стали рассматриваться как источник экономического роста, не менее важный, чем инвестиции в физический капитал.     

         Для следующего шага в развитии  теории человеческого капитала  потребовалась дополнительная предпосылка, о том, что инвестиционное решение принимает скорее домохозяйство, чем индивид, чтобы расширить аналогию до решений, касающихся внепроизводственных видов деятельности. Впервые в экономической теории отправным пунктом исследования стало систематическое включение в анализ нерабочего времени. Раскрыто положение о том, что домохозяйства используют в тех или иных сочетаниях время и рыночные товары, с тем чтобы производить базовые потребительские блага, которые непосредственно входят в их функции полезности1.

         Теория человеческого капитала  изменила взгляды экономистов  на природу экономического роста.  В неоклассических моделях экономического  роста Р. Солоу, Т. Шульца, Э.  Денисона акцент был переведён с инвестиций в основной капитал на инвестиции в человеческий капитал. Эта предпосылка оказала большое влияние на развитие «эндогенной теории» экономического роста, в рамках которой человеческий капитал выступает как источник экономического роста, стимулирующий технологическое развитие и рост производительности труда.

         Теория человеческого капитала  продемонстрировала огромную продуктивность, породив новые исследовательские  проекты практически в каждом  направлении экономической теории. Переход от индустриального к информационному способу развития,  обусловленный второй волной НТР в развитых странах в 70-80-х годах ХХ века, способствовал превращению теории человеческого капитала в одно из важнейших достижений экономической мысли столетия.  Можно назвать важнейшие достижения экономической науки, основанные на развитии неоклассической исследовательской программы человеческого капитала:

Информация о работе Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки