Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, автореферат
Актуальность темы исследования определяется особенностями текущего этапа социально-экономического развития России. 2007 год объявлен «годом инвестиций в человеческий капитал». Приоритетной задачей внутренней политики на ближайшие годы Правительством РФ определено сохранение и развитие национального человеческого капитала страны, как главного фактора экономического роста и основы конкурентоспособности России в глобальной экономике.
Апробация результатов исследования осуществленана на всероссийской научно-практической конференции «Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития» (Орёл, 2005); на международной интернет-конференции «Интеллектуальные силы человечества и гармония мирового развития» (Санкт-Петербург, Орёл: НЦ «Планетарный проект», ОрёлГТУ, февраль – апрель 2006г.); на международной научно-практической конференции «Качество и полезность в экономической теории и практике» (Новосибирск, НГУЭУ, ноябрь 2006г.); на международной интернет-конференции «Планетарная рента: источники и механизмы присвоения» (Санкт-Петербург, сентябрь – октябрь 2006г.); на международной научно-практической конференции «Переосмысление предпринимательской деятельности университетов» (Санкт-Петербург – Стокгольм, 10-11 ноября, 2006г.)
Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 11 научных работах, в том числе 2 статьи в журналах по списку ВАК, общим объёмом 3.45 печатных листа, из них 3 авторских.
Структура и объём диссертации. Работа включает введение, три главы, заключение, изложена на 179 страницах текста, содержит 5 таблиц, 6 рисунков, 4 приложения, список литературы из 226 источников.
Во введении обоснована актуальность темы, раскрыта степень её научной разработанности, сформулирована цель, задачи исследования, определены объект и предмет исследования, охарактеризована его теоретическая и практическая значимость, научная новизна результатов, выносимых на защиту.
В первой главе «Условия зарождения и основные идеи теории человеческого капитала» рассматриваются субъективные и объективные предпосылки становления теории человеческого капитала, осуществляется обзор эволюции научных взглядов на проблему изучения производительных сил человека и методологического развития категории «человеческий капитал» в экономической теории, представляются и анализируются основные этапы формирования и развития теории человеческого капитала.
Во второй главе «Позитивные исследования человеческого капитала в российской экономической науке» дана характеристика исследований содержания и видов человеческого капитала в российской экономической науке, учитывающих специфику трансформационных процессов в России. Раскрыты методологические преимущества диалектического метода в исследовании воспроизводства человеческого капитала. Систематизированы взгляды российских учёных на роль человеческого капитала в реформе системы образования.
В третьей главе «Актуальные проблемы дальнейших исследований содержания и роли человеческого капитала в экономике России» исследованы возможности использования мировоззренческого и методологического потенциала теории человеческого капитала для выработки стратегии развития национального человеческого капитала России; для развития подходов к оценке и эффективной реализации человеческого капитала фирмы; для анализа роли технологий коучинга и наставничества как в формировании индивидуального человеческого капитала.
В заключении
сформулированы основные выводы и результаты
проведённого исследования.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Выявлены объективные и субъективные предпосылоки возникновения теории человеческого капитала.
Для формирования теории
Важнейшей предпосылкой возникновения теории человеческого капитала явилось развёртывание научно-технической революции в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века, которая вызвала и продолжает вызывать глубокие преобразования в производительных силах общества, когда в экономике возрастающую роль и значение приобретают личность человека, уровень его образования и научных знаний, опыта и квалификации.
Другой важной предпосылкой
Впервые в истории развития
западных стран критерием
Таблица 1 – Предпосылки возникновения теории человеческого капитала
Субъективные предпосылки | Объективные предпосылки |
|
|
| |
III этап: теория человеческого
капитала
ХХ века
«капитал» и отождествление понятий материального и человеческого капиталов
исследований подтверждали предположение об аналогиях
между инвестициями в капитал и образовательными расходами
образовательного
уровня нации в социально- |
Изменилось и отношение
Саморазвитие экономической мысли постепенно обеспечило смещение акцентов с сугубо материалистической трактовки источников развития к пониманию исходной роли знаний, интеллекта, созидательных способностей человека.
2. Раскрыта история возникновения и развития концептуальных идей и положений теории человеческого капитала в зарубежной экономической литературе от классиков до неоклассиков.
Возникшая в русле
Теория человеческого капитала складывается в работах американских учёных-неоклассиков, представителей так называемой «чикагской школы»: Г. Беккера, Дж. Минцера, Т. Шульца, лауреатов Нобелевской премии по экономике разных лет. Учёные выдвинули теорию, в рамках которой доказали, что система образования есть такая сфера деятельности, где финансовый капитал превращается в человеческий.
Новизна неоклассической
Г. Беккер осуществил
В рамках теории человеческого
капитала получили объяснение
структура распределения
Для следующего шага в
Теория человеческого капитала
изменила взгляды экономистов
на природу экономического
Теория человеческого капитала
продемонстрировала огромную
Информация о работе Развитие теории человеческого капитала и особенности его оценки